Цель урока: продолжить работу по теме “Перпендикулярные прямые”, изучить понятия “вертикальные углы”, “перпендикулярные прямые”.
Задачи урока:
- Познакомить с понятиями “вертикальные углы” и “перпендикулярные прямые”. Учить решать задачи с новыми понятиями. Закрепить понятие смежных углов.
- Развивать математическую речь, память, логическое мышление, пространственное воображение.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Тип урока: комбинированный.
Форма: классно-урочная.
Литература: Атонасян “Геометрия 7-9 кл.”.
Оборудование: учебник, чертежи.
Ход урока
Этапы |
Содержание |
Примеч. |
I |
Организация класса на работу. | |
II |
Актуализация знаний. – С какими углами вы познакомились на прошлом уроке? (со смежными) – Какие углы называются смежными? (Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными.) – Чему равна сумма смежных углов? (180°) – Посмотрите на доску. Назовите пары смежных углов. (АОС и СОВ) – Если СОВ равен 45°, чему будет равен АОС? (180°-45°=135°) Будут ли углы KNL и LNM смежными? (нет) – Почему? (так как их сумма больше 180°) – Теперь рассмотрим АВС на чертеже. – Назовите пары смежных углов. (ADB и BDC, BDC и BCK) – Если известно, что ВСК=130°, то чему будет равна градусная мера BCD? (180°-130°=50°) |
|
III |
Постановка учебной задачи. – Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним видов углов и прямых, а с какими вы узнаете чуть позже. |
|
IV |
Открытие нового материала. – Откройте тетради, запишите число, классная работа. – Начертите АОВ=60°. – Продолжите стороны этого угла за вершину. – Какие новые фигуры вы получили? (4 угла) – Обозначьте углы цифрами. – Как получился 3? (путём продолжения сторон 1 за вершину) – Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого, то такие углы называются вертикальными. – Давайте посмотрим на рисунок. Какие углы будут вертикальными? (2 и 4, 1 и 3) – А что можно сказать об углах 1 и 2? (они смежные) – А сумма смежных углов чему равна? (180°) 1+2=180° – Что можем сказать об углах 3 и 2? (они тоже смежные) Значит, 3+2=180° – Выразите L1 из первого равенства. (1=180°-2) – Выразите 3 из второго равенства. (3=180°-2) Что мы видим из этих двух равенств? (Правые части равны, значит, равны и левые. Следовательно, 1=3) – Значит, мы можем сделать вывод, о том, что вертикальные углы равны. – Посмотрите на доску. – 1 и 3 какие? (вертикальные) – Чему будет равен 3? (110°) – Почему? 3=1=110° (как вертикальные) – Как найдём 2? (2=180°-1, 2=180°-110°, 2=70° – как смежные) – Чему равен 4? (4=2=70° – как вертикальные) – А сейчас начертите вертикальные углы, градусные меры которых равны 90°. – Что у вас получилось? (4 прямых угла) – Если две прямые образуют четыре прямых угла, то они называются перпендикулярными и обозначаются, ав. – Теперь начертите прямую с, отметьте на ней точки А и В. Постройте перпендикулярную прямую а через точку А. теперь проведите перпендикулярную прямую в через точку В. – Как вы думаете, пересекутся ли прямые а и в? – Верно, они не пересекутся и вам нужно запомнить: что две прямые перпендикулярные третьей не пересекаются. |
|
V |
Проверка понимания учащимися нового материала. – Откройте учебник на стр.25 №65(а, б). – Читаем задание под буквой а. Найдите неразвёрнутые углы, образованные при пересечении 2-х прямых если: а) сумма двух из них равна 114°. Дано: а и в – прямые, а пересекает в, 1+3=114° Найдите: 1, 2, 3, 4. Решение. – Начертите пересекающиеся прямые а и в. обозначьте номера углов. – Сумма, каких углов может быть равна 114°? (вертикальных) – Назовите вертикальные углы. – Что мы знаем о вертикальных углах? (они равны) – Как найдём чему равен каждый из вертикальных углов? (114°:2=57°) – Углы 1 и 2 какие между собой? (смежные) – Как найдём 2? (180°-1) – Чему будет равна градусная мера 2? (180°-57°=123°) – Градусную меру, какого угла мы ещё не нашли? (4) – Чему она будет равна? (градусной мере 2, так как они вертикальные) – Читаем задание под буквой б. б) сумма трёх углов равна 220°. Дано: а пересекает в, 1+2+3=220° Найти: 1, 2, 3, 4. Решение. 1+2+3=220° – Чему равна сумма углов 1 и 2? (180°) – Значит, 1+2=180° (как смежные) – Заменим сумму 1 и 2 180°-ю градусами. 180°+3=220° – Как найдём 3? (220°-180°=40°) – Угол 1 чему будет равен? (1=3=40° – как вертикальные) – Как найдём 2? (2=180°-1 (так как они смежные), 2=180°-40°, 2=140°) – Чему равен 4? (4=2=140°) Ответ:40°, 40°, 140°, 140°. – Выполним № 66 устно. – Читаем задание под буквой а. На рисунке 41 найдите углы 1, 2, 3, 4 если: а) 2+4=220° – Какие это углы? (вертикальные) – Чему будет равна градусная мера каждого угла? (110°) – Как найдём градусные меры углов 1 и 3? (1 и 2 – смежные, значит, 1+2=180° –> 1=180°-2) 1=180°-110°, 1=70° 1=3=70° (как вертикальные) б) 3(1+3)= 2+4 – Решим эту задачу через уравнение. – Пусть 1=х°, тогда 2=180°-х°, так как 3=1, то он тоже равен х°, а 4=2, то 4=180°-х°. – Пусть 1=х°, тогда 2=180°-х°, так как 3=1, то он тоже равен х°, а 4=2, то 4=180°-х°. – Подставим эти данные в равенство, которое нам дано: 3(х+х)=180-х+180-х; 6х=360-2х; 8х=360; х=45. – Итак, что мы обозначали за х? (1 и 3) – Значит, чему они будут равны? (45°) – Как найдём 2? (180°-45°=135°) 4=2=135° (как вертикальные) _Читаем задание под буквой в. в) 2-1=30° – Эту задачу также решим через уравнение. – Пусть 1=х°, тогда 2=180°-х°, так как 3=1, то он тоже равен х°, а 4=2, то 4=180°-х°. – Подставим эти данные в равенство, которое нам дано: 180-х-х=30; 180-2х=30; 2х=150; х=75. – Итак, что мы обозначали за х? ( 1 и 3) – Значит, чему они будут равны? (75°) – А чему будут равны 2 и 4? (180°-75°=105°) – Сейчас выполним № 67. читаем задание. На рисунке 47 изображены три прямые, пересекающиеся в точке О. найдите сумму углов: 1+2+3. – 3 и 4 какие? (вертикальные) – Значит, какие они между собой? (равны) – Какой угол образуют углы: 2, 4 и 1? (развёрнутый) – Значит, сумма углов 2, 4 и 1 чему будет равна? (180°) – Значит и сумма 1,2,3 углов тоже равна 180°. – Ответили на вопрос задачи? (да) – Теперь выполним № 80. Известно, что АОВ=35°, ВОС=50°. Найдите АОС. Для каждого из возможных случаев сделайте чертёж. – Чертим АОВ=35°. Теперь чертим ВОС=50°. Дано: АОВ=35°, ВОС=50°. Найти: АОС. Решение. – Как найдём АОС? (ВОС – АОВ, 50°-35°=15°) – Как ещё может располагаться луч ОС? – Верно, по разные стороны от луча ОВ. Чертим. – Как в этом случае найдём АОС? (ВОС+АОВ, 50°+35°=85°) – Выполняем № 83. Найдите угол, образованный биссектрисами двух смежных углов. – Чертим 2 смежных угла. – Что такое биссектриса угла? (Это луч, который выходит из вершины угла и делит и делит его пополам) Проводим биссектрисы углов. Обозначаем буквами все углы. Дано: АОВ и ВОС – смежные, DO и ОЕ – биссектрисы углов. Найти: DOE. Решение. – Какой угол образуют все эти углы? (развёрнутый) АОВ+ВОС=180° – Чему равен DOB? (DOB=?АОВ) – Чему равен LВOE? (ВOE=?ВОС) – А сумме каких углов равен DOE? (DOE=(DOB+ ВOE=1/2АОВ+1/2ВОС= 1/2 (АОВ+ВОС)= 1/2 180°=90°) – Следовательно, чему равен угол, образованный биссектрисами смежных углов? (90°) – Выполняем № 84. Докажите, что биссектрисы вертикальных углов лежат на одной прямой. – Чертим вертикальные углы. – Возьмём вертикальные углы 3 и 4, проведём их биссектрисы. – Чему равна сумма углов 1, 3 и 4? (180°) – Почему? (так как образуют развёрнутый угол) 1+3+4=180° – Теперь рассмотрим сумму углов 6, 1 и 3. – 6 равен какому углу? (углу 4) – Можно в это равенство вместо 4 записать 6. Что получится? 1+3+6=180° – Что из этого следует? (углы 1, 3 и 6 образуют развёрнутый угол) – А развёрнутый угол, что из себя представляет? (прямую) – Значит, биссектрисы лежат на одной прямой? (да) |
|
VI |
Итог урока. – Давайте вспомним, какие углы называются вертикальными? (Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого, то такие углы называются вертикальными.) – Какие они между собой? (равные) – Какие прямые называются перпендикулярными? (Если две прямые образуют четыре прямых угла, то они называются перпендикулярными.) – Если две прямые перпендикулярны третьей, могут они пересечься? (нет) |