Цели урока:
- Формировать умение произносить и правильно писать слова разделительным мягким знаком.
- Развивать внимание, логическое мышление.
- Развивать речь учащихся.
- Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: таблица “Роль мягкого знака”; дидактические карточки; рисунки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
2. Целеполагание.
- Совсем недавно на внеклассном мероприятии мы говорили о семье. А знаете ли вы, что наступающий новый год – назван годом семьи. Почему семье такое большое внимание?
- Вот и у нас сегодня в гостях
Папа – Демьян
Мама – Татьяна
Сын – Илья
Дочь – Дарья
Попробуйте отгадать их имена!
А как их назвать всех вместе?
(Семья)
- Чем похожи эти слова?
- Думаю, что вы догадались, какая тема урока?
- Правописание слов с разделительным Ь
- Какая цель стоит перед вами?
(Будем учиться писать слова с разделительным Ь)
3. Изучение нового материала.
Этот знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится. (Мягкий знак)
– строка с буквой ь.
– списать слова с доски.
Повторение: (имена людей пишутся с большой буквы).
- Вот он мягкий знак. (Учитель показывает карточку с Ь)
А знаете ли вы, что Ь – талантливый актер?
А какие роли он играет?
Сейчас узнаем.
- Работа с учебником.
- откроем учебник на странице 106.
- прочитаем тему урока
- прочитаем вопрос
- выполним упражнение № 200
- читаем правильно
- роли мягкого знака
- списать 4 слова нижнего рода из упражнения № 200
- подчеркните, перед какими гласными пишется разделительный Ь?
4. Мы выясним, когда пишется разделительный Ь. Начинаем выполнять задания членов семьи.
Записаны слова и вопросы, к ним надо подобрать по смыслу слова с
разделительным Ь:
Читаем с доски:
Нора (чья?) лисья, следы (чьи?) заячьи, пение (чье?) птичье.
Объясните орфограммы в словах.
Подчеркните, перед какими буквами пишется разделительный Ь.
- А “девочка Дарья” приготовила загадки:
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится.
Не орел, а все же птица. (Воробей)
Воробьи весело чирикают на дереве.
- Объясним орфограммы.
- Подчеркнем главные члены предложения.
5. Физкультминутка.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы
Снегом замело дороги.
Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги.
Вон лисица в поле скачет
Словно мягкий рыжий мячик,
Ну а мы идем, идем,
И к себе приходим в дом.
6. “Папа Демьян” – любитель кроссвордов, я думаю и вы тоже. Разгадаем кроссворд.
- Домики для пчел (ульи)
- Мать, отец, дети (семья)
- Ягоды, сваренные в сахаре (варенье)
- Животное (обезьяна)
Запишите слова в тетрадь.
Подчеркните мягкий знак.
7. А “мама Татьяна” просит вас прочитать пословицы.
Где хотенье, там и уменье.
Терпенье и труд все перетрут.
Повторенье – мать ученья.
8. Домашнее задание № 201. учебник закрыли.
9. Я вам тоже придумала интересное задание.
10. Загадки:
Гуляет на воле,
В лесу, в чистом поле,
Крутит, воет, бурчит,
На весь свет ворчит. (Вьюга)Вьюга воет, метель метет,
Снежинки летят.
- Поместим снежинки на доску.
Есть спина, а не лежит,
Четыре ноги, а не ходит,
Но всегда стоит,
И всем сидеть велит. (Скамья)
11. Посмотрите на доску.
- Прекрасная картина перед нами.
(Деревья, воробьи, скамья, вьюга, семья – рисунки)
- Придумаем заголовок.