Тема урока: "Число четыре, цифра 4". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Класс: 1

Роль и место данной темы в курсе: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Технические средства: мел, доска, карточки, цифры, счётные палочки.

Программные средства: учебник и рабочая тетрадь “Моя математика” 1 класс Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.

Ожидаемые результаты обучения: урок способствует формированию представления о числе и цифре 4. На уроке развиваем умения наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развиваем математическую речь, память; развивать познавательную активность. Воспитываем доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить знания учащихся об изученных числах и цифрах;
  • сформировать представления о числе четыре;
  • продолжить формировать умения работать с составом чисел;
  • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
  • формировать творческую активность учащихся;

воспитательные:

  • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
  • содействовать профилактике утомляемости учащихся;

развивающие:

  • развивать наблюдательность;
  • развивать и обогащать речь учащихся;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать познавательный интерес к математике;

Основные цели:

  • Помочь детям усвоить:
  • получение числа 4 прибавлением 1 к числу 3 и обозначением его цифрой 4;
  • построение натурального ряда чисел;
  • написание цифры 4;
  • состав числа 4, все случаи сложения и вычитания, связанные с составом числа 4.

План урока:

  1. Актуализация знаний.
  2. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
  3. Первичное закрепление.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
  6. Итог урока.

Ход урока

I. Актуализация знаний

1. - Мне хочется с вами поиграть в игру, которая называется “Кто лучше запомнит?”

Я буду показывать вам фигуры на листе, а вы будете выкладывать их при помощи счетных палочек. (показывать фигуры на 1-2 минуты, затем прятать лист, дети выкладывают фигуры на партах)

- составьте такую фигуру:

а)

б)

- Расскажите об этих фигурах: как они называются, как построены на рисунке:

а) незамкнутая ломаная – у неё 4 звена и 3 вершины;

б) замкнутая ломаная – у неё 3 звена и 3 вершины, это – треугольник

Составьте фигуру:

- Расскажите, сколько здесь треугольников.

2. Игра с мячом (работа с натуральным рядом чисел)

а) “Продолжайте считать”

Учитель называет число, ученик считает дальше от этого числа до 10 или до 1

После игры выстраиваем числовой ряд:

- Давайте подпишем цифрами числа 1, 2, 3.

б) “Назовите последующее число”

Учитель называет число, кидает мяч, ученик называет последующее число.

в) “Назовите предыдущее число”

Физминутка:

Далеко в лесу густом
Сидит заяц под кустом
Он боится всех в лесу
Злого волка и лису
Высоко поднял он уши,
Чтобы лучше было слушать
Встал на лапки, чуть живой
Вертит зайка головой
Прыгнул в сторону прыг – скок
И обратно под кусток
Хвостик у него дрожит,
Вдруг кто рядом пробежит
Надо зайчику помочь
Отогнать злодеев прочь
Ножками все застучали,
Громко “кыш-кыш” - закричали
Прыгаем как зайчики
Девочки и мальчики

II. “Актуализация” нового знания и формирование темы урока.

(Цифра 4, состав числа 4, уточнение знаний о положении числа 4 в натуральном ряду чисел)

- Пока мы с вами играли в мяч, Петя строил поезд из вагончиков. Откройте учебник и давайте посмотрим, как он это делал.

№1 стр.48

- Расскажите, сколько было вагончиков (3), сколько Петя присоединил (1), сколько стало (4).

Записываем числовое выражение 3+1 в рабочей тетради с.24 №1

4 последующее число для трёх

2) №2 учебника – Сколько точек надо нарисовать Пете на последней карточке? (4)

Давайте прочитаем под знаком ? Ответим на вопросы.

Рассмотрите № 3. Назовите число предметов на рисунках.

С каким числом вы познакомились? Как его записать?

Число четыре записывают знаком - цифрой 4

На что она похожа? Прочитаем стихотворение С.Я.Маршака, как он описывает цифру.

Рассмотрите цифру, как мы её будем писать?

Физминутка:

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде – Дома и на улице.
Даже “здравствуй! говорю
Я соседской курице.

1. Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Повстречал ежонка еж:
“Здравствуй, братец! Как живешь?”

2. Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую!

3. Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальца ми левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

III. Первичное закрепление

1. Выполним задание на стр.48 учебника.

Найдём работу в тетради стр.24 № 2.

Какая закономерность спрятана в каждой строке?

Сначала возрастают, потом убывают

Устно - №5 стр.49 Какое число получили?

IV. Самостоятельная работа

1).№6 с 49 – в тетради стр.24 №3

По какому признаку разбиваем вагоны?

По цвету и по размеру

Составляем числовые выражения

3+1=4 2+2=4
1+3=4 2+2=4
4-1=3 4-2=2
4-3=1 4-2=2

Как можно составить число 4?

V. Итог урока

- Какое число мы записывали цифрой? (4)

- Что вы можете о нём рассказать?

- Что понравилось на уроке?

- Что было труднее всего выполнять?