Цель урока: формирование представления о свойствах воздуха.
Задачи урока:
- создать условия для развития понятий о физических свойствах воздуха;
- навыков работы с разнообразными источниками информации: текстом и иллюстрациями учебника, цифровым материалом, опытами;
- умение применять знания и опыт в различных ситуациях;
- развивать любознательность, эмпатию;
- показать использование свойств воздуха человеком;
- учить наблюдать явления и давать им объяснения.
Средства обучения: стеклянная чаша, стакан, комочек почвы, кусочек сахара, пластиковая бутылка, шарик для пинг-пончга, кубики льда, перышко, змейка из бумаги, лист бумаги, трубочки “соломинки”.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
2 |
3 |
I. Контрольно-оценочный этап | На доске: Группа А. – Что такое атмосфера? Группа Б. – Каково строение атмосферы? |
Дети в статических парах осуществляют взаимопроверку. |
а) взаимопроверка | Учитель проводит включенный контроль
одной пары, оценивает сам их работу. Предлагает другой паре осуществить взаимооценку. После комментария выставляет в журнал отметки. |
Взаимооценка. Вопросы учащимся позволяют проверить обьективность отметок. |
б) проблемный вопрос | Атмосферу имеет большинство планет Солнечной системы. Докажите, везде ли она однотипна и как влияет на значение атмосферы планет? | Вопрос заставляет ребят применить
знания об атмосфере в новой ситуации (Венера, Земля, др.) |
II. Мотивоционно-целевой этап. | Диалог с учащимися:
Какова его тема? |
Ученики по цепочке называют газы; их
функции Стараются самостоятельно определить тему урока, предлагая варианты. Запись на доске вариантов ответов, близких к теме. |
а) определение темы урока. б) целеполагание |
На доске вопросы, по которым идёт диалог
в классе.
|
|
III. Организационно-деятельностный этап. |
|
Дети записывают определение в тетради,
устно составляют план (он записывается на доске). |
Слово “свойство” – своя особенность, что отличает один предмет от другого, качество, принадлежность, особенность. (В.И. Даль “Толковый словарь русского языка”) | Воздух: А) Прозрачный и бесцветный. (Использование человеком). |
|
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
А) со стаканом, кусочком сахара, комочком почвы; “Что умеет воздух?” (Парусные суда, парашюты, планеры, музыкальные трубочки) Дышим воздухом. |
См. учебник п. 20 (Опережающее задание – проект-презентация, выполненный учащимися, прилагается к уроку). Ребята слушают, участвуют в диалоге, привлекаются к работе с опытами (можно по группам), составляют по ходу урока опорный конспект (можно кроссворд). |
|
IV. Рефлексивно-оценочный этап. | 1.Творческое задание: “Что было бы на планете Земля если бы вдруг …………?” (ваши варианты ответов). |
В классе есть ребята, которые легко
фантазируют, другим надо задавать
вопросы-ориентиры. Учитель комментирует выставление оценок, благодарит ребят за интересный урок. |
V. Задание на дом. | Учитель комментирует домашнее задание по 20-му параграфу учебника и в рабочей тетради (№ 58-62). |