Тема урока: "Африка в мире" с использованием MS PowerPoint

Разделы: География


Цели урока:

  • Продолжить формирование образа материка на основе показа особенностей жизни населения, культуры и традиций
  • Познакомить с историей исследования Африки
  • Формировать умение описывать населения материка
  • Отрабатывать приемы работы с различными источниками знаний: текст учебника, карты атласа, и др.
  • Формировать умения применять теоретические знания для приобретения новых сведений;
  • Формировать научное мировоззрение, воспитывать чувство толерантности, товарищества, ответственности

УМК: "Полярная Звезда" Махов С.И. Махова И.П.

География. 7 кл. Издательство: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011 г.

Оборудование: учебник, атлас, физическая карта Африки, политическая карта Африки, портреты исследователей.

Основное содержание: Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка - беднейший материк мира.

Открыли тетради. Записываем тему урока.

Многочисленные находки археологов свидетельствуют, что Африка была заселена очень давно. Возраст найденных в Восточной Африке на стоянках древних людей орудий труда определяется в 2-2,6 млн. лет. Это самые древние находки такого рода. Ряд учёных считают, что Африка является древней родиной человечества.

Африка долгое время была изолирована от остального мира. Лишь Северная Африка относилась к Старому Свету (Средиземноморье).

В 1494 г. состоялся первый раздел мира между Португалией и Испанией. Граница прошла по срединному меридиану через Атлантический океан: Португалии отошло восточное полушарие, а Испании - западное.

В 1497 году португальский король, жаждущий золота и богатства, отправил экспедицию в Индию.

Возглавил экспедицию Васко да Гама.

Доклад ученика

Во время португальских плаваний в Европу были привезены первые чернокожие африканцы - рабы. Вскоре к работорговле присоединились голландцы, англичане и др. К концу 18-го века на побережье Африки возникло множество городов и посёлков, ставших центрами работорговли. Это была одна из позорных и трагических страниц в истории человечества. Внутренние районы материка оставались неизвестными европейцам до начала 19-го века.

В 19-ом веке начали появляться первые описания природы и населения внутренних территорий материка. Многие открытия в Африке были сделаны англичанином Давидом Ливингстоном.

Доклад ученика

Пользуясь рисунком 73 учебника расскажите, какие европейские государства имели самые большие колонии.

Сравните их с площадью самих стран.

Регион Бывшие колонии
Великобритания Франция Португалия Испания Италия Бельгия
Западная Африка            
Центральная Африка            
Восточная Африка            
Южная Африка            

Выписать со стр. 102 учебника последствия колониальной экспансии европейцами:

1. низкий уровень жизни

2. внутренние конфликты

3. экономическая отсталость

Африка обладает богатейшими природными ресурсами, находится на втором месте в мире по численности населения и остаётся беднейшим регионом мира.

Все современные государства Африки возникли в результате крушения колониальной системы европейских государств во второй половине 20-го века.

Многие страны сохраняют экономические отношения с бывшими владельцами, но и сохраняют их языки в качестве государственного.

По рис. 73 определить государственный язык Кении и Сенегала.

Численность населения Африки составляет более 900 млн. человек.

Темпы роста населения самые быстрые в мире.

Население Африки очень разнообразно. Там проживают 3 тысячи народов, которые отличаются внешним обликом, языком и вероисповеданием.

Название расы Народы Место проживания Характерные черты
1. Европеоидная раса Алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы Север Африки Смуглая кожа, темная окраска волос и глаз, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо
2. Экваториальная раса (негроидная) Тутси, нилоты, масаи

Пигмеи

Саванны в северной части материка Зона экваториальных лесов Очень темная, почти черная кожа, рост 180-200 см Кожа менее темная, губы тонкие, широкий нос, коренастые, малорослые (150 см)
3. Монголоидная Бушмены, готтентоты Полупустыни, пустыни Желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо
4. Промежуточная раса Эфиопы

Малагасийцы

о. Мадагаскар Более светлая, но с красноватым оттенком кожа Смешение монголоидной и негроидной рас

Учащиеся, используя карту "Народы и плотность населения мира" в атласе, определяют:

- какими расами представляют население Африки;

- какие народы заселяют Северную, Центральную и Южную Африку

- каковы особенности размещения населения на материке; крупнейшие города.

В результате анализа карты школьники должны прийти к следующим выводам:

1) население Африки принадлежит к трем расам;

2) этнический состав очень пестрый;

3) в Северной Африке преобладают арабы, к югу от Сахары проживают многочисленные представители негроидной расы;

4) большая часть населения проживает в сельской местности.

С хозяйственной деятельностью населения учащиеся знакомятся самостоятельно, изучая текст параграф 26 на стр. 104 учебника и рисунок 76.

Домашнее задание:

1) изучить параграф 26

2) ответить на вопросы 2-5

Презентация.

Используемые ресурсы:

  1. География. 7 класс. Поурочные разработки С. И. Махов, И. П. Махова. Издательство: Просвещение; 2009 г.
  2. http://www.geo.ru - сайт страноведческой информации;
  3. Можно воспользоваться публикациями последних лет в журналах "География в школе", "География и экология в школе XXI века" и в газете "География" (приложение к газете "Первое сентября"), а также справочниками по регионам и странам мира (история, путешествия, международные организации, карты и путеводители).