Школа сегодня – серьезный психологический фактор. Одним из направлений работы школьного психолога является психопрофилактика эмоционального напряжения (стресс, срыв, “синдром профессионального выгорания” т. д. ) у педагогов.
В рамках психопрофилактика - данные методические рекомендации предусматривают: Оказание психологической помощи и поддержки педагогам школы по предупреждению эмоционального выгорания.
Роль психологической службы в условиях школы велика и актуальна сегодня. Психологическое сопровождение образовательного процесса носит теоретическое и практическое значение.
Психологический мониторинг в школе рассматривается СПП как систему информационного сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Основная цель и задачи:
- Содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития.
- Сохранение психологического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса.
- Самореализация всех участников в условиях личностно - ориентированного обучения.
Практика показывает, что учителю в большей мере нужны, не лекарственные препараты, а социально-психологическая поддержка, целью которой будет являться организованная помощь в выработке необходимых профессиональных качеств, умений и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов и повышение профессионализма.
Педагог, проявив профессиональную любознательность, может овладеть приемами самодиагностики, специальными упражнениями на снятие напряжения. Овладеть техниками: - арт–терапия, фито–терапия, экспресс – приемами, которые помогут педагогу взглянуть на себя по-другому, а так же укрепить свое психологическое здоровье в целом. В этом и состоит главная задача педагога-психолога: показать возможность применения арт. – терапевтических методов в психолого-педагогической практике.
АННОТАЦИЯ
День психологического здоровья педагогов - яркое событие в школе. Педагоги школы включаются в познавательную работу, т. е. принимают участие в тренингах, играх, занимаются самодиагностикой, получают консультации по запросу. Психолог использует методики, которые включают способы и приемы психопрофилактической работы, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья педагогов школы.
Основная цель работы дня: психопрофилактика эмоциональных “срывов”, содействие сохранению физического и психологического здоровья педагогов школы. Поставленные задачи в ходе работы с педагогами решаются совместно и своевременно.
Данное мероприятие проходит легко, непринужденно и каждый может взять наиболее значимое, интересное для себя. Практическая деятельность предусматривает внедрение практических материалов на саморазвитие, самосохранение личности. Практика позволяет определить причины эмоционального и профессионального выгорания педагогов, его влияние на качество образовательного процесса; узнать и освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.
Практические материалы мастерской предназначены для реализации в условиях школы, они будут представлены в теоретическом и практическом направлениях. Каждый желающий может взять на заметку представленный материал в мастерской “День психологического здоровья”. В мастерской будут представлены: профилактические упражнения, игры, тренинг, методические рекомендации, советы, памятки.
Вы сможете не только познакомиться с материалами мастерской, но и научиться способам - управлять собой, научить кого-то следовать приемам саморегуляции, самореализации.
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, важные и никакие
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите в школьные классы,
Одни как в клетку, другие - как в храм
Р. Рождественский
Практические материалы из опыта работы школьного психолога
МАСТЕРСКАЯ “День психологического здоровья педагогов”
Цель: Психопрофилактика эмоциональных срывов.
Задачи:
- Дать представление о “Синдроме профессионального выгорания”;
- Провести арт-терапевтическую сессию (упражнения с пользой);
- Освоить некоторые оперативные методы снятия эмоционального напряжения.
Форма проведения: практикум
План проведения мастерской
1. Факторы нарушения психологического здоровья педагогов.
2. Дать представление о “Синдроме профессионального выгорания”.
3. Освоить некоторые оперативные методы снятия напряжения (играя – учимся).
Категория участников: мастерская предназначена для заместителей директоров по здоровью, учителей-предметников, педагогов-психологов.
Время: 30 минут
Методическое обеспечение: участники мастерской обеспечиваются методическим раздаточным материалом.
Пособия: Ватман, фломастеры, ручки, цветные карточки, карточки с заданиями, кисти, краски. Рекомендации, советы, памятки.
Показателем эффективности мастерской является использование в УВП рекомендованного методического материала с педагогами школы.
Содержание:
Раздел: психодиагностика педагогов
1. Методика “Синдром профессионального выгорания” (результаты, рекомендации).
2. Определение “Психологическое здоровье” в вопросах и ответах.
3. Психотест “Все ли у вас в порядке?”
Раздел: психопросвещение педагогов
1. Психологическое здоровье педагогов в условиях школы
(практическая часть - Зоны бодрости и здоровья)
Раздел: психопрофилактика эмоциональных срывов у педагогов.
1. Тренинг “Уютно ли учителю в школе” (эмоциональная культура педагога)
2. Экспресс-приемы снятия эмоционального напряжения.
Заключение:
- Антистрессовые приемы: профилактические упражнения для педагогов.
- Методические рекомендации и советы. Рефлексия.
Встреча в мастерской школьного психолога “День психологического здоровья”
Психолог:
1. До встречи в мастерской проходит оформление кабинета: вывеска с названием, готовится раздаточный материал, вывешиваются плакаты, расставляются столы.
2. Психолог встречает участников и предлагает взять один цветной кружок, что символизирует настроение каждого, кружки помещаются в разные коробочки “настроение”.
3. Когда все участники собрались в мастерской, педагог-психолог предлагает всем познакомиться, встав в круг.
Упражнение 1. “Будем знакомы”
Все участники встают в круг и громко произносят “Хэй”, при этом идет хлопок в ладоши и все выносят правую руку вперед, левую назад. Данное упражнение объединяет и настраивает на рабочий лад, идет позитивный настрой на сотрудничество (повтор три раза). Затем все рассаживаются за столы, образовав две группы.
Вступительное слово – информационно-просветительская беседа.
Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. Людей, которые всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований в себе самом, расстройств, а с ними приходит конец душевной гармонии. Стресс, срыв, выгорание…
Наглядный материал выносится на доску (плакат, цитаты о здоровье).
Затем все участники пишут на карточке – как они понимают, что такое ЗДОРОВЬЕ.
5. В условиях школы, психологи работают в тесном сотрудничестве с педагогами. Педагогический коллектив является основой в образовательной системе школы. Коллектив составляют педагоги, и все они разные. Объединяет всех их работа, общение. А вот психологическое здоровье… их работоспособность, самооценку… – изучает школьный психолог.
6. Существует множество методик, тестов на изучение коллектива, педагогов. Одна из методик “Синдром профессионального выгорания” помогла выявить педагогов, которые находятся на грани срыва, есть преобладающие симптомы “ВЫГОРАНИЯ”, и есть педагоги, которые испытывают эмоциональное напряжение.
7. Психолог дает представление о методике “Синдром профессионального выгорания”, результаты, вывод и рекомендации для педагогов.
Знакомство участников мастерской с проблемой – профессиональное выгорание.
- На основании результатов строится психопрофилактика для педагогов школы.
- Психолог предлагает выполнить тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (по А. И. Тащевой, 2009г. )
Психологическое просвещение
Тема: Синдром профессионального выгорания…
Цель: Знакомство участников мероприятия с проблемой - профессиональное выгорание.
Задачи:
1. Ознакомить педагогов с понятием “Что такое учительский стресс”?
2. Дать информацию по теме “Здоровье - на втором плане”.
3. Выполнить тест “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?”
Пособия: Информационные листы, бланки с тестами, ручки.
Участники: учителя, психологи.
Ведущий предлагает всем участникам задания:
- “Мой выбор или как я провожу свободное время”;
- “Я справлюсь!”
Цель: определение круга интересов. Каждый ответ содержит информацию об эмоциональном выгорании педагогов школы.
Задание выполняется на листах, обсуждение предложенных ответов происходит за круглым столом.
Педагоги школы выражают свое мнение, делают выводы и знакомятся с упражнениями на снятие психофизических и психоэмоциональных нагрузок.
Встреча с педагогами рассматривает:
1 этап – теоретический (психолог дает краткие пояснения из предлагаемого теоретического материал);
2 этап – практический (упражнения), идет выполнение теста “Нужно ли вам учиться бороться со стрессом?” (работа по корточкам).
1 карточка – Если педагог сильно расстроен чем-то, а надо идти на урок…ваши действия?
Совет – Сосчитайте до 10 (глубокий вдох – выдох).
2 карточка – Успокоиться можно, если вы сделаете несколько глотков прохладной воды. “Глотнуть” несколько глотков свежего воздуха, постоять у окна.
3 карточка – Используйте энергизаторы.
Учитель дает установку учащимся:
Внимание. Кто видит меня – здравствуйте!
Кто слышит меня – садитесь.
Ребята, а вы знаете, чем мы сегодня будем заниматься? (нет…), послушайте: идет сообщение темы урока… Удачи!
Часть 1.
Все слышали о людях, у которых от беспокойства начинает болеть голова, отсюда распространенные выражения типа:
“Эта работа – сплошная головная боль!” Э. Берн
Учительский СТРЕСС
Известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров и президентов ассоциаций, то есть других профессионалов, непосредственно работающих с людьми. По данным НИИ медицины, к неврозам, связанным с профессиональной деятельностью, склонны около 60% учителей.
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс…
Необходимо все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное, напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще ГОВОРЯТ о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата. Не секрет, что профессия школьного учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего “повседневный” психический потенциал человека. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках. Равнодушие учителя, так же как и его агрессивные реакции, становится одной из причин школьного стресса детей.
Учителя, оказавшись втянутыми в водоворот реформы образования, постоянно сталкиваются с различными, не всегда продуманными нововведениями, часто меняющимися требованиями, бесконечными проверками. Это нарушающие привычный, размеренный ход школьной жизни события создают дополнительное напряжение.
Предлагаемые тренинговые занятия, упражнения направлены на развитие эмоциональной устойчивости.
2. Тест “Нужно ли вам бороться со стрессом?” (самодиагностика)
Ответьте “да” или “нет” на пять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
- Бываете ли вы вспыльчивы по пустякам?
- Случалось ли вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы ноют, а в спине – тупая боль?
- Испытываете ли вы сильные головные боли от конфликтов в семье, в школе?
- Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения, сна?
- Часто ли вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем, и у вас не остается времени на себя?
Упражнение 3. “Ассоциация”
Все участники свои карточки, которые заполнили раньше то, что можно соотнести со словом здоровье…(сила, задор и т. д. ) вывешивают на ватман с надписью – ЗДОРОВЬЕ.
Упражнение: Рассмотрим, а что же можно соотнести с понятием ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ… (радость, гармония, стабильность и т. д. ) Все ответы проговариваются участниками. Психолог раздает каждому яркие картинки – цветы. Участники делают запись на одной из сторон картинки (…радость и т. д. )
В конце нашей встречи участниками создается творческая работа “Здоровье”. Все участники карточки – цветы вывешивают на один плакат.
Упражнение 4. Психотест: “Все ли у вас в порядке?”
Педагоги отвечают на вопросы (да, нет)
- Легко ли вы находите общий язык с другими людьми?
- Насколько вы великодушны?
- Способны ли вы дать себе верную оценку?
- Умеете ли вы правильно планировать свое время?
- Умеете ли вы добиваться своего?
- Умеете ли вы решать свои проблемы?
- Умеете ли вы подать себя?
- Часто ли вы прислушиваетесь к внутреннему голосу?
- Умеете ли вы расслабляться?
- Умеете ли вы отдыхать от проблем?
- Легко ли вы поддаетесь влиянию других людей?
- Насколько вы открыты?
- Насколько хорошо вы умеете владеть собой?
- Знаете ли вы сильные стороны своего характера?
- Насколько хорошо вы умеете импровизировать?
- Радушная ли вы хозяйка?
- Легко ли вам осуществить задуманное?
- Любите ли вы приключения?
- Насколько вы отходчивы?
Результатом выходят ответы (да, нет), которые набрал каждый педагог при ответах (да, если их больше, то у вас пока все хорошо, если нет, то стоит задуматься над собой).
Упражнение 5. Полезные советы
Для поддержания физической активности, психологического здоровья есть полезные советы:
А. - “Десять заповедей правильного питания”;
См. приложение №1.
Б. -Физические упражнения для педагогов – педагоги, которые хотя бы раз в неделю занимаются физическими упражнениями с умеренной или повышенной нагрузкой, имеют меньше шансов заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями.
В. - Необходимо придерживаться активного образа жизни (ходьба, бег, игра и т. д. )
Применение комплексов физических упражнений всегда оказывает благотворное влияние на физиологию и психологию человека.
Г. - Зоны бодрости и здоровья:
См. приложение №2. (психолог раздает памятки “Зоны бодрости”), при выполнении заданий указывает на расположение точек.
Каждый педагог должен знать и помнить то, что на теле человека есть зоны бодрости и здоровья. Точечный массаж – метод рефлексотерапии, повышающий сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Зная точки бодрости, легко и быстро можно снять напряжение, головную боль, утомляемость. Соблюдая определенные условия, можно в рабочей обстановке (на работе) “восстановить” себя, если уделить для себя несколько минут.
Десять заповедей правильного питания для педагога
1. Никогда не ешьте, если не хочется и то, что не хочется (исключение: пища лекарственная – лимон, чеснок, повышает иммунитет человека, приводит в порядок самочувствие). Идет защита от психоневрозов, ОРЗ.
2. Если хочется – сначала спросите себя, не стоит ли воздержаться.
(Не спорьте со вкусами, спорьте с привычками).
3. Ни когда не ешь на ходу (чередуйте отдых, работу, обед).
4. Лучше часто понемногу, чем редко помногу.
5. Всякую еду оплатят мускулы.
6. Свежий воздух – хороший аппетит.
7. Лучше теплое, чем холодное.
8. Разнообразие – стратегия, однообразие – тактика.
9. Прежде всего – естественность.
Пища должна быть:
- сырая.
- живая.
- природная.
10. Пища – свята, это дар жизни, а не “средство”.
Получайте радость от трапезы!
Упражнение 6. Игра “Мир без тебя” (для администрации школы)
Цель: Определение нужности каждого человека в этом мире - на работе, в семье…и т. д.
Пособия: Очки.
Психолог: Для игры приглашается 5 человек, они играют роль – “школьная администрация”…
Задание – примерить гигантские волшебные очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр и посмотрю через стекло на кого – ни будь из вас: и скажу - “Мир без тебя, Ирина Петровна был бы неинтересен, потому что ты (вы)…умеешь слушать других, потому что ты (вы) …надежная, уверенная, внимательная…”. А теперь ты, (вы - имя учителя), примерь волшебные очки, посмотри на педагогов и постарайся увидеть в ком – ни будь как можно больше хорошего, может быть об этом надо сказать вслух?
Так все пять участников примеривают очки.
Завершение: психолог благодарит всех и отмечает то, что каждый педагог – это личность (талантливая, душевная, внимательная и трогательная…) Администрация школы остается довольной тем, что педагоги в их коллективе подобрались такие замечательные. Спасибо всем!
Тренинг “Уютно ли учителю в школе?” (фрагмент)
Цель: знакомство с простейшими приемами устранения дискомфорта и правилами психогигиены общения.
Задачи:
- вооружить учителя знаниями, которые бы повышали его психическую устойчивость в трудных (критических) ситуациях, обеспечивали научно обоснованными способами с жизненными невзгодами.
Оборудование: карточки с вопросами, ручки, ватман с рисунком “корзина”, клей.
Ход занятия
Участники тренинга рассаживаются в круг. “Знакомство” упражнение на развитие умений говорить комплименты окружающим нас людям. Каждый участник обращается к сидящему справа – обращается… и представляется сам…Я…. . , а вы знаете…вы мне очень нравитесь, у вас есть вкус. . . , а вы знаете… . и так каждый участник проводит свой диалог.
В завершение каждый участник выписывает самый интересный комплимент на свою карточку и вывешивает на информационный лист в “корзину”. Спасибо.
Упражнение 8. “Чистое дыхание”
Цель: Усвоение навыков саморегуляции.
Пособия: полоски бумаги нарезанные очень тонко. Нитки (по 20 см. )
Часто педагоги испытывают волнение, напряжение, находятся в ситуации стресса.
В таких случаях начинает сильно биться сердце и риск плохого самочувствия возрастает.
Для того что бы “сбить” волнение, необходимо вспомнить о простом, но очень эффективном способе восстановление дыхания.
Первая проба: все участники садятся по удобнее. Дыхание необходимо начать с того, что бы при вдохе и выдохе (ориентир) - полоска бумаги находилась около носа на расстоянии 30 – 40см.
При выдохе нужно стараться, что бы полоска оставалась неподвижной и на том же месте (повтор до трех раз); Затем (ориентир) – полоску можно приблизить и повторить свое дыхание более спокойно, тем самым снижая напряжение.
вторая проба: бумажные полоски, заменив на ниточки, начинаем вдыхать и выдыхать, стараясь оставлять ниточки на месте и неподвижными…Удачи.
Данное упражнение снимает напряжение, восстанавливает дыхание и эмоциональный фон стабилизируется.
Упражнение 9. “Гнев – на милость”
Цель: Снятие эмоционального напряжения.
Пособия: игра “Дартц”, фотографии, листы альбомные. Фломастеры.
Задачи:
- Освоить приемы релаксации.
- усвоить профилактические способы управления нервной системы в критических условиях.
Практические психологи рекомендуют в подобных ситуациях, когда происходит (срыв, невроз, ситуация приближенная к риску и т. д. ) использовать пособие “Дартц”.
- Участник может набирать очки, кидая стрелы (дротики) в мишень;
- участник может заменить мишень – на фото, рисунок.
- участник может “наказать” условно своего обидчика и тем самым выйти из критического состояния, снять эмоциональное напряжения. Психолог предлагается участникам сделать по 3 – 4 пробы.
Упражнение 10. “Позитив”
Цель: Активизация педагогов в творческой деятельности.
Задачи:
- “Погружение” в творческую работу;
- Отработка навыков общения;
- Рефлексия. Итог.
Пособия: 10 альбомных листов, кисти, краски, баночки с водой.
Ведущий: Объясняет ход действий. По команде все педагоги начинают выполнять творческую работу, наносят на чистый лист бумаги только один значок (набросок), и по команде ведущего, все участники передают свою работу сидящему справой стороны. Так по кругу работа дорисовывается всеми участниками и возвращается хозяину.
Творческая работа готова. Обмен впечатлениями. Спасибо всем!
Упражнение 11. Игра “Чаепитие”
Цель: Развитие умений конструктивного общения.
Ведущий психолог: Какая теплая и дружеская встреча у нас состоялась!
Самое время угостить друг друга чем – ни будь вкусным. В нашей мастерской
есть место, где можно присесть и испить чашечку ароматного чая. Но есть главное условие: никто не ест и не пьет, только угощают другого!
Команды (группы) садятся парами и угощают друг друга. Каждый может высказываться, делиться впечатлениями за чашкой чая… Данное упражнение позволяет принять других людей такими, какие они есть. Поднять настроение себе и другим, разрядить напряженную обстановку. Пожелать творческих успехов коллегам, психологического здоровья.
Все участники подходят к плакату “ЗДОРОВЬЕ” и вывешивают карточку – цветок на плакат.
Спасибо всем участникам! Удачи!
Рекомендации и советы от психолога “Делайте это правильно”
Как избежать профессиональных заболеваний или хотя бы свести до минимума вредное воздействие самых разных видов труда?
1. Частая смена деятельности позволяет снять эмоциональное напряжение учителя;
2. Умейте в работе находить больше позитива.
3. Знайте: не будет здоровья – все остальное будет мало нужным.
4. Старайтесь высыпаться, иначе недосыпание ведет к нервным срывам.
5. Обратите внимание на эффективность лечебного массажа.
6. “Владеть собой среди толпы смятенной…”
Применяйте данное упражнение, и вы сумеете справиться с отрицательными эмоциями. И так, сложите руки в “замок” за спиной. Так как отрицательные эмоции “Живут” на шее ниже затылка и на плечах, напрягите руки и спину, потянитесь, расслабьте плечи и руки. Сбросьте напряжение с кистей.
7. Слушайте гармоничную музыку. Музыка успокаивает мысли, стабилизирует внутреннее состояние. (Попробуйте послушать пение птиц, шум леса, звуки природы…).
8. Помните: Досуг – это зеркало работы.
9. Почаще прислушивайтесь к своему внутреннему голосу. Он может подсказать вам, в каких мероприятиях не следует участвовать, чтобы предупредить стресс.
10. Время от времени вносите в вашу жизнь что – то новое: переставляйте мебель в квартире, на рабочем месте, изменяйте прическу, ходите на работу другим маршрутом… И тогда стресс будет “приставать” к вам реже.
11. Каждому педагогу приходиться испытывать нервное напряжение, попадать в стрессогенную обстановку, чувствовать внутреннее волнение и смятение. В таком случае, для того чтобы сохранить психологическое здоровье в нашем современном мире, разработаны эффективные практические способы.
- если вы любите чай, то в случае стресс можно провести переход на травяные чаи, которые хорошо восстанавливают силы, снимают нервозность, успокаивают (мелиса, мята, душица и др. );
12. Добавка лимона в рацион, защищает организм от простудных заболеваний, снижает общую усталость, головную боль;
13. Фруктовые напитки стабилизируют иммунную систему, укрепляют физическое и психологическое здоровье;
14. Практические психологи утверждают, что на 75% снижается нервное напряжение, если вы возьметесь за рисование, вязание, вышивание и т. д.;
15. Прогулка на свежем воздухе (30 – 40 минут) восстанавливает НС.
16. Внимание! Криотерапия – нахождение на холоде, т. е. прогулки, игры, сон. Достаточно низкие температуры для организма - хорошая психопрофилактика для каждого человека.
Исцеление душевных “ран”, благотворно влияет на детей, семью, на здоровье в целом.
Желаю всем коллегам крепкого здоровья и творческих успехов!
Литература.
1. Л. Г. Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. Санкт-Петербург. 2005 год.
2. Н. Г. Ланина, К вопросу о коррекции личностных особенностей педагогов – психолого-педагогические условия развития личности учащихся. – г. Воронеж, 2002год.
3. В. П. Захаров, Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг. – М. 1999год.
4. Т. В. Форманюк. “Синдром профессионального выгорания” как показатель профессиональной дезадаптации педагогов. Вопросы психологии. М. - 2004год.
5. А. П. Панфилова. Коммуникация в профессиональной деятельности – М. 2003 год.
6. О. А. Колядинцева Личность учителя: постижения себя на пути к успеху: Методическое пособие. – Омск: ООИПКРО, 2002 год.