Верно говорят: то что заложено в детстве, то на всю жизнь. Поэтому столь важно уже на ранних этапах развития и обучения ребенка заложить в его сознание общепринятые этические нормы, сформировать навыки поведенческой культуры. Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия воспитанников детского дома. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности.
В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура.
Детский дом - это институт социального спасения детей, где идет их подготовка к самостоятельной жизни. Дети, оставшиеся без попечения родителей в раннем возрасте, не получившие первых уроков взаимодействия с близкими людьми, с несформированной формой эмоциональной коммуникации, испытывают затруднения в общении с другими детьми. Психологические исследования и обобщение опыта работы детских домов и домов - интернатов свидетельствуют о том, что туда поступают социально неуверенные, имеющие низкую самооценку дети, склонные чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватно. У этих детей наблюдается задержка психоречевого и психомоторного развития, несформированность о обедненность эмоциональной сферы: дети не понимают чувств других, не умеют сочувствовать, сопереживать. Дети не умеют слышать и слушать друг друга, часто называют сверстников по фамилии. Высокая степень внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности не позволяет им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема перейдет во взрослую жизнь. Поэтому именно эти дети в первую очередь нуждаются в коррекции и развитии сферы общения.
Воспитательский час - прекрасная возможность поговорить о таких нравственных понятиях, как доброта, справедливость, честность, трудолюбие, ответственность, об отношении к старшим и младшим, о поведении в школе, в общественном месте, на природе.
Разговор об этих нравственных категориях требует особого такта. Такие воспитательские часы ни в коем случае не должны превращаться в прямолинейное нравоучение, в простую передачу опыта старшего младшим. Это должен быть содержательный разговор двух заинтересованных сторон о проблемах, которые имеют непосредственное отношение к повседневной жизни ребенка, к его взаимоотношениям с окружающими.
Безусловно, жизненный опыт воспитанников детского дома еще очень мал, чтобы разобраться в непростых этических вопросах. И тут на помощь воспитателю приходит отечественная детская литература, нравственный потенциал которой трудно переоценить. Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя - свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, воспитатель помогает воспитаннику разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.
Разговор на воспитательском часе можно сконцентрировать вокруг таких литературных произведений, рисующих те или иные нравственные ситуации, время от времени деликатно обращаясь к личному опыту воспитанника.
В то же время необходимо использовать и активные формы работы, в которых реализуются творческие способности детей: игры, конкурсы, турниры, викторины, совместное составление правил поведения.
Разработка воспитательского часа, представленная в этой статье, посвящена формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм.
Все предлагаемые занятия можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.
"Формирование личностной культуры" включает формирование личностных качеств человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
"Формирование культуры взаимоотношений" на конкретных примерах, доступность детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.
Цель этих занятий - дать воспитанникам представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто с окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека.
"Правила хорошего тона" помогают детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Воспитанник постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязанности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир воспитанника формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей.
В вязи с этим воспитателю в выборе темы воспитательского часа следует руководствоваться не только заранее составленным планом, но и конкретными ситуациями, складывающимися в детском доме. Однако, организуя разговор на нравственно - этическую тем, воспитатель должен хорошо знать индивидуальные особенности каждого ребенка, его семейную ситуацию, чтобы ни в коем случае не ранить ребенка.
В советской педагогике на протяжении долгих лет сформировалась система, в которой обучение и воспитание были двумя неразрывными частями образовательного процесса (можно спорить о целях и содержании воспитания в те годы, но то, что такая система существовала бесспорно). В последние годы в школе произошел явный крен в сторону обучения, что вполне естественно в период пересмотра общественных идеалов. Сегодня же школа вновь поворачивается к проблеме воспитания, оценив те негативные последствия, к которым приводит приоритет интеллектуального развития над нравственным.
А ведь еще древнеримский философ Сенека писал: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней".
Безусловно, система нравственного воспитания должна охватывать все годы пребывания воспитанника в детском доме, причем подчас в первом, пятом, восьмом и одиннадцатом классах воспитатели обсуждают с воспитанниками одни и те же проблемы дружбы, взаимопомощи, ответственности. С каждым годом содержание таких обсуждений усложняется, наполняется новым опытом воспитанников, и, конечно те нравственные выводы, к которым приходят выпускники детского дома, отличается от мнения вновь прибывших воспитанников, но только в том случае мы увидим выпускников детского дома людьми со сформированными нравственными представлениями, если уже в начальной стадии впервые сможем им задуматься, что значит быть добрым и, справедливым, трудолюбивым и честным.
Поговорим о доброте.
Цели и задачи:
Предварительная работа
Дети готовят пересказ сказки "Две козы", читают стихи, пословицы и поговорки о доброте.
Ход воспитательского часа
Введение в тему воспитательского часа.
Воспитатель: Послушайте рассказ В. Сухомлинского "Как белочка дятла спасла" и подумайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить
Воспитатель читает рассказ.
Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылупливаются.
Сел дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег и замерзают. Увидела белочка из гнезда - дятел плачет. Прыг - прыг, прискакала к дятлу.
- Почему это ты, дятел, плачешь?
- Нечего есть, белочка:
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой.
Сел дятел возле шишки и начал молотить клювом.
А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для обсуждения:
- Что вы можете сказать про белочку?
- Какие чувства и эмоции вызывают у нас добрые поступки?
- Кому они приносят радость?
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о доброте. Доброта, как и солнышко, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко своими лучами - и на душе становится тепло и хорошо. В каждом из нас живет маленькое солнышко. Только у некоторых оно уже проснулось и ярко светит, а у других - еще спит. Давайте сегодня разбудим наши солнышки.
Чтение о обсуждение историй о доброте.
Послушайте две истории. Одна называется "Две козы", другая "Два барана".
Подумайте, чем они похожи и чем отличаются?
Два воспитанника рассказывают истории.
Две козы.
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево гора, как стена, направо глубокая пропасть. Задумались козы: "Как тут быть?"
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожнол через нее перешла. И обе остались живы.
Два барана.
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом
И сказал барашек белый:
"Братец вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти -
Ты стоишь мне на пути".
Черный брат ответил: "Ме - е.
Ты в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги".
Помотал один рогами, уперся другой ногами:
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
С.Михалков
Вопросы для обсуждения:
-Почему похожие истории закончились по - разному?
- Могла бы история с баранами закончиться благополучно?
- А у вас в жизни были ситуации, когда вам приходилось уступать, думать о другом человеке? Расскажите об этом.
Подведение итогов.
Воспитатель. Кто же такой - добрый человек ? Дети приходят к выводу: добрый человек тот, кто любит людей, стремится делать добро, умеет дружить.
Воспитанники читают стихотворения.
1- й воспитанник.
Не стой равнодушно,
Когда у другого беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
2- й воспитанник
Я за все расплачусь - посажу семена,
И ростки доброты воспрянут.
И проявится жизни моей цена
В том, как люди меня помянут!
Воспитатель. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие немного приоткрыло ваши сердца навстречу добру!
Поговорим о дружбе
Цели и задачи:
- Учить уважительно относиться к людям, воспитывать дружелюбие, желание помочь товарищу, доброжелательность.
Предварительная работа:
Подготовка выразительного чтения стихов.
Ход воспитательского часа
Введение в тему воспитательского часа.
Воспитатель. Послушайте рассказ И. Туричина и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить.
Воспитатель читает рассказ.
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
- Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных?
- Давай, - согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.
-Пожар! Пожар! - кричит.
Прибежали другие ребята.
- Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
- Я - Васин друг! И я буду один в машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровозик с вагончиками.
Подбежал Сережа.
- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов?
- Давай, - согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
-И меня примите.
- Не примем, - сказал Сережа.
- Почему? - удивился Вася. - Ты мой друг. Ты же сам вчера говорил.
- То - вчера, - сказал Сережа. - Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
Вопросы для обсуждения:
- Почему один день Сережа дружил с Васей, а на другой стал дружить с Борей?
- Правильно ли Сережа представляет дружбу?
- Что такое дружба?
Воспитатель. Дружба - это уважительное отношение между людьми, взаимопомощь и взаимопонимание.
Прочитайте пословицы о дружбе.
Дети зачитывают пословицы.
Старый друг - лучше новых двух.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Новых друзей наживай, а старых - не забывай.
Друзья познаются в беде.
Легко найти друзей, да трудно сохранить.
Чтение и обсуждение басен.
Воспитатель. Послушайте две басни и подумайте, в какой из них говорится о настоящей дружбе.
Чиж и голубь
Чижа захлопнула злодейка - западня:
Бедняжка в ней, и рвался и метался,
А голубь молодой над ним же издевался.
"Не стыдно ль, - говорит, - средь бела дня попался!
Не провели бы так меня,
За это я ручаюсь смело".
Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Впредь чужой беде не смейся, голубок.
И. Крылов
Муравей и голубка.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидела - муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
Муравей сел на ветку и спасся.
Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть.
Муравей подполз к охотнику и укусил за ногу: охотник охнул и уронил сеть.
Голубка вспорхнула и улетела.
Воспитатель. Дружба - это взаимопомощь. Ни в коем случае нельзя обижать друзей, особенно словом. Дружат не потому, что человек что-то имеет. Если он надежный, верный, то у него обязательно много друзей.
А если друг такой, как в стихотворении, то скорее всего он будет одинок.
Воспитанник.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда - то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
А. Барто
Работа в парах "Правила дружбы".
Воспитатель. Поработаем в парах. Каждая пара составит свои правила дружбы.
Примерные правила:
Помогай товарищу: если умеешь что - то делать, научи и друга; если товарищь попал в беду помоги ему чем можешь.
Делись с друзьями: Если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе самое лучшее.
Останови друга, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить - значит говорить друг другу только правду; если друг в чем - то неправ, скажи ему об этом.
Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам, не зазнавайся, если у тебя что - то хорошо получается; не завидуй товарищу - надо радоваться его успехам; если плохо поступил, не стесняйся в этом признаться и исправить, если сделал добро - не напоминай об этом.
Подведение итогов.
Воспитатель предлагает записать правила друзей в блокнот.
Воспитатель.
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как поле с плугом,
Как ветер с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!: