Цели урока: познакомить учащихся с законами царя Хаммурапи, раскрыть социальную направленность этих законов, выяснить их значение; развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление; продолжить работу по формированию исторических терминов и понятий; формировать навыки самостоятельной работы с картой, историческими источниками; вырабатывать умение давать оценку историческим событиям и историческим деятелям; формировать активную гражданскую позицию, воспитывать нравственность и патриотизм.
Ход урока
I. Приветствие.
Сообщение темы урока. Мотивация. Знакомство с планом урока. Путеществие в прошлое.
Вступительное слово учителя. Ребята! На сегодняшнем уроке все мы – члены “Клуба путешественников”. Путешествие поможет нам побывать в древнейшей стране мира – Вавилонском царстве, познакомиться с его царём и законами, им созданными.
II. Актуализация знаний.
На прошлом уроке мы познакомились с Древним Двуречьем.
В долинах каких рек находилось это государство?
Какие крупные города там существовали?
III. Усвоение новых знаний и способов действий.
Учитель. Города Двуречья воевали между собой, и победителем в этой борьбе вышел Вавилон. Двуречье стали называть Вавилонией. Располагался Вавилон в центре Двуречья, где сходились реки Тигр и Евфрат (работа с картой). Вавилон был могущественным и богатым городом.
Ребята! Несколько наших учащихся побывали в древнем Вавилоне с помощью “машины времени”. У каждого был свой объект исследования.
1-й ученик изучал дома Вавилона. Рассказ ученика.
Я побывал в древнем Вавилоне и увидел там удивительное, на мой взгляд, зрелище. Дворцы, храмы, жилые дома – все там сооружено из больших глиняных кирпичей. Я попросился на ночлег в дом простого ремесленника. Все в доме было из глины: скамьи, стол, посуда, глиняные фигурки богов. Двери в доме не было, вход в дом закрывала циновка.
2-й ученик исследовал сады Вавилона. Рассказ ученика.
В садах Вавилона я увидел яблони, гранатовые и инжирные деревья, но самое распространённое дерево – финиковая пальма. Вавилоняне знают 360 способов её использования: свежие и сушеные финики служат пищей; косточки используются кузнецами вместо угля в виде топлива; листья идут на плетение, из лыка делают веревки; даже древесина, хотя она и невысокого качества, служит строительным материалом, т.к. страна бедна древесиной.
3-й ученик побывал в Вавилонском порту. Рассказ ученика.
В речном порту Вавилона множество судов. Но как непривычны они для наших глаз. Деревянных судов совсем мало, потому что лес дорог, зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. Плоты вавилоняне делают не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом, они связывают несколько мешков между собой и выстилают тростником. Такой плот может выдержать тяжелый груз. Есть и совершенно круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывают асфальтом. В вавилонском порту очень шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой.
Объект исследования 4-го ученика – глина. Рассказ ученика.
Жители Вавилона широко используют глину. Из глины делают кирпичи, которые они сушат на солнце или обжигают в печи, глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички для письма, фигурки богов.
А 5-й ученик побывал у археологов и сейчас расскажет нам о найденном ими черном камне. Рассказ.
Археологи показали мне черный столб, на котором высечены клинописными знаками законы. В верхней части столба изображен царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда Шамаш, который вручает царю жезл.
Запись в тетрадях. Хаммурапи. 1792-1750 гг. до н.э.
Учитель. Законы – это правила государства, установленные его царем. Судьи разбирали дела не по своему произволу, а в соответствии с законами. Несколько наших учащихся побывали на заседаниях Вавилонского суда и сняли их на видеокамеру.
Ролевая игра “Заседание суда”. Сценка 1. На фоне изображения главных ворот Вавилона стоят стражники с топориками, на высоком стуле восседает судья. Жрец тащит тощего изможденного бедняка.
Судья: Это ты похитил из храма одежду богини Иштар?
Бедняк: О, господин, злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу обо всем без утайки. Ночью шел я мимо храма богини Иштар и вспоминал. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод… “ О смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар”, – взмолился я и вошёл в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама богиня Иштар излучает свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел поближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода! На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок сладких фиников. Тут раздался крик жреца: “Вор!.. Ты заплатишь за святотатство!”
Судья: Ты – вор, тебя должно убить!
Учитель. Ребята, познакомьтесь с текстом законов Хаммурапи и скажите, почему судья вынес такой приговор?
Ролевая игра. Сценка 2. У двери кабачка стоит раб. К нему подходит купец.
Купец. Что ты тут делаешь?
Раб. Мой господин зашёл в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться его.
Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин плохо обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый щрам на твоей спине! Неужели от удара? ( Шепчет на ухо). Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.
Раб. Я согласен. (Оба уходят).
Учитель. Прочитайте текст законов и ответьте на вопрос: какое наказание ждет купца, если его поймают? Почему за кражу раба и вещи следовало одинаковое наказание? Найдите еще в документе законы, подтверждающие это.
Кому в голову придёт убивать чужого вола – бессловесную скотину. Представьте себе, группа односельчан приходит к судье. Шумят, спорят.
Сценка 3. Судья. – В чем дело?
Земледелец. – Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать поле. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыновьями вспахал и засеял поле. Потом привязал вола и ушел отдыхать. Да видно плохо привязал! Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все там вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на самого себя, бросился на моего красавца и ударом мотыги рассек ему жилу на затылке. Я прибежал, но было уже поздно… Идем, говорю к судье, ты вернёшь мне серебром стоимость убитого вола. А он упирается, если бы не добрые люди, то не пришел бы в суд.
Учитель. Прочитав законы, скажите, какое решение вынесет судья?
Справедлив ли закон об убийстве чужого вола?
А справедлив ли закон об убийстве чужого раба?
Учитель. Ребята, сегодня все мы путешественники. Давайте с помощью машины времени перенесемся в древний Вавилон и почувствуем себя его жителями.
Задание: прочитайте пункты 4 и 5 параграфа 14. Теперь от первого лица расскажите об участи, которую уготовили законы рабам, крестьянам и свободным богачам. Рассказ постройте так: “Я раб. Я должен… Меня могут…
Я – богач…
Я – крестьянин…
Я – должник…”
Выслушав ответы учащихся, учитель спрашивает: “Как вы думаете, могли ли жители Вавилона часто нарушать законы? Почему Хаммурапи ограничил долговое рабство тремя годами? Справедливы ли эти законы? Как вы считаете, необходимо ли соблюдать законы государства?
IV. Подведение итогов.
Учитель. А сейчас, ребята, давайте подведем итоги нашего путешествия.
- Покажите на карте, где находится древний Вавилон?
- Какой главный материал в Вавилоне?
- Что выращивают в садах древнего Вавилона?
- Какой царь правит в Вавилоне? Сколько лет?
- О ком заботится царь Хаммурапи в своих законах?
V. Составление синквейна. Хаммурапи.
Пример, составленный учащимися.
Хаммурапи
Умный, жестокий, справедливый
Создал, приказал
Могущественный правитель
Древнейшие законы в истории
VI. Итоги урока. Оценки.
Домашнее задание: Прочитать параграф 14, написать сочинение о законах царя Хаммурапи от имени царя, богача, земледельца или раба.
Литература: Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя/ Г.И.Годер. – М.: Просвещение, 2003.