Пояснительная записка
Цель программы – расширение знаний английского языка учащихся начальной школы через изобразительное творчество, прикладное искусство, развитие речевых и эстетических навыков, формирование творческой и созидательной личности. Особенность курса состоит в том, что разработка завершится вполне реальным, осязаемым практическим результатом - открытками или в виде мини альбомов (фотоальбомов), оформленными с помощью “скрапбукинг” - вида рукодельного искусства, с последующей демонстрацией и пояснениями.
Задачи программы
Образовательные:
- Расширять словарный запас иноязычной речи, изучать богатое, историческое и культурное наследие стран изучаемого языка, а также быть в курсе взаимоотношений России с другими странами мира;
- Обогащать представление о жизни в разных странах, формировать представление в области народных костюмов мира;
- Практиковать монологическую и диалогическую речь, используя аудирование, перевод с русского языка на английский;
- Закрепить речевые фразы, грамматические структуры, лексику по теме “Путешествие”;
- Тренировать закрепление информации по теме, грамотное построение предложений;
- Практиковать чтение стихотворений, пение песен, произношение пословиц и поговорок на английском и русском языке, а также тренировать работу с инструментами и материалами для скрапбукинга.
- Научить переносить знания на новую ситуационную модель общения, проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя иностранного языка, изготовлять и оформлять мини альбомы, открытки, личную или семейную историю при помощи рукоделия - скрапбукинга.
Развивающие:
- Способствовать развитию английской речи, раскрепостить личность ребенка, снять физическое перенапряжение и переключить внимание на другие занятия;
- Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей, память и внимание, способность к творческому самовыражению и самореализации через теоретическое и практическое знакомство с декоративно-прикладным творчеством;
- Развивать мыслительные навыки: систематизация, логическое и образное мышление, повышать интерес к изучаемому иностранному языку;
- Формировать лингвистическую и социокультурную компетентность, познавательные умения: задавать вопросы и отвечать на них, доказывать и рассуждать, работать с информацией (сбор, хранение и использование), а также умение самостоятельно или совместно решать творческие задачи;
- Развивать и формировать интеллектуальную сферу личности ребенка;
- Развивать чувство патриотизма и коллективизма;
- Развивать межпредметные связи (с чтением, материальными технологиями и ОБЖ, окружающий мир) и обогащать кругозор.
Воспитательные:
- Развивать интерес к изучению истории и культуры чужой страны через развитие знаний изучаемого иностранного языка;
- Воспитывать жизненную инициативность и активность, отзывчивость к окружающим;
- Воспитывать чувство ответственности перед коллективом, культуру общения – умение слушать собеседника;
- Объединять личностей в коллектив для совместной деятельности и познавательных интересов, и как следствие – совершенствование личности;
- Воспитывать любовь к Родине и чувство прекрасного.
- Прививать интерес к народным символам, как виду народного художественного творчества;
- Развивать критику и самокритику;
- Воспитывать этику взаимоотношений;
- Воспитывать желание общаться на английском языке, получая при этом удовольствие.
Проектная деятельность способствует тому, что обучаемые привыкают работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной и учебной деятельности, а это – главный компонент образования в настоящее время. Следует отметить тот факт, что теперь учащиеся имеют возможность использовать полученные знания по иностранному языку вне класса - в процессе проектной работы. Иными словами, проект – это возможность для детей выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме.
Актуальность программы
“...Дети должны жить в мире красоты, игр, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать...”
В.А. Сухомлинский
Владение иностранным языком сегодня становится необходимым условием для современной жизни. С каждым днем в Интернете появляется все больше людей, которые хотят поделиться со своими сверстниками впечатлениями о жизни, хотят понять жизнь других людей и быть понятыми. Знакомство с новой страной вызывает у учащихся всегда положительные эмоции и неподдельный интерес, заставляет задумываться о современном мире. Общеизвестно, что почти во всех школах Москвы учатся дети разных национальностей. В нашей школе, например, на сегодняшний день, учатся дети более 8 национальностей и таких школ полно в нашем городе. И во всех подобных школах учителя сталкиваются с одинаковыми проблемами общения между учащимися разных национальностей. Только диалог культур, их взаимодействие, способствует ослаблению межнациональных конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию толерантности. В современном мире воспитание терпимости к гражданам других стран стало одной из главных целей образовательной политики. Проблема культуры межэтнического взаимодействия особенно актуальна для нашей страны в наше время. Необходимо воспитывать уважение к людям разных национальностей, развивать духовно-нравственный потенциал личности школьников. Важность этой задачи продиктована необходимостью бесконфликтного взаимодействия в многонациональном обществе. Ни для кого не секрет, что в результате активизации международного терроризма в глобальных масштабах, резко возросла напряженная атмосфера в человеческих отношениях.
Из опыта работы я заметила, что именно в начальной школе повышается интерес учащихся к изучению иностранного языка. Все дети имеют разные способности: память, слух, логическое мышление и произношение. В этом отношении большим подспорьем служит внеклассная работа. Только она является “палочкой-выручалочкой” для ребенка. А если совместить изучение иностранного языка на дополнительных уроках с созданием оригинального изделия, которое тебе в новинку и по душе, то положительный опыт будет полезен и в дальнейшей жизни. Все знают, какой бывает удивительной и непредсказуемой детская фантазия, а она не зависит от умственных способностей. Работа с бумагой всегда была доступна всем. А в настоящее время она получила новое веяние. Скрапбукинг сейчас становится модным не только за рубежом, но и у нас в стране. Занятие новое и увлекательное. Оно объединяет людей в клубы и не имеет ограничений по возрасту и навыков. Проект дает ребенку возможность самоутвердиться и активизировать коммуникативную деятельность. Успех, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся в учебной и внеклассной работе по иностранному языку.
Идея данного проекта возникла не случайно, а на основе анализа и многократных наблюдений за работой на уроках технологии учащихся младших классов. Все дети работают самозабвенно и неустанно. Я надеюсь, что данная программа будет удачным примером для моих коллег в организации проектной деятельности различного вида при изучении иностранного языка с учащимися начальной школы.
Приложение.
Метапредметный проект: английский язык, технология, художественный труд и изобразительное искусство (34 ч.)
№ | ТЕМА |
1. | Вводное занятие. Выбор темы проекта.
Обсуждение целей и задач проекта. Описание Конечного результата. |
2. | Анализ предстоящей деятельности. Подбор новой лексики по теме: “Путешествие в разные страны”. Развитие произносительных навыков. |
3. | Активизация новой лексики по теме: a journey, the airport, a train, a ticket, a flag, a country, a timetable, a luggage, a customs, a plane, a passport, a capital. Отработка произношения. |
4. | Тема: “Scrapbooking”. Введение и закрепление новой лексики по теме. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами на уроках по “Scrapbooking”. Тренировочные упражнения с ножницами с волнистым краем, дыроколом, стиплером, объемным контуром и т.д. Отработка устной речи с новыми словами. |
5. | Развитие речевых навыков по теме “Путешествие…”. Закрепление лексики по теме. |
6. | Мои любимые занятия на отдыхе. Составление монолога. Отработка фраз: My name is… I am… I am from… I was in… I like… I can… My father is… My mother is… My sister (brother) is… |
7. | Заучивание слов, ударение, элементы интонации, пауза, ритм, темп беседы. Тренировочные упражнения. |
8. | Формирование умения вести рассказ о себе, адекватно реагировать на реплику. Тренироваться выражать свое отношение к теме, выражать согласие или несогласие: I agree (disagree) with…, You are right (wrong), What is interesting…, To my mind… |
9. | Слышать и понимать вопросы по теме. Отработка специальных вопросов: What is it? Who are you? What is your name? Where are you from? Where were you last year? |
10. | Обучение описывать события: место действия, название страны, города, название времени года, месяца и даты. |
11. | Стили “Scrapbooking”. Виды и формы открытки или мини альбома. Развитие и расширение творческих способностей учащихся. |
12. | Страницы альбома (открытки). Моя фото – история. Какой я ее вижу? Выбор стиля оформления своего мини фотоальбома или открытки. |
13. | Подбор и изготовление художественных элементов к фотоальбому или к открытке. Искусство оригами. Многообразие выбора тканей и аксессуаров для оформления изделия. |
14. | “Кvilling”- маленькая деталь с большими возможностями для украшения открытки или альбома. Беседа о квиллинге. Тренировочные упражнения по изготовлению деталей из бумаги. |
15. | Закрепление навыков овладения приемами техники “Кvilling”. |
16. | Замысел и эскизы мини альбома или открытки по теме “Travelling…”. Выбор формата изделия, фраз по теме для альбома или открытки. |
17. | Подготовка к оформлению обложки. Работа по выбору формы альбома (открытки), по подбору различного вида материалов. |
18. | Воплощение эскизов. Выбор окончательного варианта. Изготовление обложки изделия. |
19. 20. |
Занятия по оформлению страничек альбома (открытки) в различных стилях: Европейском, Vintage, Heritage, Shaba shik, Fristail, Mix media и др. Тренировочные упражнения. |
21. | Обучения понимания простых приказаний, рассуждений в учебных, игровых и реальных ситуациях. |
22. | Обучение описывать мини альбом (открытку): содержание изделия, его оформление, стиль и речевое поведение во время выступления. |
23. | Вводное занятие по теме: “Народный костюм”. Особенности народного костюма разных стран. Выбор определенной страны. Обоснование выбора. Подбор лексики по теме. Отработка произношения. |
24. | Классификация костюма. Введение новых ЛЕ в речи. Активизация новой лексики по теме: clothes, a hat, a scarf, a jacket, trousers, a shirt, a skirt, a blouse, a dress, a belt, shoes, a bag. |
25. | Костюмы народов мира – отображение истории народов. Активизация новой лексики в речи по теме “Одежда”. Тренировочные упражнения. |
26. | Символы стран. Народные игрушки. Развитие монологической речи. |
27. | Вопросно-ответные упражнения. Составление диалога. Отработка общих вопросов: Were you in…? Do you…? Have you got a…? Dо you like…? Does your mother (father)…? Does your family…? |
28. | Подбор лексики по теме “Достопримечательности страны”. Отработка произношения. |
29. | Активизация в устной и письменной речи новых ЛЕ и РО. Закрепление фраз: I visit…, I go by…, My favorite country (city) is…, My family and I go to …, There (is) are many…, The capital of…, This monument is to… |
30. | “Journaling”. Обучение оформлению надписей и подписей под фотографиями в фотоальбомах. Практическое занятие. |
31. | Итоговое занятие по изготовлению изделий. Окончание творческих работ: наведение лоска на изделие, добавление мелких штрихов. |
32. | Занятие техникой речи, подготовка к выступлению на итоговой презентации по проектной деятельности. Обучение сценическому мастерству. Тренировочные упражнения. |
33. | Генеральная репетиция презентации проекта. |
34. | Подведение итогов. Выставка работ. Планы на будущее. Фотосъемка. |