Цели и задачи урока:
Обучающие:
- повторить виды писем;
- закрепить навыки правильного написания писем (текстов) с опорой на вопросный план;
- показать практическую необходимость умения писать письма;
- повторить постановку знаков препинания при обращении.
Воспитательные:
- формировать навыки культуры устной и письменной речи;
- показать значимость эпистолярного жанра в жизни любого человека;
- воспитывать любовь и гордость к своей малой родине.
Коррекционные:
- упражнять в правильном построении ответов на вопросы;
- развивать речь учащихся;
- учить применять ранее полученные знания и личный опыт.
- Способствовать практической подготовке выпускников к самостоятельной жизни в социуме.
Методическое оснащение и оборудование урока:
- кроссворд по теме “Почтовые отправления”;
- рабочая тетрадь по деловому письму;
- плакат с эпиграфом к уроку (стихотворение Крылова);
- примерная памятка “Как написать открытое письмо” (для каждого ученика).
- ТСО (магнитофон, компьютер);
- музыкальное сопровождение урока (фрагмент песни “С чего начинается Родина”).
План урока:
- Вводная беседа “ Почему так редко пишем письма?”
- Рассуждение по проблеме: “Для чего люди пишут письма?”
- Знакомство с новым понятием – эпистолярный жанр. (Коллективная работа с кроссвордом).
- Работа с вопросным планом на предложенную тему.
- Коллективная работа над содержанием текста письма. (Составление примерной вступительной части и концовки).
- Знакомство с памяткой.
- Практическая часть урока. (Самостоятельная работа учащихся над содержанием письма).
- Итоги урока.
Ход урока
1. Вводная беседа.
– Сегодня у нас урок делового письма. Мы ещё раз возвращаемся к разделу “Почтовые отправления”.
Прошу вас, молодые люди, вспомнить, с какими почтовыми отправлениями мы уже знакомились на прошлых уроках? Какие из них относят к письменным сообщениям? Какие почтовые отправления вам приходилось оформлять на специальных бланках?
– Вы, ребята, верно заметили, что большинство почтовых отправлений оформляется на специальных бланках, что значительно облегчает задачу отправителя. И только письма мы пишем без специальных бланков.
2.
В наши дни неслучайно возникает вопрос: – А любит ли современная молодёжь писать письма?
– Чем эта нелюбовь, на ваш взгляд, вызвана? А может и не надо сейчас уметь писать письма, может быть, этот вид письменного сообщения устарел?
Давайте рассуждать, приводя в доказательство убедительные аргументы, примеры и факты из личного опыта. (Выслушиваются и обсуждаются различные мнения).
Учитель подводит итог рассуждениям.
– Как бы ни хороши были современные средства связи: телефоны, факсы, к сожалению, они вытесняют письменные формы общения, но полностью заменить их не могут Конечно, переброситься парой фраз по телефону гораздо проще, чем сидеть за столом над листом бумаги… Даже поздравить можно по телефону, но через какое–то время от такого поздравления не остаётся и следа, нечего взять в руки и перечитать… Посмеяться, улыбнуться или всплакнуть от избытка чувств. А ведь слова обладают огромной силой влияния на нас. Вслушайтесь.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться.
И равнодушно холодом дышать.
(Я. Козловский “Слово”)
Вот какой силой обладают письма!
Что же такое письмо?
В середине Х1Х века Владимир Иванович Даль, создавая свой “Толковый словарь”, дал такое определение слову “письмо”: письмо – это письменная речь – беседа, посылаемая от одного лица к другому.
Удивительно, не правда ли? Оказывается, когда мы пишем письмо, мы беседуем, делимся своими мыслями и чувствами, передаём их другим людям, вызывая ответную реакцию.
Обращаясь к письменной, речи вы учитесь размышлять, овладевать богатством родного языка.
3. Вы уже достаточно взрослые и должны знать, что письма относятся к древнейшему специальному литературному жанру. У него есть своё название. Старинные песни, сказания, баллады, например, относят к жанру, который называется эпос.
А название жанра писем вы узнаете, решив кроссворд на тему: “Почта, письменность, письмо”.
Работа учащихся над решением кроссворда (индивидуально) с последующей проверкой на интерактивной доске.
Вопросы кроссворда:
- Название жанра старинных сказаний (эпос).
- Учреждение по пересылке писем и посылок (почта).
- Старинное скрученное послание (свиток)
- Она бывает телефонная и телеграфная (связь)
- Знак в “морзянке” (точка).
- Способ письма в Японии (иероглиф)
- Единица речи (слово).
- Тот, кто на Руси развозил почту на почтовых лошадях (ямщик)
- Природный материал, на котором писали письма в древнем Новгороде (береста).
- Почтальон в сказках А.С.Пушкина (гонец)
- В стихотворении А.С.Пушкина “Зимняя дорога” есть строчки про какие-то вёрсты, которые попадаются одне… Какие это вёрсты? (полосаты)
- Родина бумаги (Китай)
Итог коллективной работы с кроссвордом: Как же называется жанр писем? (эпистолярный).
4. Работа по теме урока.
– Ребята, сегодня нам предстоит вспомнить и закрепить навыки написания открытого письма на тему: “ С чего начинается Родина?” (Звучит мелодия песни “С чего начинается Родина?”). Вопросы для фронтальной беседы:
Какие письма называют открытыми и почему?
Куда пишут такие письма?
Наше открытое письмо мы будем писать в школьную газету “Вера, надежда, любовь”. Самые удачные работы будут отправлены на конкурс “Лучший урок письма”.
– Мы писали с вами сочинение о вятской земле, о нашем городе. На уроках истории вы знакомились с историческим прошлым нашего края, с именами земляков, прославивших вятскую землю – нашу с вами малую родину. У каждого из вас есть любимые уголки, с которыми связаны дорогие сердцу воспоминания. Сегодня, используя все свои знания, попробуем поделиться своими мыслями на заданную тему. Работу будем выполнять в эпистолярном жанре, то есть в форме письма.
В старину, в 18 веке, например, существовали даже специальные помощники – книги под названием “Письмовники”, которые учили людей правильно писать разнообразные деловые письма: прошения и просьбы к высокопоставленным особам. Это касалось правил деловых, официальных писем. А письма личного, более эмоционального характера, следует учиться писать.
– А сейчас обратимся к образцу открытого письма. Посмотрите, кто его автор? Известный учёный обращается в своём письме к молодым современникам. Прочтём его открытое письмо.
Анализ и обсуждение образца.
- Какую проблему поднимает автор?
- Какой тон он выбрал для письма? (Тон письма доверительный, отеческий)
- Какое обращение выбрано в письме? О чём это говорит?
- Какое чувство движет автором письма? Что его огорчает?
- В каких строчках заключён главный смысл письма?
Своё открытое письмо мы будем писать с опорой на вопросный план.
5. Работа по плану.
Составление примерного текста письма. (Устная работа).
(Обсуждение вариантов ответов на пункты плана, выбор наиболее удачных ответов.)
Вопросный план
- Гражданином какого государства ты являешься? Где ты родился и живёшь? (В старинном русском городе, в северном провинциальном городке).
- Какое чувство при этом испытываешь? (Гордость, безразличие, радость) Почему?
- Чем славен наш Киров? Чьи имена принесли ему известность? (Певец Фёдор Шаляпин, маршал Конев, писатель А. Грин, космонавт Савиных, художники братья Васнецовы и …).
- Что представляешь мысленно при слове “Родина”? (Родной двор, рябину под окном, прогулки с мамой, выезды на природу, что – то другое).
- Что вспоминается при этом с особой теплотой?
- Как менялось твоё отношение к родному городу, к родным местам по мере взросления? (Меняется или нет, любишь, переживаешь за что–то, любуешься изменениями, огорчаешься, когда видишь…).
- Есть ли в городе или в его окрестностях дорогие сердцу уголки?
- Связываешь ли свою судьбу с нашим северным, не очень ласковым, но всё же родным краем?
- Предан ли ты своей малой родине или готов при случае сменить место жительства? (Я – патриот вятской земли; нет, я – не патриот и готов…; я не мыслю своей жизни в другом месте; что – то другое).
- Чем ты дорожишь? (Любовью и заботой родных и близких людей; дружбой, добрыми отношениями с учителями и наставниками; другое).
- Каким хочешь видеть свой любимый город для своих детей через 10-20 лет? (Утопающим в зелени…; высотным и современным, спокойным, чистым; другое что–то).
- К чему хотел бы призвать своих сверстников – земляков? (Друзья, любите землю, свой край; делайте его …; живите…., работайте, преображайте …).
Блиц опрос
- Следует ли при работе над текстом строго придерживаться плана?
- (План – это примерная опора).
- Можно ли менять последовательность повествования?
- Может ли автор в своём письме использовать поэтические строки?
- Для чего? (они могут служить доказательством, подтверждением, выводом)
- Какие поэтические строчки выражают главную мысль и тему ваших размышлений?
(Их можно использовать в тексте письма).
С юных лет я, как в сказку влюбился,
В эти милые сердцу края.
Здесь под небом я вятским родился,
Здесь мой дом, здесь – Россия моя!
А. Крылов.
- Что заключается в этих строках? (Главная мысль).
- Какую подпись сделаете в конце письма? Где она пишется? (Справа подпись, слева дата).
6. Работа с памяткой.
Памятка.
- Лист бумаги для письма должен быть аккуратным. (Существуют специальные наборы бумаги для писем).
- Писать следует разборчивым почерком и желательно без помарок. (Небрежность – признак неуважения к себе и к людям).
- Следует продумать выбор обращения, уместного для данной формы письма. (Без фамильярности, уважительно).
- Продумайте тон и стиль речи. Письмо должно увлечь читателя. (Постарайтесь, чтобы письмо было беседой с предполагаемыми читателями).
- Пусть оно будет искренним откровением, а не скучным перечислением известных всем фактов. Внесите что-то своё в то, о чём пишете.
- Строки из стихов, понравившиеся вам, могут понравиться и другим. Используйте их к месту, а не для красного словца.
7. Самостоятельная работа учащихся над текстом письма
.(По окончании самостоятельной работы проводится фронтальная проверка, зачитываются выбранные учащимися обращения, вступительная часть письма и концовка для сравнения. Уточняются знаки препинания при обращении).
8. Повторение и закрепление полученных знаний
.- Нужно ли современному человеку в наш технический век уметь писать письма?
- Как называется жанр писем?
- На какие 3 вида можно распределить все письма? (официальные, личные и открытые).
- Для чего люди, значительно реже, чем раньше, но всё же пишут письма?
Учитель: – Заканчивая урок, хочу напомнить вам, ребята, строчки известной и популярной некогда песни “Вологда” на слова поэта-песенника М.Матусовского:
Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я роман с продолженьем пишу.
Знаю, знаю точно, где мой адресат:
В доме, где резной палисад.
Я надеюсь, что каждое ваше письмо тоже будет похоже, пусть не на роман, но на увлекательный и искренний рассказ – рассуждение.