Самостоятельная работа по дисциплинам специального цикла

Разделы: Общепедагогические технологии


В Концепции модернизации российского образования обозначена основная цель профессионального образования – “подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентно способного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности”. Обществу требуются специалисты, способные к самостоятельной преобразовательной деятельности, к самостоятельному профессиональному самоизменению. Это обусловливает необходимость находить внутренние резервы для насыщения учебного процесса учебно-методическим обеспечением, понимаемым нами как результат профессионального творчества преподавателей и как средство профессионального развития студентов.

Самостоятельная работа студентов является одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которого происходит формирование знаний, умений и навыков в учебно-научной, профессиональной деятельности, формирование профессионально значимых качеств будущего.

Учебно-методическое обеспечение создаёт среду актуализации самостоятельной творческой активности студентов, вызывает потребность к самопознанию, самообучению. Таким образом, создаются предпосылки “двойной подготовки” – личностного и профессионального становления

Исследователи проблемы самостоятельной работы по-разному подходят к статусу этого понятия. Названную работу определяют как метод обучения (Ю.К. Бабанский, В.Г. Осмоловский), средство обучения (П.И. Пидкасистый), форму организации самостоятельной деятельности (Т.И. Шамова), как особую систему условий обучения, организуемую преподавателем и являющуюся аспектом его деятельности; как познавательную деятельность, выполняемую студентами самостоятельно под тактичным руководством преподавателя (М.И. Пискунов).

Самостоятельная работа – это сложное дидактическое образование, отражающее особенности взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента. По отношению к преподавателю данная работа – это и метод обучения, и средство обучения, форма взаимосвязанной деятельности, а по отношению к обучаемому – метод учения, способ познавательной деятельности, форма учебно-познавательной деятельности и собственно учебно-познавательная деятельность.

В дидактической литературе выявлены основные причины возрастающего значения самостоятельной работы студентов:

  • быстрый рост научной информации;
  • обеспечение наиболее высокого уровня усвоения учебной информации;
  • формирование и развитие качеств личности современного специалиста: самостоятельность, активность, убежденность и др.

А также определены способы активизации самостоятельной работы студентов, а именно:

  • применение программ-инструкций;
  • решение познавательных задач;
  • использование алгоритмов;
  • систематическое уменьшение прямой помощи преподавателя;
  • индивидуализация заданий по содержанию;
  • использование методов проблемного обучения;

Возникает необходимость выявления оптимальных сочетаний различных способов активизации самостоятельной работы с целью формирования положительных результатов.

Сущность самостоятельной работы учреждении профессионального образования заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся и является одним из важных средств их подготовки к активной самообразовательной работе и формирования профессиональной самостоятельности.

Самостоятельную работу студентов можно классифицировать по видам учебной деятельности.

Таблица 1

Соотношение видов учебной деятельности и самостоятельной работы студентов

 

Учебно-познавательная деятельность

Учебно-практическая деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

виды самостоятель-ной работы

заполнение таблиц, работа с книгой, документацией, периодической литературой, выполнение упражнений, решение задач,

составление схем,

задания на выявление дефектов, составление и классификацию, обобщение, составление вопросов

выполнение лабораторно– практических работ, выполнение заданий по алгоритму, выполнение упражнений, изготовление образцов, изготовление макетов,

выполнение учебно-производственных работ, составление эскизов, выполнение чертежей

разработка тематики и методики опытно-экспериментальной работы, формулировать проблемы в заданной ситуации, выдвигать гипотезы их решения,

оценивание, на основе всестороннего анализа, проведение эксперимента, анализ его результатов, выполнение дипломных работ,

проектирование.

Успех любой деятельности во многом определяется её условиями. Из совокупности показателей условий обучения выделим те, от которых в первую очередь зависит эффективность “передачи индивиду общественного опыта, выработанного социальной практикой” – условия информационного и методического обеспечения учения.

Под обеспечением самостоятельной работы студентов понимают процесс создания педагогом необходимых и достаточных условий обучения, гарантирующих удовлетворения потребностей студентов в информационных источниках и предписаниях.

Другими словами для достижения поставленной цели необходима разработка соответствующей системы нормативных, методических и дидактических материалов как условия успешного проектирования учебно-познавательной деятельности, а также перечень самих средств сопровождения данной деятельности, соответствующего комплексного учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них можно выделить следующие:

  1. Полезность выполняемой работы.

  2. Участие студентов в творческой деятельности.

  3. Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам, конкурсах научно-исследовательских или прикладных работ и т.д.

  4. Использование мотивирующих факторов контроля знаний (накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры).

  5. Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы).

  6. Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее, постоянное их обновление.

  7. Личность преподавателя, которому отводится решающая роль в организации СРС. Он должен работать не со студентом “вообще”, а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями.

В практике возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Реализация этих путей требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.

При изучении каждой дисциплины организация самостоятельной работы студентов должна представлять единство трех взаимосвязанных форм:

  1. Внеаудиторная самостоятельная работа;

  2. Аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

  3. Творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Виды внеаудиторной самостоятельной работы студентов разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Аудиторная самостоятельная работа может реализовываться при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов с применением игровых методик.

На практических и лабораторных занятиях различные виды самостоятельной работы студентов позволяют сделать процесс обучения более интересным и поднять активность значительной части студентов в группе.

На практических занятиях я отвожу не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельное решение задач.

Для проведения занятий необходимо иметь большой банк заданий для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов на основе индивидуального подхода.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо соответствующее учебно-методическое обеспечение.

Учебные и учебно-методические материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны соответствовать следующим требованиям:

  • содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях;
  • включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;
  • должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (идеи, концепции) были выделены.

Содержание методических указаний и рекомендаций в учебно-методическом обеспечении должно быть таким, чтобы не исключались предпосылки для формирования умений проектирования (планирования) своей деятельности по выполнению самостоятельных работ.

В структуру учебно-методического обеспечения самостоятельных работ студентов входят:

  • конспекты лекций;
  • предписания;
  • инструкции;
  • методические указания и рекомендации;
  • графики работ сдачи заданий;
  • дополнительные материалы, которые студенты могут использовать в практической деятельности (алгоритмы расчетов, таблицы, графики, чертежи, схемы и т.д.);
  • списки рекомендуемой литературы;
  • бланки документов.

При разработке системы самостоятельных работ преподаватель должен выстроить её так, чтобы были учтены все её формы, цели, была продумана роль студентов в процессе и свое участие в нем и охватывала как самостоятельная работу на уроках, так и внеурочную (самоподготовка, самообразование).

Выделение самостоятельной работы на уроке в отдельно разрабатываемую систему, по мнению авторов ряда публикаций, не является целесообразным, так как может рассматриваться и разрабатываться только в едином ключе с целями преподавания и учения, дидактическими, воспитательными и развивающими, методами, используемыми на уроке. Поэтому самостоятельные задания, выполняемые на уроке, представлены в перспективно-тематическом плане по теме, а средства обеспечения самостоятельной работы учащихся в учебно-методическом комплексе.

При разработке и практической реализации различных видов самостоятельных работ следует намечать их дидактические, развивающие и воспитательные цели, проектировать использование различных источников знаний. Кроме того, задания должны предусматривать разные уровни познавательной деятельности студентов.

Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля.

В последние годы наряду с традиционными формами контроля – зачетами, экзаменами достаточно широко вводятся новые методы: рейтинговый и тестовый контроль.

Весьма полезным, на мой взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы.

В заключение хочется отметить, что конкретные пути и формы организации самостоятельной работы студентов с учетом курса обучения, уровня подготовки обучающихся и других факторов определяются в процессе творческой деятельности преподавателя, поэтому мой опыт и рекомендации не претендуют на универсальность. Их цель – помочь другим преподавателям сформировать свою творческую систему организации самостоятельной работы.