Цель: подготовка к ЕГЭ (часть С3) по информатике и ИКТ.
Задачи:
- дать основные понятия об исполнителях.
- познакомить учащихся с основными командами исполнителей на примере исполнителей "Робот"и "Черепашка" .
- разобрать типичные задачи на исполнители.
- помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ (часть С3) .
Тип урока: Получение знаний и изучение нового материала..
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер, проектор, Презентация.ppt.
Время проведения: 90 минут.
Структура урока:
- Орг. момент (2 мин).
- Изложение нового материала (75 мин).
- Коррекция ошибок и подведение итогов урока (13 мин).
Ход урока
1. Оргмомент.
- Повторение техники безопасности (кратко).
- Приветствие, проверка присутствующих.
2. Изложение нового материала.
Исполнитель - физический или виртуальный объект, производящий выполнение алгоритма. Если даётся команда, которую исполнитель не понимает, то он ничего не выполняет, то есть остаётся в текущем положении.
Система команд - набор действий, которые понятны исполнителю и которые исполнитель может выполнить.
- Знакомство с исполнителем Черепашка и особенностями его команд.(слайды 5, 7).Построение в тетради таблицы команд с их расшифровкой. Проверка команд в среде исполнителя.
- Знакомство с исполнителем Робот и его алгоритмическими конструкциями.(слайды 8-9).Знакомство с их полной и неполной формой.
- Конструкции ветвления в среде исполнителя Робот и их форма записи в виде блок-схем(слайд 10).
- При составлении алгоритмов и блок-схем решения задач следует всегда проверять условие: слева/справа свободно? Показ трёх типичных положений исполнителя и возможых путей его движения (слайд 11).
- Циклы в командах исполнителя с условной командой и без неё.(слайд 12).
- Решение с записью в тетрадь задач на исполнители (слайды 14-15).
- Обработка составных условий в командах исполнителя(слайды 16-18).
- Решение задачи на обход по контуру для исполнителя Робот(слайд 19).
- Запись в тетрадь некоторых определений (слайды 20-22).
- Некоторые основные понятия теории графов(запись в тетрадь). (Слайд 23).
- Дерево - одно из наиболее часто встречающихся понятий в теории графов. С помощью дерева можно подсчитать число изомеров химического соединения, решать комбинаторные задачи, использовать для наглядного описания вероятностей, находить кратчайший путь.
- Пример задачи на графы и её решение(слайды 24-25).
- Задачи из ЕГЭ(Слайды 26-30).Показ решения задач части С3 прошлых лет и демоверсии 2012 года.
3. Подведение итогов урока и коррекция ошибок. Выборочная проверка тетрадей учащихся.
Используемые материалы.
- Л. Ю. Березина Графы и их применение: Пособие для учителей.- Москва: Просвещение, 1979 г.
- http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
- Демонстрационный вариант ЕГЭ 2012 гг.
- Способ решения задач С3 предложенный О.В. Шецова, лицей № 6, г. Дубна
- Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса, И.Г. Семакин и др, - М.: Бином, Лаборатория знаний, 2008 г.