Калькулятор, письменные принадлежности, находчивость и эрудиция, а также знания по физике – вот что понадобилось ученикам восьмых классов школ Калининграда и области, принявших участие в интеллектуально-спортивном марафоне по физике “Науки будущего”.
Разнообразие этапов требовало от ребят знаний школьного курса физики, смекалки, находчивости, быстроты и даже творческих способностей. Юным знатокам физики пришлось, и опускаться на дно Марианской впадины, и отправлять сигнал на международную космическую станцию, и, даже, примерить на себя роль хакера.
Разнообразные этапы марафона не давали участникам расслабиться. “Шпионские игры”, “Хакер”, “На дне” – даже наименования конкурсов зачастую приходилось анализировать, чтобы справиться с заданием. В ход шли и домашние заготовки, и данные из всемирной сети, и умение быстро ориентироваться на местности.
Пока ребята передвигались по маршруту от одной контрольной точки к другой, решая физические и логические задачи, по одному представителю от каждой команды, обладающие творческими способностями, остались в зале на конкурс художественного мастерства “Балтийский атом”. Причем реализовать свою идею было необходимо не просто на бумаге, а… на подготовленных организаторами фарфоровых тарелках.
Цель мероприятия:
повышение интереса к предмету, развитие познавательной активности учащихся и формирование мотивации к обучению;
развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений;
создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект;
обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;
создать условия для развития у школьников умения работать во времени;
содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию деятельности;
содействовать развитию у детей умений общаться;
обеспечить развитие у школьников умения выделять основные моменты своей или чужой деятельности.
Пути осуществления: создание проблемно-поисковых ситуаций, эмоциональный настрой, учение, основанное на деятельности, любознательность, игровой азарт, использование ИКТ, коллективный поиск.
Подготовительтельные мероприятия
- Приглашение участников. Рассылка информационных писем по ОУ “О подготовительных мероприятиях”.
В составе команды: четыре знатока физики и один художник — пять человек. При себе участникам необходимо иметь:
- калькулятор (часы или мобильный телефон, обладающий данными функциями);
- письменные принадлежности;
- бумажные вставки для бейджей с эмблемой команды по числу участников;
- быть одетыми по погоде, так как часть этапов проходит на открытом воздухе на территории Музея Мирового океана
К началу мероприятия команда готовит 1 презентационный слайд с эмблемой команды, девиз команды, приветствие – представление команды (1-2 минуты).
- Для каждой команды подготовлен стол. На столе находится маршрутный лист (приложение 1), карта (приложение 2).
- Для проведения марафона были привлечены учащиеся 10-11 классов в качестве ассистентов.
План проведения марафона
1. Вступительное слово ведущего (организатора) мероприятия
Дорогие участники, мы рады приветствовать вас в Информационном центре по атомной энергии г. Калининграда. Наша встреча посвящена проведению интеллектуально-спортивного марафона по физике “Науки будущего”. Марафон проводится в рамках “Атомной недели”. Разнообразие этапов потребует от вас знаний школьного курса физики, смекалки, находчивости, быстроты и даже творческих способностей. Юным знатокам физики придется, и опускаться на дно Марианской впадины, и отправлять сигнал на международную космическую станцию, и, даже, примерить на себя роль хакера.
2. Представление членов жюри
Каждому члену жюри выдан “Оценочный лист” (Приложение 3) с критериями оценивания.
3. Инструкция по процедуре проведения марафона
Каждая команда-участник марафона должна продвигаться по своей “цветовой дорожке”. Капитаны приглашаются для жеребьевки. Капитаны вытягивают конверт, в котором находится бейджик с определенным цветом: желтым, зеленом, синим, красным, розовым, оранжевым и порядковым номером представления. На каждом этапе возле контрольной точки находятся ассистенты, имеющие опознавательный цветовой знак на бейдже, такой же, как у команд. Команда, подбегая к своему ассистенту, сдает ему выполненное задание и получает следующее. Ассистент проверяет наличие выполненного задания и только после этого выдает очередное.
Команды продвигаются дальше по маршруту.
Финишируют команды в том же месте, что и стартовали. Организатор фиксирует очередность прибытия команд.
Команды собираются за своими столами по мере выполнения заданий. Ожидающие команды просматривали научно-популярный фильм по теме “Атомная энергетика”.
После прибытия последней команды участника проводим конкурс “Крокодил”. В очередности определенной жеребьевкой. Капитаны вытягивают предлагаемые слова – физические термины. На подготовку задания 3 минуты. Балл показывающей команде засчитывается в том случае, если слово угадано. Так же балл засчитывается и отгадавшей команде.
У вас на столе находится планшет, к которому прикреплены:
- Карта территории музея (приложение 2);
- Маршрутный лист (приложение 1), в котором указаны номера и названия этапов, последовательность их прохождения, количество максимальных баллов за каждый этап. Используйте этот лист для записи нужной информации;
- Чистые листы для выполнения заданий № 4, 5, 6 (Приложение 6).
Укажите на каждом чистом листе название команды.
Внимание! При решении задач оценивается полное её оформление, т.е. запись дано, перевод единиц в СИ, формулы, правильность вычислений, запись полного ответа.
Используя карту и маршрутный лист, вы должны пройти маршрут максимально быстро. Дополнительный балл за скорость получает та команда, которая выполнила его правильно.
Представление команд проводится соответственно жеребьевке. Оценивается:
- Название
- Эмблема
- Девиз
- Самопрезентация (дополнительный балл за оригинальность)
4. Начало марафона.
Объявление заданий художникам. После старта команд, художники получают конверты с заданием (Приложение 5). Время на выполнение творческого задания ограничено скоростью прохождения этапов марафона командой.
Этапы марафона
- Шпионские игры. Каждой команде выдается задание (Приложение 4). Цель его отгадать ребус как можно быстрее. Сдав задание ассистенту, команды получают следующее задание.
- Хакер. Найти в сети Интернет ответ на следующий вопросы:
- Какова глубина Марианской впадины?
- Высота МКС?
- Дата открытия Музея Мирового океана?
Ответы на данные вопросы занести в маршрутный лист, для последующего использования при решении задач.
- “Толашак”
- Куда-куда меня послали?
- “На дне”
- “Крокодил”
- Представление творческих работ художников, их защита
Подведение итогов.
Заключительное слово
Награждение
Все участники получили памятные дипломы, а победителей ожидали подарки и поздравления от Информационного центра. Завершили программу дня праздничное чаепитие и познавательный фильм
Библиография