Тема урока: "Прибавление числа 7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • закрепить способы прибавления числа 7; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов; сравнивать числа при помощи составления графов;
  • развивать математическую речь, логическое мышление, внимание, память;
  • прививать интерес к математике, воспитывать самостоятельность, чувство товарищества.

Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь №3, медиапроектор, компьютер, абаки, сигнальные блоки (веер цифр), фишки, наборы геометрических фигур (раздаточный материал), объемные фигуры из конструктора.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок.
К нам пришли гости.
Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь им. Улыбнитесь друг другу.
Садитесь.
Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой.

2. Объявление темы и целей урока.

На уроке математики мы отправимся в путешествие на паровозике.

– Повторим состав числа 7, способы прибавления числа 7,
– будем сравнивать числа при помощи составления графов,
– решать задачи,
– поработаем с вычислительной машиной.

А чтобы путешествие было интересным и познавательным вы должны помогать друг другу, быть внимательными и активными.

 

3. Устный счёт.

Пока наш паровозик готовится к отправлению, проведём устный счёт:
  • увеличьте 9 на 4 (13)
  • уменьшите 11 на 2 (9)
  • вычислите сумму чисел 14 и 1 (15)
  • найдите разность чисел 9 и 5 (4)
  • Сколько нужно прибавить к 2, чтобы получить 9? (7)
  • От какого числа нужно отнять 1, чтобы получить 10? (11)

(Презентация, слайд 1)

13 9 15 4 7 11

– На какие 2 группы можно разделить все полученные числа?
– Назовите однозначные числа в порядке возрастания (4, 7, 9).
– Назовите двузначные числа в порядке убывания (15, 13, 11).
– Добавьте однозначные числа до 10.

4+6=10, 7+3=10, 9+1=10

– Двузначные числа представьте в виде суммы разрядных слагаемых.

15=10+5, 13=10+3, 11=10+1

Дети готовят веер цифр и показывают ответы.
Уплотнённый опрос: 1 ученик составляет графы отношений “больше” и “меньше”, 2 ученик повторяет состав числа 7.
Дети отвечают на поставленные вопросы (фронтальный опрос).

4. Актуализация знаний.

Постановка учебной проблемы.

С нами в путешествие собираются белка, зайчик и котёнок. Но для этого им нужно выполнить задание, а они не могут с ним справиться. Давайте им поможем.

(Презентация, слайд 2)

img1.gif (2659 bytes)

– Какое задание вы должны выполнить? (Найти примеры с данными ответами)
– Давайте вспомним, какими способами можно сложить два числа, если сумма получается больше 10:
– с помощью фишек,
– по линейке,
– прибавляем по частям.
– Как к 4+7 при помощи линейки?
– Как будем прибавлять по частям?
Начинаем считать.

Дети высказывают свое мнение, повторяют изученный материал.
Проверяют ответы по слайду.

5. Работа над пройденным материалом.

Самостоятельная работа с самопроверкой по слайду.

1. Составление графов отношений “больше” и “меньше”.

– Итак, мы отправляемся в путь.
А чтобы в пути не было скучно, наши герои предлагают вам сравнить числа при помощи составления графов.
Но прежде проверим, как работали у доски самостоятельно ребята.

2. Работа в тетради.

(Презентация, слайд 3)

– Составьте графы с числами 11, 13, 15
– Кто едет с белочкой, составляет граф “меньше”.
– Кто едет с зайчиком составляет граф “больше”.
– Кто едет с котенком, составляет граф “меньше” или “больше” по выбору, используя числа 11, 13, 15, 17.
– Сколько рёбер будет в вашем графе? (6)

3. Работа в тетради на печатной основе (с.74 №4)

А вот и первая станция “Решай-ка!”

– Выберите примеры на +7. Прочитайте их.

9+7 8+7 7+6 7+7

Поработаем с вычислительной машиной.

(Презентация, слайд 4)

Проверяют выполненное задание у доски.
Практическая работа.
Дети самостоятельно выполняют задание в тетради.
Дети высказывают свое мнение.
Проверяют задание по слайду. Оценивают работу:
+ справился;
? сомневался.

Дети находят примеры на +7.
1, 2 примеры решают с комментированием.
3, 4 самостоятельно с взаимопроверкой.

6. Физминутка

   

7. Закрепление пройденного

1. Решение задач.

Следующая станция “Размышляй-ка!”.

а) Работа с фишками.

– Один зайчик съел 7 морковок, а другой столько же. Сколько морковок съели зайчики? (7+7=14)
– Бабушка–белка испекла 9 пирожков и раздала 3 внукам. Сколько пирожков досталось каждому внуку? (9 : 3=3)

(Презентация, слайд 5)

Дети работают с фишками. Называют ответ и составляют устно решение задачи. Проверяют по слайду.
б) Модели задач.

– Рассмотрите схематические модели двух задач.

– Сравните их. Чем похожи? Чем отличаются?
– 1 вариант составляет задачу по первой модели, а 2 вариант – по второй модели.
– Назовите ответ задачи.
– Как решали?
Аналогичная работа со второй задачей.

Дети отвечают на поставленные вопросы.
Показывают ответ веером цифр, решение – пособием с окошками (абаком).
в) Соотнесите задачи с моделями.

Послушайте текст задачи.

– Какой схеме соответствует задача?

а) Саша принёс 6 книг, а Сергей 3 книги. Сколько книг принесли мальчики?

б) В двух корзинах10 мячей. В одной – 6. Сколько мячей во второй корзине?

в) В вазе лежало 7 яблок. Съели 4 яблока. Сколько яблок съели? (Задача – ловушка)

Работают с веерами цифр (цифра 1 – первая схема, цифра 2 – вторая схема)
г) Работа с учебником (№12 с. 97)

Прочитайте задачу.
– Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи?
– Почему?
– Повторите условие задачи.
– Что нужно узнать, чтобы ответить на главный вопрос?
– Сколько зелёных кофточек? (10)
– Что сказано про красные кофточки? (На 6 меньше).
– Что это значит? (Столько же, но без 6).
– Сколько красных кофточек? (4)
– Как узнали? (10-6)
– Сколько кофточек всего? (14)
– Запишите решение в тетради.
(Презентация, слайд 6)

Дети анализируют задачу.
Работают с фишками.
Записывают самостоятельно решение задачи в тетрадь.
Проверка по слайду.

8. Работа с геометрическим материалом.

Следующая станция “Соображай-ка!”

Наши герои загадали фигуру. Это не шестиугольник. Она не красного и не синего цвета. У неё больше 3 углов.

– Что это? (Квадрат)
– Что вы знаете о квадрате?
– Гранью какой объёмной фигуры является квадрат?
– Сколько граней у куба?
Возьмите конверт с геометрическими фигурами, достаньте квадрат, который разрезан на части.
– Соберите его. (Презентация, слайд 7)
Наши герои поспорили: белочка считает, что всего 3 квадрата, зайчик - 5, а котёнок – 7.
– Кто прав? Покажите квадраты.

Дети высказывают свое мнение.
Работают в парах с набором геометрических фигур.
Самопроверка по слайду.

9. Самостоятельная работа по карточке.

Следующая станция “Проверяй-ка!”

Ребята, на этой станции нужно показать, как вы научились прибавлять число 7.

Но сначала повторим состав числа 7.

– А теперь возьмите карточки и выполните задание.

– Проверьте и оцените свою работу. (Презентация, слайд 8)

– Раскрасьте один цветок.

Молодец! (0 ошибок)

Хорошо! (1-2 ошибки)

Тренируйся! (более 2 ошибок)

Дети проверяют выполненную индивидуальную работу у доски и повторяют состав числа 7.
Работают самостоятельно с вычислительной машиной +7.
Проверяют задание по слайду. Оценивают работу:

10. Итоги урока.

Рефлексия учебной деятельности.

Вот и закончилось наше путешествие.
– Что нового узнали сегодня на уроке?
– У кого возникли трудности?
– Что не получилось?
– Кому нужно еще потренироваться?
– Какое у вас настроение сейчас?
Наши герои благодарят вас и дарят эти цветы. (Презентация, слайд 9)
Спасибо всем за урок!
Дети высказывают свое  мнение.
Оценивают работу свою и класса в целом.
Показывают карточки настроения.
Объясняют свой выбор.

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору