Познавательное занятие по ознакомлению с окружающим миром

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема занятия: Процесс пищеварения в организме человека.

Возрастная группа: разновозрастная (5-7 лет).

Программное содержание:

  1. Дать понятие о пищеварительной системе в организме человека, растительной и животной пище,  продуктах животного происхождения, о полезной и здоровой пище.
  2. Показать процесс пищеварения на модели человека.
  3. Активизировать словарь и деятельность детей (посредством задаваемых вопросов) в приобретении нового знания.
  4. Развивать внимание, память, умение самостоятельно рассуждать; самостоятельно работать в команде, принимать общее решение, выслушивая мнения членов команды.

Оборудование: 2 магнитные доски, 2 подставки под магнитными досками, 2 корзины для муляжей, модель человека с внутренними органами, макет органов пищеварения (пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник), обобщённые картинки растительной и животной пищи, отдельные картинки и муляжи продуктов, злаки (рис, зерно в контейнерах); карточки с числами (для магнитной доски) по содержанию темы для лучшего запоминания материала.

Ситуация 1.

Цель: Мотивировать детей на размышления и заинтересовать темой занятия.

Действия воспитателя

Содержание

Действия детей

1.1. Спрашивает детей о том, для чего человек и животные едят пищу (для уточнения представлений детей по этому вопросу).

1.2. Спрашивает детей о том, как питаются растения (для определения их знания в этой области).

1.3. Обобщает все ответы детей.

Любому живому организму нужна энергия, чтобы двигаться, расти.

Поверхность листа (показ искусственного листа) впитывает солнечную энергию. Дождь поливает землю, а корень берёт из земли питательные вещества для растения. Растение растёт, приносит плоды.

Человек получает энергию, чтобы двигаться и расти (особенно дети) из пищи. Процесс переваривания пищи в организме – пищеварение, когда высвобождается энергия и используется на нужды организма.

1.1.Высказывают свои предположения: чтобы двигаться, не умереть с голоду.

1.2. Говорят о том, что растение растёт, когда его поливают.

Результат: дети заинтересованы темой занятия.

Ситуация 2.

Цель: Развивать умение слушать, активизировать деятельность детей (посредством задаваемых вопросов воспитателем) в приобретении нового знания.

Действия воспитателя

Содержание

Действия детей

2.1. Предлагает детям рассмотреть процесс пищеварения в организме на модели человека с внутренними органами.

Сегодня на занятие мы рассмотрим на модели человека, как это происходит. 2.1. Выражают согласие.

2.2. Обращает внимание детей на модель человека и предлагает назвать уже знакомые внутренние органы (для выявления элементарных знаний по этому вопросу).

Какие внутренние органы вы знаете?

2.2. Называют внутренние органы человека, которые знают и показывают.

2.3. Просит показать названные органы. Если дети затрудняются, показывает сама.

2.4. Обобщает ответы детей, называет имена детей, которые назвали и показали внутренние органы человека.

  2.3. Называют продукты.

2.4. Называют продукты.

2.5. Просит назвать пищу для человека.

А какую пищу мы с вами едим?”

Пища, которой питается человек, делится на растительную и животную.

Назовите растительные и животные продукты.

2.5. Называют растительные продукты, изображения животных (по картинкам).

2.6. Сообщает о разделении пищи по происхождению.

Активизация словаря продуктов животного происхождения: говядина, конина, телятина, баранина, курятина, гусятина и т.д.

 

2.7. На магнитную доску приклеивает обобщённые картинки растительной и животной пищи.

2.8. Просит назвать растительные и животные продукты (по картинкам).

2.9. Злаки (рис, пшено) ставит на подставку к магнитной доске под картинкой растительной пищи.

Обращаю внимания детей на то, что к растительной пище относят и злаки.

 

2.4. Задаёт вопрос детям о том, каким же образом попадает пища в организм человека и обобщает ответы детей.

2.5. Рассказывает о пищеварении в организме с показом на модели.

2.6. Показывает на макете полного и плоского желудка.

2.7. Показывает карточки, на которой написано количество желез и банки ёмкостью в 1 л. “Таких банок две – столько выделяется желудочного сока”.

1 этап

1. Пища попадает в ротовую полость. Там измельчают её зубы.

– Сколько зубов у человека?

2. Кусочки пищи смачиваются слюной и продвигаются по пищеводу в желудок. Здесь пища накапливается и переваривается. Это называется пищеварением. Формы и размеры желудка зависят от количества съеденной пищи. Когда мы покушали – желудок полный, большой. Когда мы испытываем голод (желудок плоский) – пища переварилась.

Внутри желудка (на слизистой оболочке) расположены 35 млн. желез, которые за 1 сутки выделяют до 2 л желудочного сока.

– Для чего нужен желудочный сок?

Желудочный сок необходим для переваривания пищи. Это прозрачная жидкость. Желудочный сок убивает болезнетворные организмы (1/4 её объёма – соляная кислота).

Вся жидкость (вода, сок, чай и т.д.) сразу всасывается в желудке. А кусочки пищи пропитываются желудочным соком и превращаются в жидкую кашицу. Питательные вещества из этой кашицы всасываются в кровь через стенки желудка и разносятся по всему телу. Этот процесс идёт медленно, т. к. нужно каждый кусочек пропитать желудочным соком – 4-6 ч .

2.6. Отвечают, что сначала пища попадает в рот.

2.7. Отвечают о количестве зубов в ротовой полости.

2.8. Высказывают предположение.

2.8. Показывает карточку с надписью.

2.9. Показывает на макете тонкий кишечник (тонкая верёвка) и карточку с надписью.

2.10. Показывает на макете поджелудочную железу и карточки с надписью.

2.11. Показывает на модели человека желчный пузырь зелёного цвета.

2.12. Показывает орган на модели и карточку с надписью.

2 этап

3. Из желудка пища попадает в тонкий кишечник.

– Как думаете, что там происходит?

Происходит всасывание основной массы питательных веществ. Длина тонкого кишечника 4,5-5 м .

Кроме желудочного сока перевариванию пищи помогает сок поджелудочной железы (называется так, потому что расположена под желудком) и желчи из печени.

Желчный пузырь нужен, чтобы накапливать желчь. Во время еды она поступает в желудок.

Печень – самая большая железа нашего тела. Вес её достигает 1,5 кг. Она принимает участие не только в пищеварении. В ней задерживаются и обеззараживаются ядовитые вещества, которые попали в кровь.

2.9. Высказывают предположение.
2.13. Показывает карточки с надписью.

3 этап

4. Конечный отдел – толстый кишечник.

– Как думаете, в чём заключается его работа?

Длина его – 1,5-2 м . В нём скапливаются остатки непереваренной пищи. Они могут находится 12-20 ч . Здесь происходит окончательное всасывание воды. Из непереваренных остатков образуется кал, который выводится наружу.

2.10. Высказывают предположение.
Результат: Дети внимательно слушали и принимали активное участие в приобретении нового знания.

Ситуация 3.

Цель: Мотивировать детей на рассуждения о полезной и здоровой пище.

Действия воспитателя

Содержание

Действия детей

3.1. Предлагает рассмотреть на модели, что представляет из себя тонкий кишечник (верёвка длиной 4,5-5 м, в диаметре 1 см).

3.2. Растягивает верёвку, чтобы увидеть всю её длину.

3.3. Обобщает ответы детей.

– Так что же происходит в тонком кишечнике (вы уже знаете)?

– Как вы думаете, легко ли проходит пища по тонкому кишечнику?

Очень сложно проходить пище (питательным веществам) по такому тонкому и длинному кишечнику. Чтобы облегчить этот процесс для организма, ответьте на вопрос: “Какой должна быть пища?”

Много должно выть растительной пищи – полезной и здоровой.

3.1. Ответы детей.

3.2. Удивлены, трогают руками верёвку.

3.3. Ответы детей.

Результат: Дети сделали вывод об употреблении только полезной и здоровой пищи.

Ситуация 4.

Цель: закрепить знания детей о полезной и здоровой пище.

Действия воспитателя

Содержание

Действия детей

4.1. Сообщает детям о том, что приготовила интересное задание и предлагает разделится на 2 команды.

4.2. Вместе с детьми проверяет выполнение задания.

Каждая команда выбирает из продуктов (муляжей) и картинок на столе только полезную пищу. Картинки приклеить на магнитную доску, полезные продукты сложить в корзинку. Неполезные продукты оставить на столе. 4.1. Выражают согласие на выполнение задания.

4.2. Выполняют задание.

4.3. Комментируют свой выбор.

Результат: Дети выбрали здоровую пищу и полезную.

Ситуация 5.

Цель: закрепить знания детей о продуктах, содержащих витамины и о воздействии витаминов на организм.

Действия воспитателя

Содержание

Действия детей

4.1. Говорит о том, что сейчас рассмотрим листы с изображением продуктов, содержащих витамины. Ещё раз обратим внимание на полезные продукты, необходимые для нашего организма.

4.1. Выражают согласие на выполнение задания.

4..2. Комментируют картинку, называют витамин, который содержится в данном продукте и почему его нужно употреблять в пищу.

Результат: Дети назвали продукты, витамины, который содержится в данном продукте и почему его (продукт) нужно употреблять в пищу.

Ситуация 6.

Цель: Закрепить знания нового материала.

Действия воспитателя

Содержание

Действия детей

6.1. Задаёт вопросы по содержанию занятия.

6.2. Показывает карточки.

6.3. Обобщает ответы детей.

6.4. Подводит итог занятия.

  • о чём говорили на занятии?
  • что такое пищеварение?
  • что обозначают карточки:

35 млн.

2л 4-6 ч. 4,5-5 м 1,5 кг 1,5-2 м

12-20 ч.?

  • почему нужно есть каши?
  • почему нужно ограничивать употребление сладостей?

Сладости угнетают выработку желудочного сока! Любители мороженого и сладкого страдают от ожирения.

6.1. Ответы детей.

6.2. Ответы детей.

Результат: дети усвоили новый материал

Список литературы.

  1. Аристова В.В., Гальперштейн Л.Я. и др. Моя самая первая энциклопедия: Науч.-поп. издание для детей.– М.: ЩАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2008. – 239 с.
  2. Барриле А. Как устроено тело человека. – ООО “Де Агостинец”, Выпуск 1-6, 2007.
  3. Большая детская иллюстрированная энциклопедия./ пер. с итал. Л.В. Золоевой, Н.Ю. Лебедевой, Э.И. Мотылёвой. – М.: АСТ: Астрель,2010.-260с.
  4. Большая энциклопедия дошкольника./ под ред. Н.Жильцовой,– М.: “ОЛМА-ПРЕСС”, 2009.– 293 с.
  5. Баррипе А. Журнал “Как устроено тело человека” № 1 – 32 с.
  6. Дорохов А.А. Про тебя самого. Научно-худ. лит-ра. Художники Н. Мищенко, В. Освер.– М.: Дет лит., 1989,.– 56 с.
  7. Козлова С.А. и др. Я и мое тело: Учебно-методическое пособие (Программа 'Я – человек') Тематический словарь в картинках: Внутренние органы человека.– Школьная пресса, 2005.
  8. Козлова С.А. и др. Тело человека (части тела): Я и мое тело: Тематический словарь в картинках: Учебно-методическое пособие (Программа 'Я – человек').– Школьная пресса, 2005.
  9. Малиновский А. Строение, жизнь человеческого тела.– Изд-во: Читинское обл. гос. Издат., 1989. – 60 с.