Цели:
- дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот,
- углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
- развивать умения производить наблюдения, делать выводы, умение сравнивать; показывать связь данной темы с другими науками.
- воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;
Оборудование: графопроектор, плакат “Круговорот воды в природе”, вода, спирт, подсолнечное масло, спиртовка, бумажные полоски, электрическая плитка, стеклянные пластины с матовой поверхностью и держатели-подставки для них.
Ход урока
Учитель: Представьте себе, что мы выльем стакан воды на пол и уйдем. Приходя на следующий день, увидим, что нет воды, что случилось с водой?
Ученики: Вода испарилась.
Учитель: Правильно, вода испарилась. Что же такое пар, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения – вот наша сегодняшняя цель урока. Сначала обратимся к плакату “Круговорот воды в природе”. Учащиеся дружно вспоминают знания по природоведению, рассказывают об образовании облаков, об испарении.
Скажите, пожалуйста, что такое испарение?
Ученики: Испарение это парообразование с поверхности жидкости.
Учитель: А теперь выясним, от чего зависит скорость испарения. Для этого сделаем опыт.
1. Возьмем три различных жидкости (вода, спирт, подсолнечное масло) и нанесем на матовую стеклянную поверхность. Через некоторое время жидкости начнут испаряться: вначале - спирт, затем - вода, а масло не сможет испаряться. От чего зависит скорость испарения?
Ученики: От рода жидкости, так как молекулам жидкости необходимо преодолеть различные силы межмолекулярного притяжения, в зависимости от плотности веществ.
2. Возьмём две полоски бумаги, смочим их водой и одну полоску оставим на столе, а другую преподносим к электроплитке. Какая из них высохнет быстрее?
Ученики: Полоска, где температура больше, высохнет быстрее. Значит, скорость испарения зависит от температуры.
Учитель: Приведите примеры, когда скорость испарения зависит от температуры.
Ученики: Лужи летом высыхают быстрее, чем осенью, выстиранное бельё высыхает быстрее в жаркую погоду, чем в холодную.
Учитель: Выстиранное бельё в ветреную погоду высыхает быстрее…
Ученики: Сено в ветреную погоду высыхает быстрее. Значит, скорость испарения зависит от ветра.
Учитель: Да, не зря же мы во время чаепития дуем на чай в блюдце.
3. Возьмем 2 сосуда с разными горлышками, с одинаковыми объёмами воды. В каком из них вода испарится быстрее?
Ученики: В сосуде с широким горлышком вода испарится быстрее. Значит, скорость испарения зависит от площади свободной поверхности жидкости.
Учитель: Зависит ли скорость испарения от массы вещества.
Ученики: Конечно, зависит, ведь для испарения жидкости большей массы потребуется больше количества теплоты.
Учитель: Сделайте, пожалуйста, вывод.
Ученики: Скорость испарения зависит от рода жидкости, от температуры, от площади свободной поверхности жидкости, от ветра, а так же от массы жидкости.
Учитель: Сделаем следующий опыт.
4. Поставим на плитку колбу с водой и закроем сухой крышкой. Через некоторое время на крышке появляются капельки воды, откуда они появились, ведь она была сухой?
Ученики: Молекулы воды испарились и на крышке обратно превратились в воду.
Учитель: Да, этот процесс, т.е. переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние называется конденсацией.
Примером конденсации служит выпадение росы, образование тумана.
А теперь выясним, что происходит с жидкостью при испарении. После купания мы мерзнем, значит, наше тело покидают быстрые молекулы с большей энергией, остаются молекулы с меньшей энергией, значит, с меньшей температурой. При испарении энергия поглощается. Например, при растирании рук эфиром мы почувствуем заметное похолодание. А при конденсации энергия выделяется. Эту энергию можно использовать для нагревания воды в турбинах, что в свою очередь используют для бытовых нужд.
А теперь посмотрим ещё один опыт:
5. Поставим на плитку колбу с водой и начнём измерять температуру с определенным промежутком времени.
t1= 200 t5=800 t2 = 500 t6=1000 t3 = 700 t7=1000 t4 = 800 t8=1000
Какой вывод можно сделать?
Ученики: Во время кипения температура не меняется.
Учитель: На что тогда расходуется количество теплоты, подводимое электроплиткой?
Ученики: На парообразование внутри жидкости.
Учитель: Да, кипение это парообразование внутри жидкости.
Как можно использовать постоянство температуры на практике?
Ученики: Нужно уменьшить подводимое количество теплоты, т.е. установить регулятор на малый уровень.
Разные жидкости кипят при разных температурах. (Работа с таблицей №5)
При увеличении давления температура кипения жидкости увеличивается, а при уменьшении – уменьшается. Например, высоко в горах, где давление низкое, вода может кипеть при 700.
Закрепление знаний: Ответы на вопросы. Решение качественных задач по сборнику задач В.И. Лукашик №884-901.
Итог урока, выставление оценок.
Домашнее задание: п. 16, 17, 18, задание 3 (с.43)