Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века.
Задачи:
- повышать уровень познавательных способностей учащихся; деятельное освоение материала;
- упрочить связи поколений, воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм.
Новые термины: романтизм, ампир, Русско-византийский стиль, бытовой жанр, реализм, критический реализм.
Оборудование: презентация к уроку, репродукции картин, портреты личностей, исторические документы, памятки.
Форма проведения: технология разноуровневой дефференциации.
Ход урока
1. Организационный момент. Этап проблематизации.
Здравствуйте! Садитесь!
Я очень Вас рада видеть на уроке.
На предыдущих уроках мы с Вами говорили о развитии государство в первой половине XIX века. И на том уроке мы с вами говорили о развитии образования и научных знаний в данный период.
Ваши домашние задания вы сдадите мне после урока.
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об одном важном направлении развития государство как культура.
Именно в XIX веке русская культура заняла выдающееся положение в мировой культуре, поднявшись на невиданную высоту. Сегодня на уроке мы назовем самые выдающиеся достижения русской культуры, познакомимся с основными направлениями культуры, выдающимися личностями.
И должны ответить на проблемный вопрос.
Проблема: Почему первую половину XIX века называют “ Золотым веком русской культуры”?
2. Основная часть. Этап мотивации.
С данным темой мы с вами знакомились при изучении культуры костромского края в первой половине XIX века.
А сегодня мы с вами узнаем, как развивалась культура в первой половине XIX века в Российском государстве.
Изучения этой темы будет по плану.
План
- Особенности развития культуры
- Русская литература
- Театр
- Музыка
- Живопись
- Архитектура
Работать на уроке вы будите каждый самостоятельно.
Каждому из вас будет дано одно из направлений культуры. По этому направлению вы будите работать.
Репродуктивный уровень.
Каждому из вас будет дан пакет с рабочими материалами.
В данном пакете лежит ваши задания по определенному направлению. Направления соответствуют плану работы. Документы, которые вы должны исследовать. В ходе анализов документов и работы с учебником, дополнительной литераторы вы должны в конце заполнить таблицу по своему направлению. На эту работу вам будет дано 15 минут. После этого Вам будет предоставлена возможность познакомить нас с вашим наработанным материалом.
1. Особенности развития культуры
Задание: пользуясь раздаточным материалом и учебникам нужно раскрыть какие особенности развития культуры были в первой половине XIX века?
Начало XIX века – время культурного и духовного подъема России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа.
Классицизм перешел в синтементализм, который был обращен не к разуму , а к чувствам людей. И его основы заложил Н. Карамзин.
В период борьбы с Наполеоном появился романтизм формировавший некий идеальный мир и идеальных героев. В 20-е годы его сменил реализм.
2. Направление “Литература”
Задание: пользуясь раздаточным материалом и учебникам нужно раскрыт основные особенности развития литературы в первой половине XIX века?
В эти годы русская литература вступила в эпоху “золотого века”.
Широкое распространение получило совмещение тру да литератора и историка. Наиболее ярко это проявилось в творчестве Н.М.Карамзина. В “Марфе Посаднице” он сравнивает республиканское и самодержавное правление, отдавая предпочтение последнему.
С этих позиций написана и его “История государства российского”.В “Письмах русского путешественника” он подчеркивает превосходство Европы в социально-экономическом развитии но полагает, что преимущества России в ее патриархальности и монархизме.
Романтизм в русской культуре был связан с деятельностью В.Жуковского, К.Рылеева, А.Бестужева-Марлинского и др.В раннем творчестве А.Пушкина и М.Лермонтова, тоже проявились романтические начала. Но в отличие от В. Жуковского их герои занимают активную позицию в борьбе за идеалы свободы и романтизма.
В к. 20-х гг.наметился переход к новому на правлению– реализму. Он проявился уже в трудах “позднего” Пушкина-“Борисе Годунове”,“Капитанской дочке”, “Дубровский”,“Мед ный всадник”, и в романе М.Лермонтова “Герой нашего времени”.
Основоположником критического реализма стал Н.В.Гоголь, создавший наиболее яркие произведения этого жанра-“Шинель”, “Мертвые души”.
В Пьесах А.Н.Островского обличались ханжество и самодурство растущего купечества.
В творчестве И.С.Тургенева нашла отражение тема тяжелого положения крепостных крестьян.
3. Направление Театр
Задание: пользуясь раздаточным материалом и учебникам нужно раскрыть основные особенности развития театра в первой половине XIX века?
В Русском театре классицизм постепенно сменился романтизмом, акцент стал делаться на внутренние переживания героев .В этот период появились блестящие актеры– П.Мочалов М. Щепкин. Они подчинили весь театральный процесс достижению одной идеи.
Особо популярны в это время были пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского.
4. Направление музыка.
Задание: пользуясь раздаточным материалом и учебникам нужно раскрыть основные особенности развития музыки в первой половине XIX века?
Музыка в этот период испытала влияние войны 1812 г.Если прежде преобладала бытовая опера, то теперь началось обращение к героическим сюжетам.
В 1815 г. К. Кавос написал оперу “Иван Сусанин”
Фольклорные мотивы на шли отражение в творчестве известных авторов романсов А. Алябьева, А.Варламова, А.Гурилева.
Вершиной русского музыкального искусства 1-й пол.19 века стало творчество М. Глинки, создавшего основы национальной музыкальной школы.
Он считал, что музыку создает народ, а композитор– ее аранжирует.
Вершиной творчества М. Глинки стала опера “Жизнь за царя”, в которой он прославил подвиг И.Сусанина.
Прослушивание оперы “ Жизнь за царя” в исполнении Александра Ведерникова
5. Направление живопись.
Задание: пользуясь раздаточным материалом и учебникам нужно раскрыть особенности развития живописи в первой половине XIX века?
В живописи происходит отказ от библейских сюжетов классицизма и рост интереса к личности простых людей.
Крупнейшим русским классицистом стал К.Брюллов. Он вывел в качестве героев простой народ. В “Последнем дне Помпеи” художник передал величие и достоинство простого человека в условиях катастрофы.
Особое место в истории русской живописи занимает А.Иванов– “портретист Христа”.Над главным творением жизни,“Явлением Христа народу”,он работал 20 лет .Основная идея картины -уверенность в необходимости нравственного обновления людей.
Художник скрупулезно работал над каждой фигурой, поэтому картина получилась живой, с огромным воздействием на зрителя.
Основоположником критического реализма в живописи стал П.Федоров, поднимавший в своих картинах социальные проблемы. В его“Свежем кавалере”,чувствуется драматизм ситуации, критическое отношение автора к действительности и изображаемому герою.
Бытовой жанр прослеживается в работах Венецианова А.г. На пашне. Весна. , Крестьянка.
6. Направления архитектура.
Задание: пользуясь раздаточным материалом и учебникам нужно раскрыть особенности развития архитектуры в первой половине XIX века?
В архитектуре классицизм задержался больше всего. В 1-й трети 19 в. он трансформировался в “ампир”, сочетавший строгость линий и богатство украшений.
После войны 1812 г. Москва и Петербург подверглись детальной перестройке. В Петербурге сформировались Дворцовая и Сенатская площади, в Москве – Театральная.
Наиболее значительный вклад в архитектуру внесли А.Захаров (Адмиралтейство), А.Воронихин(Казанский собор ,ансамбли Павловска и Петергофа), К.Росси (Русский музей, Дворцовая площадь и Генштаб, ансамбль Мариинского театра).
В Москве в стиле ампир выполнены работы О. Бове (реконструированная красная площадь, Большой театр,) Д.Жилярди (здание Московского университета).
В 30-е г.К.Тон в “русско-византийском” стиле начинает возводить Храм Христа Спасителя построенный на на-родные деньги, Большой Кремлевский дворец, и Оружейная палата.
Также каждому из вас выдан индивидуальный оценочный лист, по которому вы сегодня сами в конце урока выставите себе оценку. Каждый этап работы вами должен быть оценен по баллам. Критерии баллов у вас выданы на оценочным листе.
Индивидуальный оценочный лист.
Ф.И. ученика |
Репродуктивный уровень |
Конструктивный уровень |
Творческий уровень |
Оценка |
|
Конструктивный уровень.
Вот мы с вами познакомились с основными направлениями культуры в первой половине XIX века.
А как вы усвоили этот материал мы сейчас и проверим. У вас на столах лежат задания. Вы должны выбрать одно задание, с которым вы можете справиться и в течение 2– 3 минут должны его решить.