Нетрадиционная форма проведения урока иностранного языка по Дальтон-плану

Разделы: Иностранные языки


Дальтон-план – это метод работы, “образ жизни”, в рамках которого создаются условия, в рамках которых создаются условия, обеспечивающие оптимальное раскрытие каждого учащегося. Дальтон-план опирается на исходное положение о синтезе различных целей. Важными элементами при этом являются учащиеся, работа. общество и его отражение в жизни школы, окружающая обстановка и задачи. Школа представляет собой место, где сходятся все элементы. И где хорошее взаимодействие между ними обеспечивает обстановку, в которой учащиеся способны достичь наивысших результатов.

Три основных положения являются концептуальной основой Дальтон-плана.

В современных условиях главной формой индивидуального обучения, а, следовательно, создания психолого-педагогических условий для максимального развития каждого учащегося. является самостоятельная работа учащегося в школе и дома (гипотеза Инге Унт).

В рамках классно-урочной системы возможна такая организация учёбы, при которой большая часть времени учитель может выделять для индивидуальной и самостоятельной работы с учащимися (гипотеза А.В.Границкой).

Развитие способностей эффективно, если постоянно предлагать всё усложняющиеся задания, мотивировать процесс учения, но оставлять возможность учащемуся выбирать тот уровень, который для него сегодня возможен и доступен (гипотеза В.Д.Шандрикова).

Цель Дальтон-плана – научить учащихся самостоятельно добывать знания с помощью хорошо составленных Дальтон-заданий, в которых дан обзор определённого раздела, требующего усвоения. Поэтому учитель с самого начала не должен требовать слишком много от учащихся. Можно скорее всего ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задания соответствуют умственным способностям учащегося. Хуже всего, если предполагаемые задания выше понимания учащегося. Учащийся должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением. Только работа, доступная пониманию, будит интерес и заставляет расти творческие силы.

Тремя основными принципами Дальтоновской школы являются:

  1. свобода,
  2. самостоятельность,
  3. сотрудничество.

1. Свобода – это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в классе организуется таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться представляемой свободой и несут ответственность за использование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важная роль сохраняется за учителем, который руководит, стимулирует, охраняет свободу, контролирует и обучает.

2. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учащимися и учителем. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. Важными аспектами сотрудничества являются:

  • умения прислушиваться друг к другу
  • принимать совместные решения;
  • ясно выражать свои желания и намерения;
  • разрешать конфликты;
  • доверять друг другу. комфортно ощущать себя в группе;
  • ощущать свою ответственность за выполнение задания.

Преподаватель обеспечивает руководство и помощь.

3. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, самостоятельным открытиям. В этом случае всё запоминается лучше, т.к. учащийся участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий учитель и учащиеся рационально распределяют своё время так, что каждый может получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что учащиеся учатся эффективно расходовать своё время. Здесь необходимо отметить, что для организации самостоятельной работы нужно:

  • создавать соответствующие учебные пособия, основанные на принципах самопроверки;
  • формулировать задания чётко и ясно;
  • устанавливать реальные сроки выполнения заданий;
  • определять условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;
  • дифференцировать работу для “быстрых” и “медленных” учащихся;
  • указывать вспомогательные источник и информации и где ими можно воспользоваться (в библиотеке, кабинете и т.д.);
  • определять чёткие правила поведения, представляющие возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учащихся.

Очень важным элементом являются задания, в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Они должны быть тщательно продуманы, чётко разработаны, их выполнение не должно вызывать никаких проблем у учащихся. Учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учёт своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают, какая помощь и от кого им нужна.

Учитель со своей стороны внимательно следит за продвижением учащихся и выполнении заданий и, в случае необходимости, оказывает им требуемую помощь.

Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев: индивидуальный проект).

Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и учащийся. Учащийся обязуется выполнить определённый объём работы к определённому сроку.

(Примерная схема задания – Приложение № 1.)

За учащимся остаётся право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним и , исходя из этого, выбрать наиболее подходящий для него вариант задания.

В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании аспект будет ставиться на работу с текстом, а в другом – на совместное обсуждение определённого вопроса. При планировании совместной работы учащихся над заданием необходимо, чтобы этому соответствовали материалы и устройство помещения: парты должны быть расставлены так, чтобы можно было работать группой; источники информации должны быть доступны учащимся в любое время и в любом месте, где осуществляется работа.

Что касается непосредственно оформления заданий, то работа с заданиями может быть эффективной в том случае, если учащийся в любое время может видеть, в чём заключается его задание. Это может быть достигнуто следующими способами:

  • листок с заданиями размножен для каждого учащегося;
  • листок задания (если он общий для всех) вывешивается в кабинете, где учащиеся имеют возможность переписать содержимое задания в тетрадь.

Большое значение имеет проверка и самопроверка. Необходимо развивать у учащегося чувство ответственности за выполняемую работу, развивать способности оценивать результаты своей работы. Это может происходить посредством самопроверки с помощью соответствующей проверочной модели. После этого работу может проверить учитель или учащиеся сами обсуждают её результаты друг с другом. Благодаря совместному обсуждению у учащихся воспитывается умение прислушиваться друг к другу, уважать различные мнения и ценить совместное достижение наилучшего результата, объективно оценивать свою работу. Индивидуальная проверка может осуществляться на основе беседы о той или иной теме с соответствующей группой учащихся. А также с помощью отчётов, рефератов и т.д.

В связи с тем, что личность порождается деятельностью, и её развитие происходит в процессе деятельности, на уроке иностранного языка необходимо обеспечить мотивированную предметную деятельность. Развитие личности требует её взаимодействия на основе совместной предметно-ориентированной деятельности учащихся между собой и учителем. Исключительную роль в организации такого взаимодействия играет активизация деятельности учащихся с помощью Дальтон-заданий. Всё это не только помогает учащемуся овладеть иностранным языком как средством общения, но и формирует его личность, стимулирует творческую активность, самостоятельность. В результате возрастает познавательный интерес к предмету “иностранный язык”.

Положительные стороны Дальтон-метода:

  • индивидуализация процесса обучения;
  • развитие способности выбора;
  • активный способ обучения;
  • развитие умения самооценки;
  • стимулирование развитие индивидуальных талантов и способностей;
  • развитие умения самооценки;
  • развитие чувства ответственности;
  • развитие умения сотрудничества;
  • развитие собственных идей;
  • возможности экспериментировать в рамках нового образа жизни;
  • приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой.

Без учёта психологических особенностей, природных способностей, личного опыта учащихся, а также самого пространства общения личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку не даст нужного результата. Результативности обучения будет способствовать нетрадиционная форма проведения урока (Дальтон-урок), новизна учебного материала, речевых ситуаций общения.

Приложение 2