Интерактивная игра-викторина "Кто грустит в Новый год?"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Цели:

  • привлечение внимания подрастающего поколения к проблеме сохранения хвойных пород деревьев;
  • расширить представление ребенка о влиянии  человека на окружающий нас мир;
  • развитие познавательного интереса к природе родного края.

Оборудование – мультимедиапроектор, экран или интерактивная доска, компьютер.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вводная беседа

Звучит мелодия «Новогодняя песня»

– Дети, звучит мелодия песни о весёлом зимнем празднике. Вы угадали о каком?
– Вы любите этот праздник?
– С каким настроением вы встречаете Новый год?
– А как вы думаете, всем ли весело в Новый год?

1 слайд. Давайте поиграем и проверим ваши предположения. Наша игра так и называется «Кто грустит в Новый год?»

2 слайд. Перед вами четыре категории для выбора вопроса: «Экологический вестник», «Еловая летопись», «Ёлкины друзья», «Угадай мелодию» (данную категорию можно использовать при проведении динамических пауз). 

2. Игра

Правила игры:

  • В игре принимает участие две команды.
  • Капитан каждой команды в порядке очерёдности выбирает одну из категорий и номер вопроса.
  • Зачитывается вопрос, соответствующий выбранному номеру.
  • Все участники обсуждают варианты ответа в своих командах и приходят к единому решению.
  • Готовность команды к ответу демонстрирует капитан, поднятием соответствующего сигнала – флажка.
  • За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.

Примечание: при выборе категории учитель даёт пояснения содержания; на сладе 2 – выбор категории осуществляется кликом по рисунку «ёлочка» с соответствующим названием; обратно можно вернуться кликом на рисунок «снежинка» в правом нижнем углу.

2 слайд. I категория «Экологический вестник»

10 cлайд.

1. Кто же с грустью встречает праздник Новый год?

Верный ответ.  Новогодняя ёлка.

Учитель читает стихотворение О. Беляевской.

Ёлка зелёная, густоветвистая
В пышный наряд убрана;
В пышном уборе роняет смолистые
Слёзы беззвучно она.

Ноет в стволе её рана глубокая,
Сердце ей точит печаль:
Леса родимого, леса далёкого
Ёлке мучительно жаль.

Звёздного неба пространство безбрежное
Там возвышалось над ней;
Стлались под нею ковры белоснежные
С синим узором теней.

Ветер ей пел свои песни свободные;
Сказки ей лес говорил;
Щедрый мороз её ночью холодною
В жемчуг, в алмазы рядил.

Думает ёлка с тоскою глубокою:
"Лес мой родной, не видать
Мне тебя больше. Прости!
Одинокою
Здесь суждено умирать.

А для чего?!"
А вкруг ёлки шумливою
Дети собрались толпой.
Дышат весельем их лица счастливые,
Радостью блещут живой.

Ёлка задумалась. Утро весеннее.
Лепет зелёных ветвей,
Птиц на заре щебетанье и пение
Дети напомнили ей.

Радость их горе смягчила тяжёлое.
Тайной отрадой полна,
Вспыхнула ярко огнями весёлыми
В грустной неволе она.

– Теперь, вы поняли, кому не весело в Новый год? А почему, догадались?

12 слайд

2. Сколько лет живет ель, если избежит участи стать новогодним деревом?

Верный ответ.  300-500 лет.

13 слайд.

3. Отчего погибает ель?

Верный ответ. От пожара, от вырубки на Новый год, от хулиганства.

– Так какие же правила поведения необходимо соблюдать для сохранения ели в лесу?

  • Разводить костёр только в разрешённом месте. Уходя, не забывайте потушить огонь.
  • Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
  • Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

15 слайд

II  категория «Ёлкины друзья»

17 слайд.

1. Вопрос от Бабы Яги: «А ёлочки то все вырубили! Кто-то теперь  пропадёт без ёлки?!»

Верный ответ. В данном вопросе верным является выбор каждого рисунка, и страница остаётся пустой. При вырубке ели нарушается экосистема.
Черника – растет  в хвойных лесах. Это теневая ягода, предпочитает хорошо увлажненные почвы. Места, где растет черничник – заповедные. Там не вырубают леса и подлесок.
Клёст – основным потребителем еловых семечек является птица клёст. Это всем известная и удивительная птица. Она почти единственная на Земле может выводить птенцов в любое время года, в том числе и в трескучий мороз. И всё благодаря еловым шишкам, вернее их семенам.
Белый гриб – растет в еловых лесах по всему умеренному поясу северного полушария.
Полёвки  и лесные мыши лакомятся семенами  еловых шишек, а в ельнике мышей караулят филины.
Белка – оброненную клестом шишку тащит на пень , усаживается и лущит. Но белка и на елке сама может добывать шишку, откусывая ее черешок, под самое основание. Берет шишку в лапки, отгрызает чешуйки, достает лакомые семена. Чешуйки летят вниз на снег, один голый стержень остается.

24 слайд.

2. Гнездо какой птицы спрятано на самой густой елке, под самой густой веткой, куда ни ветер не залетит, ни снежинка не упадет, ни хищник не проберется?

Верный ответ. Клёст, там он выводит птенцов.

III категория «Еловая летопись»

Вопросы:

4 слайд.

1. Кто из русских правителей Руси издал особый указ, которым повелел соотечественникам гулять, радоваться и громко смеяться, кататься на санях, плясать вокруг елки, устраивать кулачные бои и прочие зимние забавы?

Верный ответ.  Пётр I.

Историческая справка

Как же праздновали приход Нового года на Руси? В дохристианские времена исчисление года на Руси начиналось весной, когда просыпалась природа. Встреча Нового года приходилась на март. Этому событию радовались все, особенно веселились парни и девушки. Они пели, водили хороводы, плясали, сжигали чучело холодной зимы, устраивая проводы ей и ее дочке Снегурке, прыгали через высокие костры. Отголоски обычаев того далекого праздника сохранились у нас до сих пор в некоторых обрядах Масленицы. Люди постарше истово молились на сельских площадях и на лесных полянах, воздавая хвалу языческим богам, которых у древних славян было много. Они просили Перуна, Берегиню (Оберегу), Ярило – Солнце и прочих богов послать им счастливый год, добрый урожай, просили уберечь скот от падежа, а людей — от сглаза, напастей, мора и болезней. Продолжалось до той поры, пока Петр I не привез из Западной Европы новый праздник.
В России новогодняя ёлка была введена указом царя. Петр I предписывал 1 января 1700 года украсить дома и дворы деревьями и ветвями сосны, ели и можжевельника, причем украшения эти нельзя было убирать ранее 7 января. На Красной площади столицы следовало устроить фейерверк (огненные потехи) и пальбу, вслед за этим по дворах домов должна была начаться стрельба из «пушечек» и ружей. Разрешалось пускать ракеты, сколько у кого есть, и зажигать огни. Москвичам вменялось в обязанность все первые семь дней января жечь костры и смоляные бочки — где место позволит. Детей рекомендовалось забавлять и на санках катать с гор.

5 слайд.

2. Чем украшали ёлку в старину?

Верный ответ.

В старину игрушек не было. Первые ёлочные игрушки появились в 1848 году в городе Лауш в Тюрингии. На Руси зеленые ветки ели  украшали фруктами – чаще всего яблоками, орехами, свечами и сладостями из теста.

7 слайд.

3. Чем ангел украсил рождественскую ёлку, чтобы порадовать новорождённого Христа?

Верный ответ. Звёздами.

У христианских народов вошло в обычай к этому празднику наряжать елку. Считается, что она символизирует древо жизни, возвращенное нам с рождением Христа Спасителя; украшенная зажженными свечами или лампочками, она служит символом духовного света, просветившего мир с пришествием Христа.
При ответе на этот вопрос предлагается показать сцену из спектакля «В Рождество».

8 слайд.

4. Какая страна считается исторической родиной рождественской, а потом и новогодней елки?

Верный ответ. Германия.
Древние племена германцев верили, что в ели живет дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Вот и старались они умилостивить этот могучий дух, воздавая почести ели, принося к ней свои трофеи-дары, украшая ее.

25 слайд.

IV категория «Угадай мелодию»

В категории 4 вопроса. Предлагается угадать такие песни: «Маленькой ёлочке холодно зимой», «В лесу родилась ёлочка», «Дед Мороз», «Три белых коня».

3. Итог

Праздник пройдет, а высохшие и пожелтевшие деревца еще долго будут лежать на помойке и вызывать неприятные чувства, но мы, по привычке, как всегда в таких случаях, опустим голову и пойдем дальше.
Подумайте, ради чего мы лишаем корней лесные деревья? Сколько бы пользы они смогли принести! А мы используем свежесрубленную елку для маленькой радости. Да и радость ли это, когда в праздник, пусть даже в красочном наряде, на тебя смотрит погибающая и наверняка испытывающая своеобразную боль елка. Вы сидите за столом, радуетесь, а рядом с вами – живое существо, которое не без вашего участия лишилось жизни.
Недавно исследования ученых еще раз подтвердили, что у деревьев и других растений больше свойств и способностей, ранее считавшихся присущими только более высоким формам жизни. К примеру: растения способны испытывать эмоции: они по-разному реагируют на классическую музыку и тяжелый рок, на добрых и злых людей. Человека, который задумал нехорошее, растения «вычисляют» сразу и начинают излучать волны паники. Так что слова о том, что природа живая, вовсе не метафора. Поверьте, это так. Деревья реагируют на человека, понимают его.
Мы предлагаем вам использовать искусственные елки, фитокомпозиции, икебаны. Тут пригодится вся ваша фантазия! Это так интересно создавать новогодние композиции! Поэкспериментируйте, а зеленые красавицы пусть продолжают расти.
Природа и человек – мы так зависим друг от друга, поэтому взаимоуважение – залог нашего взаимного, комфортного существования. Лучше довольствоваться искусственной елкой, ведь ей не больно!

Ёлка

Вырастала ёлка
В лесу на горе.
У неё иголки
Зимой в серебре.
У неё на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
Жил под ёлкой зайка
С зайчихой своей.
Прилетела стайка
Чечёток с полей.
Приходили к ёлке
И волки зимой…
Увезли мы ёлку
К себе домой.
Нарядили ёлку
В новый наряд –
На густых иголках
Блёстки горят.
Началось веселье –
Песни да пляс!
Хорошо ли, ёлка,
Тебе у нас?

Е. Трутнева

– Так что же ответит ёлка?

Приложение 1