Учебно-воспитательные задачи:
- дать знания о равнинном рельефе;
- развивать умения характеризовать географическое положение объекта.
Оборудование: проектор, диск, физическая карта мира, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами продолжаем изучение рельефа. На нашем уроке мы познакомимся с понятием равнина, вы узнаете о типах равнин, об их изменении во времени и мы с вами продолжим работать над описанием географического положения, но теперь уже на примере равнины.
Давайте вспомним, что такое рельеф? (Неровности Земной поверхности)
Какие две крупные формы рельефа Вы знаете? (Равнины и горы)
Когда вы слышите понятие: горный рельеф, то перед глазами возникают определенные картинки, но существуют еще одно понятие равнинный рельеф.
Услышав это понятие, что вы представляете?
(Беседа)
I. Определение равнины.
Так, что же такое равнина?
Слайд №2.
Правы ли мы были, давая характеристику равнинного рельефа?
(Правы)
Давайте откроем учебник стр.90, посмотрите на определения равнин выделенное синим цветом.
Внимательно прочтите про себя определение и ответьте на мои вопросы.
Равнины – что это? (Участки Земной поверхности)
Участки какие? (Обширные)
Участки какой Земной поверхности? (Ровной или слабо волнистой)
Пожалуйста, еще раз сказали определения!
Кто желает?
II. Равнины по характеру поверхности.
Сейчас Вы послушаете материал и Ваша задача заполнить схему.
Равнины по характеру поверхности
Плоская |
Холмистая |
Волнистая |
Ступенчатая |
(Западно-Сибирская) |
(Восточно-Европейская) |
(Среднерусская возвышенность) |
(Среднесибирское плоскогорье) |
Давайте запишем названия схемы, а под стрелочками Вы должны записать, на какие группы делятся равнины по характеру поверхности.
Слайд №3. (говорит)
Слайд №4. (картинка)
(Рассказывает учитель)
Рельеф холмистых равнин более разнообразен. Здесь холмы – отдельные возвышения округлой формы, чередуются с понижениями. Неровности рельефа равнин могут иметь не округлую, а вытянутую форму. К ним относят, например, гряды и увалы, тянущиеся в виде волн параллельно друг к другу.
Равнины с такой поверхностью называют волнистыми равнинами. Ступенчатые равнины характерны для плоскогорий.
Холмистые равнины, равнины, сильно низменные работой ледника и покрытые неравномерно чехлом ледниковых отложений – мореными холмами (Русская равнина).
Волнистые равнины, равнины сформировавшиеся под действием водных и водно-ледниковых потоков (запад Среднерусской возвышенности).
Ступенчатые равнины, сформировались в основном под действием внутренних сил Земли, имеют ступенчатое залегание горных пород. Примеров ступенчатой равнины может служить Средне-Сибирское плоскогорье.
Давайте посмотрим, что у вас получилось!
Давайте откроем атласы и найдем эти равнины.
Слайд№4.
III. Различие равнин по высоте.
Заполняем.
Слайд №9. №12.
Равнины по высоте.
Низменность 0-200м |
Возвышенность 200-500м |
Плоскогорье более 500м |
Впадины ниже 0 м |
Амазонская |
Среднерусская возвышенность |
Аравийское плоскогорье |
Прикаспийская низменность |
Рассказ + работа с картой. Итак, что у нас получилось!? Прочитать.
IV. Изменение равнин.
Ребята! Вопрос на доске?
Под действием, каких факторов происходит изменение равнин?
(Воды + ветра + человека)
Давайте посмотрим рис.41 стр.61 в учебнике.
Почему образуются такие формы рельефа? (Ветер)
На засушливых равнинах, покрытых песками, особенно сильно проявляется действие ветра. Ветер постоянно переносит песок на большие расстояния. Переносимый ветром песок, обтачивает скалы, придавая им причудливую форму (рис.66).
Люди издавна стремились селиться на ровных местах, так как здесь легче возводить постройки, заниматься земледелием, прокладывать дороги. Поэтому равнины сильно изменены человеком при открытой добычи полезных ископаемых, образуются ямы-карьеры.
Давайте посмотрим, что еще влияет на изменение поверхности.
Слайд№19.
Вывод: Таким образом, ребята, мы с вами узнали, что равнины различаются по высоте над уровнем моря, по характеру поверхности и их поверхность со временем значительно изменяется под действием воды, ветра и человека.
3. Закрепление знанийДавайте попробуем составить описание географического положения равнин.
Откройте учебник на стр.92, перед вами план, внимательно посмотрите.
Выбрать одну равнину на выбор в тетради делайте отметки к ответам.
Послушать один или два ответа.
4. Домашнее задание$ 16, задание № 1 стр. 93, контурные карты стр.3-4
Учебник География “Природа и люди” 6класс. Москва “Просвещение” 2010 год. Под редакцией А.И.Алексеева.
Диск. Уроки географии Кирилла и Мефодия 6 класс. Тема “Равнины и суши”.