Урок физики по теме "Испарение и конденсация"

Разделы: Физика


Цели:

  • дать учащимся знания об особенностях физических процессов перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот,
  • углубить и пополнить знания учащихся об агрегатных состояниях вещества; дать понятие процессов испарения и конденсации, рассмотрев их на основе МКТ; исследовать факторы, влияющие на скорость испарения;
  • развивать умения производить наблюдения, делать выводы, умение сравнивать; показывать связь данной темы с другими науками.
  • воспитать интерес к предмету и позитивное отношение к учебе;

Оборудование: графопроектор, плакат “Круговорот воды в природе”, вода, спирт, подсолнечное масло, спиртовка, бумажные полоски, электрическая плитка, стеклянные пластины с матовой поверхностью и держатели-подставки для них.

Ход урока

Учитель: Представьте себе, что мы выльем стакан воды на пол и уйдем. Приходя на следующий день, увидим, что нет воды, что случилось с водой?

Ученики: Вода испарилась.

Учитель: Правильно, вода испарилась. Что же такое пар, как происходит испарение, от чего зависит скорость испарения – вот наша сегодняшняя цель урока. Сначала обратимся к плакату “Круговорот воды в природе”. Учащиеся дружно вспоминают знания по природоведению, рассказывают об образовании облаков, об испарении.

Скажите, пожалуйста, что такое испарение?

Ученики: Испарение это парообразование с поверхности жидкости.

Учитель: А теперь выясним, от чего зависит скорость испарения. Для этого сделаем опыт.

1. Возьмем три различных жидкости (вода, спирт, подсолнечное масло) и нанесем на матовую стеклянную поверхность. Через некоторое время жидкости начнут испаряться: вначале - спирт, затем - вода, а масло не сможет испаряться. От чего зависит скорость испарения?

Ученики: От рода жидкости, так как молекулам жидкости необходимо преодолеть различные силы межмолекулярного притяжения, в зависимости от плотности веществ.

2. Возьмём две полоски бумаги, смочим их водой и одну полоску оставим на столе, а другую преподносим к электроплитке. Какая из них высохнет быстрее?

Ученики: Полоска, где температура больше, высохнет быстрее. Значит, скорость испарения зависит от температуры.

Учитель: Приведите примеры, когда скорость испарения зависит от температуры.

Ученики: Лужи летом высыхают быстрее, чем осенью, выстиранное бельё высыхает быстрее в жаркую погоду, чем в холодную.

Учитель: Выстиранное бельё в ветреную погоду высыхает быстрее…

Ученики: Сено в ветреную погоду высыхает быстрее. Значит, скорость испарения зависит от ветра.

Учитель: Да, не зря же мы во время чаепития дуем на чай в блюдце.

3. Возьмем 2 сосуда с разными горлышками, с одинаковыми объёмами воды. В каком из них вода испарится быстрее?

Ученики: В сосуде с широким горлышком вода испарится быстрее. Значит, скорость испарения зависит от площади свободной поверхности жидкости.

Учитель: Зависит ли скорость испарения от массы вещества.

Ученики: Конечно, зависит, ведь для испарения жидкости большей массы потребуется больше количества теплоты.

Учитель: Сделайте, пожалуйста, вывод.

Ученики: Скорость испарения зависит от рода жидкости, от температуры, от площади свободной поверхности жидкости, от ветра, а так же от массы жидкости.

Учитель: Сделаем следующий опыт.

4. Поставим на плитку колбу с водой и закроем сухой крышкой. Через некоторое время на крышке появляются капельки воды, откуда они появились, ведь она была сухой?

Ученики: Молекулы воды испарились и на крышке обратно превратились в воду.

Учитель: Да, этот процесс, т.е. переход вещества из газообразного состояния в жидкое состояние называется конденсацией.

Примером конденсации служит выпадение росы, образование тумана.

А теперь выясним, что происходит с жидкостью при испарении. После купания мы мерзнем, значит, наше тело покидают быстрые молекулы с большей энергией, остаются молекулы с меньшей энергией, значит, с меньшей температурой. При испарении энергия поглощается. Например, при растирании рук эфиром мы почувствуем заметное похолодание. А при конденсации энергия выделяется. Эту энергию можно использовать для нагревания воды в турбинах, что в свою очередь используют для бытовых нужд.

А теперь посмотрим ещё один опыт:

5. Поставим на плитку колбу с водой и начнём измерять температуру с определенным промежутком времени.

t1= 200 t5=800
t2 = 500 t6=1000
t3 = 700 t7=1000
t4 = 800 t8=1000

Какой вывод можно сделать?

Ученики: Во время кипения температура не меняется.

Учитель: На что тогда расходуется количество теплоты, подводимое электроплиткой?

Ученики: На парообразование внутри жидкости.

Учитель: Да, кипение это парообразование внутри жидкости.

Как можно использовать постоянство температуры на практике?

Ученики: Нужно уменьшить подводимое количество теплоты, т.е. установить регулятор на малый уровень.

Разные жидкости кипят при разных температурах. (Работа с таблицей №5)

При увеличении давления температура кипения жидкости увеличивается, а при уменьшении – уменьшается. Например, высоко в горах, где давление низкое, вода может кипеть при 700.

Закрепление знаний: Ответы на вопросы. Решение качественных задач по сборнику задач В.И. Лукашик №884-901.

Итог урока, выставление оценок.

Домашнее задание: п. 16, 17, 18, задание 3 (с.43)