Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: "академический", который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию, и "профессиональный", в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе). В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель - подготовка в университет) и реальная (цель - подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-16 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н. Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое. В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление "О структуре начальной и средней школы в СССР", предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения. Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.
В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года "Об образовании", закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ. Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), с другой - ряд факторов, сдерживающих процессы такой во многом стихийной дифференциации образования: введение единого государственного экзамена, утверждение стандарта общего образования, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и др. Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
В связи с этим профилизация обучения в старшей школе должна быть прямо соотнесена с вводимым единым государственным экзаменом. Сложность современного общества, наукоемкость профессий приводят к большему растягиванию периода детства в жизни человека. Понятно, что детство не может расширяться бесконечно, поэтому возникает необходимость "уплотнения" некоторых возрастных этапов. Эту мысль высказал в свое время Д.Б. Эльконин. Сегодня данная мысль получает свое наглядное, порой драматическое подтверждение. Один из примеров - профильное обучение, которое является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возрастов. С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие еще не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания образования. С другой стороны, эту универсальность приходится совмещать с задачей профессионального самоопределения, свойственной юношеству и ранней взрослости. Можно сказать, что профильное обучение создает уникальные условия для подтверждения гипотезы Д.Б. Эльконина о возникновении новых периодов психического развития.
Ранняя профессионализация и специализация знаний предполагают избирательную нагрузку на отдельные стороны психики ребенка. Без грамотного психологического (административного) сопровождения эти обстоятельства могут привести к неравномерности интеллектуального и личностного развития детей. Именно поэтому одной из важнейших задач психологического (административного) сопровождения является мониторинг и своевременное устранение возможных факторов возникновения неравномерности развития.
Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля дальнейшего обучения. В условиях несамостоятельной профессионализации обычные возрастные задачи подростничества возникают перед учащимися в несколько искаженной форме. Например, задача формирования временной перспективы перед ребенком вообще не ставится, поскольку в большинстве случаев эту задачу за него "решают" родители. В результате у него не формируется временная перспектива и - как следствие - теряется учебная мотивация в настоящий момент. Поэтому одной из задач психологического сопровождения профильного обучения является профориентация.
Известно, что люди существенно различаются своими индивидуальными особенностями, и это означает, что одни будут более успешны в определенных видах деятельности и обучения, чем другие. Данное обстоятельство приводит к тому, что задача отбора, несмотря ни на что, остается актуальной на протяжении многих веков.
В современном виде это преобразуется в задачу вступительной диагностики, позволяющей прогнозировать и устранять возможные затруднения в учебной деятельности.
Итак, сопровождение профильного обучения со стороны администрации, классного руководителя и родителей предполагает три задачи: 1) мониторинга и своевременного устранения возможных неравномерностей развития учащихся; 2) углубленной профориентации учащихся; 3) психологической диагностики при отборе учащихся в профильные классы.
В сложившейся ситуации можно дать несколько рекомендаций администрации школ:
- Необходимо начинать работу, с формирования у учащихся понимания ценности и смысла труда, приобщения их к трудовой деятельности: учебной, общественно полезной, профессиональной, нравственной, эстетической и конечно творческой.
- Не оказывая давление на учащихся, следует обращаться к диагностике и самодиагностике их интересов.
- Помогать им в постижении социокультурных ценностей, в том числе культуры общения, взаимодействия с людьми, орудия труда в широком смысле этого слова; выявлении своих сильных и слабых сторон, в соотнесении их с требованиями избираемого образа жизни, труда.
- Развивать у учащихся способность принимать верные решения в непредсказуемых, сложных ситуациях, прогнозировать возможные риски и затруднения, связанные с самоопределением в различных сферах жизни.
- Создать для учащихся такое образовательное пространство, в котором у него появится потребность разобраться в том, как и зачем он живет, каким видит свое будущее, какие ценности определяют его жизненный выбор.
- Для того чтобы в ходе учебной работы интерес учащихся фиксировался на предмете, он должен быть особенно хорошо поставлен и Многое здесь зависит от педагога.
Процесс формирования и развития интереса идет эффективнее если:
- на уроках создавать ситуации, вызывающие заинтересованность и любопытство детей объяснением новой темы, классными и домашними заданиями, постановкой вопросов на сообразительность, глубоким изучением какой-то темы и т.д.;
- учащимся давать творческие задания в последовательности по восходящей степени трудности:
- ученики заинтересованы выполнением сложных заданий, читают дополнительную литературу хотя бы по некоторым разделам предмета:
- давать задания, связанные с развитием интереса к смежным дисциплинам;
- найдены пути к сохранению детской работоспособности, жизнерадостности, хорошего самочувствия.
Наиболее эффективными оказались следующие методы развития интереса:
- более глубокое объяснение нового материала;
- созданная система творческих заданий:
- контакт с учителями-предметниками;
- специально подобранная научно-популярная литература по каждому разделу предмета;
- индивидуальные консультации для увлеченных учеников и помощь в разработке для них системы занятий по программе самообразования.
При формировании и развитии интереса необходимо обращать внимание на следующее:
- как учился ученик в прошлые годы и как в этом году (какие оценки преобладают;
- отношение к учебным предметам (что привлекает в предмете, что вызывает отрицательное отношение, поведение на уроках, почему возник интерес, в чем он выражается (чтение дополнительной литературы, занятие в кружках, просто с интересом слушает объяснение учителя, какие задания выполняет с удовольствием и т.д.);
- любимое занятие в свободное время раньше и теперь;
- о чем бы хотел больше узнать, прочитать в книгах, услышать по радио и телевидению:
- какие предметы даются труднее, и чем сам ученик это объясняет;
- уровень старательности и заинтересованности учебой, ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера, пытаться установить, чем они вызваны и т. д.
Также необходимо обращать внимание на составление заданий классных и домашних различной степени трудности. Это может проходить в следующей последовательности (на доске или на отдельных карточках для разных учеников) составляется несколько вариантов заданий:
1. Вариант обычный (выучить параграф, начертить чертеж). Для этого к заданиям необходимо приложить графики, карту, макет, провести наблюдение и т.д.
2. Вариант усложненный (минимально). Задания по этому варианту можно сделать двух типов:
- с наличием заинтересовывающих ситуаций;
- при их отсутствии.
3. Вариант самый сложный требующий знакомства с дополнительной литератуpой, проявления воображения, самостоятельного изучения других разделов учебника. Его можно сделать:
- обычным, взяв сложное задание из учебника или составленное учителем;
- самым интересным, хотя и самым трудным, но составленным с учетом особенностей возраста, профессии и жизненного опытa ученика, его интереса к технике, спорту, космосу, приключенческой литературе и т.д.
4. Задания, требующие знакомства со смежными предметами.