В Концепции модернизации российского образования обозначена основная цель профессионального образования – “подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности”. Обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, к самостоятельному профессиональному самоизменению. Это обусловливает необходимость находить внутренние резервы для насыщения учебного процесса учебно-методическим обеспечением, понимаемым нами как результат профессионального творчества преподавателей и как средство профессионального развития студентов.
Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего.
Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки “двойной подготовки” – личностного и профессионального становления
Исследователи проблемы самостоятельной работы по-разному подходят к статусу этого понятия. Названную работу определяют как метод обучения (Ю.К. Бабанский, В.Г. Осмоловский), средство обучения (П.И. Пидкасистый), форму организации самостоятельной деятельности (Т.И. Шамова), как особую систему условий обучения, организуемую преподавателем и являющуюся аспектом его деятельности; как познавательную деятельность, выполняемую студентами самостоятельно под тактичным руководством преподавателя (М.И. Пискунов).
Самостоятельная работа – это сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента. По отношению к преподавателю данная работа – это и метод обучения, и средство обучения, форма взаимосвязанной деятельности, а по отношению к обучаемому – метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и собственно учебно-познавательная деятельность.
В дидактической литературе выявлены основные причины возрастающего значения самостоятельной работы студентов:
- быстрый рост научной информации;
- обеспечение наиболее высокого уровня усвоения учебной информации;
- формирование и развитие качеств личности современного специалиста: самостоятельность, активность, убежденность и др.
А также определены способы активизации самостоятельной работы студентов, а именно:
- применение программ-инструкций;
- решение познавательных задач;
- использование алгоритмов;
- систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя;
- индивидуализация заданий по содержанию;
- использование методов проблемного обучения;
Возникает необходимость выявления оптимальных сочетаний различных способов активизации самостоятельной работы с целью формирования положительных результатов.
Сущность самостоятельной работы учреждении профессионального образования заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе и формирования профессиональной самостоятельности.
Самостоятельную работу студентов можно классифицировать по видам учебной деятельности.
Таблица 1
Соотношение видов учебной деятельности и самостоятельной работы студентов
Учебно-познавательная деятельность |
Учебно-практическая деятельность |
Учебно-исследовательская деятельность |
|
виды самостоятель-ной работы |
заполнение таблиц, работа с книгой, документацией, периодической литературой, выполнение упражнений, решение задач, составление схем, задания на выявление дефектов, составление и классификацию, обобщение, составление вопросов |
выполнение лабораторно– практических работ, выполнение заданий по алгоритму, выполнение упражнений, изготовление образцов, изготовление макетов, выполнение учебно-производственных работ, составление эскизов, выполнение чертежей |
разработка тематики и методики
опытно-экспериментальной работы, формулировать
проблемы в заданной ситуации, выдвигать гипотезы
их решения, оценивание, на основе всестороннего анализа, проведение эксперимента, анализ его результатов, выполнение дипломных работ, проектирование. |
Успех любой деятельности во многом определяется её условиями. Из совокупности показателей условий обучения выделим те, от которых в первую очередь зависит эффективность “передачи индивиду общественного опыта, выработанного социальной практикой” – условия информационного и методического обеспечения учения.
Под обеспечением самостоятельной работы студентов понимают процесс создания педагогом необходимых и достаточных условий обучения, гарантирующих удовлетворения потребностей студентов в информационных источниках и предписаниях.
Другими словами для достижения поставленной цели необходима разработка соответствующей системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности, соответствующего комплексного учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:
Полезность выполняемой работы.
Участие студентов в творческой деятельности.
Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.
Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).
Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы).
Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.
Личность преподавателя, которому отводится решающая роль в организации СРС. Он должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.
В практике возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Реализация этих путей требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.
При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:
Внеаудиторная самостоятельная работа;
Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;
Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.
Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.
При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов с применением игровых методик.
На практических и лабораторных занятиях различные виды самостоятельной работы студентов позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.
На практических занятиях я отвожу не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач.
Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов на основе индивидуального подхода.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение.
Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны соответствовать следующим требованиям:
- содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях;
- включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;
- должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (идеи, концепции) были выделены.
Содержание методических указаний и рекомендаций в учебно-методическом обеспечении должно быть таким, чтобы не исключались предпосылки для формирования умений проектирования (планирования) своей деятельности по выполнению самостоятельных работ.
В структуру учебно-методического обеспечения самостоятельных работ студентов входят:
- конспекты лекций;
- предписания;
- инструкции;
- методические указания и рекомендации;
- графики работ сдачи заданий;
- дополнительные материалы, которые студенты могут использовать в практической деятельности (алгоритмы расчетов, таблицы, графики, чертежи, схемы и т.д.);
- списки рекомендуемой литературы;
- бланки документов.
При разработке системы самостоятельных работ преподаватель должен выстроить её так, чтобы были учтены все её формы, цели, была продумана роль студентов в процессе и свое участие в нем и охватывала как самостоятельная работу на уроках, так и внеурочную (самоподготовка, самообразование).
Выделение самостоятельной работы на уроке в отдельно разрабатываемую систему, по мнению авторов ряда публикаций, не является целесообразным, так как может рассматриваться и разрабатываться только в едином ключе с целями преподавания и учения, дидактическими, воспитательными и развивающими, методами, используемыми на уроке. Поэтому самостоятельные задания, выполняемые на уроке, представлены в перспективно-тематическом плане по теме, а средства обеспечения самостоятельной работы учащихся в учебно-методическом комплексе.
При разработке и практической реализации различных видов самостоятельных работ следует намечать их дидактические, развивающие и воспитательные цели, проектировать использование различных источников знаний. Кроме того, задания должны предусматривать разные уровни познавательной деятельности студентов.
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.
В последние годы наряду с традиционными формами контроля – зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы: рейтинговый и тестовый контроль.
Весьма полезным, на мой взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы.
В заключение хочется отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому мой опыт и рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель – помочь другим преподавателям сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.