Класс: 1
Роль и место данной темы в курсе: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технические средства: мел, доска, карточки, цифры, счётные палочки.
Программные средства: учебник и рабочая тетрадь “Моя математика” 1 класс Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.
Ожидаемые результаты обучения: урок способствует формированию представления о числе и цифре 4. На уроке развиваем умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развиваем математическую речь, память; развивать познавательную активность. Воспитываем доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания учащихся об изученных числах и цифрах;
- сформировать представления о числе четыре;
- продолжить формировать умения работать с составом чисел;
- продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
- формировать творческую активность учащихся;
воспитательные:
- содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
- содействовать профилактике утомляемости учащихся;
развивающие:
- развивать наблюдательность;
- развивать и обогащать речь учащихся;
- развивать логическое мышление;
- развивать познавательный интерес к математике;
Основные цели:
- Помочь детям усвоить:
- получение числа 4 прибавлением 1 к числу 3 и обозначением его цифрой 4;
- построение натурального ряда чисел;
- написание цифры 4;
- состав числа 4, все случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 4.
План урока:
- Актуализация знаний.
- “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
- Первичное закрепление.
- Самостоятельная работа.
- Тренировочные упражнения и задания на повторение.
- Итог урока.
Ход урока
I. Актуализация знаний
1. - Мне хочется с вами поиграть в игру, которая называется “Кто лучше запомнит?”
Я буду показывать вам фигуры на листе, а вы будете выкладывать их при помощи счетных палочек. (показывать фигуры на 1-2 минуты, затем прятать лист, дети выкладывают фигуры на партах)
- составьте такую фигуру:
а)
б)
- Расскажите об этих фигурах: как они называются, как построены на рисунке:
а) незамкнутая ломаная – у неё 4 звена и 3 вершины;
б) замкнутая ломаная – у неё 3 звена и 3 вершины, это – треугольник
Составьте фигуру:
- Расскажите, сколько здесь треугольников.
2. Игра с мячом (работа с натуральным рядом чисел)
а) “Продолжайте считать”
Учитель называет число, ученик считает дальше от этого числа до 10 или до 1
После игры выстраиваем числовой ряд:
- Давайте подпишем цифрами числа 1, 2, 3.
б) “Назовите последующее число”
Учитель называет число, кидает мяч, ученик называет последующее число.
в) “Назовите предыдущее число”
Физминутка:
Далеко в лесу густом
Сидит заяц под кустом
Он боится всех в лесу
Злого волка и лису
Высоко поднял он уши,
Чтобы лучше было слушать
Встал на лапки, чуть живой
Вертит зайка головой
Прыгнул в сторону прыг – скок
И обратно под кусток
Хвостик у него дрожит,
Вдруг кто рядом пробежит
Надо зайчику помочь
Отогнать злодеев прочь
Ножками все застучали,
Громко “кыш-кыш” - закричали
Прыгаем как зайчики
Девочки и мальчики
II. “Актуализация” нового знания и формирование темы урока.
(Цифра 4, состав числа 4, уточнение знаний о положении числа 4 в натуральном ряду чисел)
- Пока мы с вами играли в мяч, Петя строил поезд из вагончиков. Откройте учебник и давайте посмотрим, как он это делал.
№1 стр.48
- Расскажите, сколько было вагончиков (3), сколько Петя присоединил (1), сколько стало (4).
Записываем числовое выражение 3+1 в рабочей тетради с.24 №1
4 последующее число для трёх
2) №2 учебника – Сколько точек надо нарисовать Пете на последней карточке? (4)
Давайте прочитаем под знаком ? Ответим на вопросы.
Рассмотрите № 3. Назовите число предметов на рисунках.
С каким числом вы познакомились? Как его записать?
Число четыре записывают знаком - цифрой 4
На что она похожа? Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака, как он описывает цифру.
Рассмотрите цифру, как мы её будем писать?
Физминутка:
ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Я здороваюсь везде – Дома и на улице.
Даже “здравствуй! говорю
Я соседской курице.
1. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.
Повстречал ежонка еж:
“Здравствуй, братец! Как живешь?”
2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!
3. Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальца ми левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
III. Первичное закрепление
1. Выполним задание на стр.48 учебника.
Найдём работу в тетради стр.24 № 2.
Какая закономерность спрятана в каждой строке?
Сначала возрастают, потом убывают
Устно - №5 стр.49 Какое число получили?
IV. Самостоятельная работа
1).№6 с 49 – в тетради стр.24 №3
По какому признаку разбиваем вагоны?
По цвету и по размеру
Составляем числовые выражения
3+1=4 2+2=4 1+3=4 2+2=4 4-1=3 4-2=2 4-3=1 4-2=2
Как можно составить число 4?
V. Итог урока
- Какое число мы записывали цифрой? (4)
- Что вы можете о нём рассказать?
- Что понравилось на уроке?
- Что было труднее всего выполнять?