Деление клетки. Митоз

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель и задачи урока:

  • определить значение деления клетки для размножения, роста и развития организмов;
  • раскрыть особенности протекания интерфазы и фаз митоза;
  • раскрыть биологический смысл митоза;
  • рассмотреть потенциал клеток, отклонения от митоза и амитоз.

Оборудование: Таблицы по общей биологии. Презентация, слайды, которые демонстрируются на экран с помощью проектора.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие учащихся. Актуализация знаний.

Задание (Слайд 2) Вспомните и ответьте на вопросы.

  • Как осуществляется деление растительной клетки?
  • Каким образом размножаются одноклеточные организмы?
  • Почему самоудваивается ДНК?

В ходе беседы учитель и учащиеся делают вывод о том, что удвоение молекулы ДНК лежит в основе деления клетки, а деление клетки лежит в основе размножения организмов - то есть эти процессы взаимосвязаны.

Запись темы урока.

II. Организация деятельности учащихся по изучению нового материала

1. Беседа. Работа со схемами. (Слайды 2-4).

Мы отметили, что удвоение ДНК необходимо для деления клетки как растительных, так и животных, одноклеточных и многоклеточных организмов. Одним из важнейших свойств жизни является самовоспроизведение биологических систем, в основе которого лежит деление клеток: “От клеточного деления зависят не только явления наследственности, но и сама непрерывность жизни” (Э. Вильсон). В 1855 г. немецкий ученый Рудольф Вирхов выдвинул очень важное положение: всякая клетка от клетки. Мы это отмечали в основных положениях клеточной теории.

Вопрос: Какое особе свойство живого мы можем назвать?

Это способность к размножению. В ходе эволюции у живых организмов возникли разнообразные способы размножения, это либо бесполое, либо половое размножение. (Слайд 5). В процессе жизнедеятельности многоклеточного организма часть клеток изнашивается, стареет и погибает.

Вопрос: Как может поддерживать себя организм от старения и гибели клеток?

Производством новых клеток. Увеличение количества клеток необходимо и для обеспечения процессов роста. Таким образом, делаем вывод - в основе размножения, роста и развития организмов лежит деление клеток.

2. Работа со слайдом 5. Строят схему.

Задание: Сравните бесполое и половое размножение. В чем сходство и отличие?

Вопрос: Какие клетки взрослого организма способны к делению?

В многоклеточном организме различают соматические (греч. soma — тело) и половые клетки. Они отличаются по набору хромосом.

В соматических клетках все хромосомы парные и представлены двумя гомологичными хромосомами, одинаковыми по форме и величине. Однако парные хромосомы имеют разное происхождение: одна — от отца, другая — от матери. Такой набор хромосом называется диплоидным и обозначается 2п. Соматические клетки делятся митозом. Это клетки образовательной ткани растений, простые по строению и неспециализированные клетки животных и человека.

В половых клетках от каждой пары гомологичных хромосом имеется только одна. Такой набор называется гаплоидным и обозначается п. Деление половых клеток происходит мейозом. Это особое деление и мы уделим ему отдельный урок.

Специализированные клетки способны делиться, если утрачивают свои специальные функции и связанные с ними структуры клетки. Таким образом, жизнь одних клеток складывается из периода деления и последующей специализации, других – из периода покоя и подготовки к делению.

3. Работа с раздаточным материалом по клеточному циклу Приложение 1, (Слайд 6), составляют схему (Слайд 7).

Вопрос: Что такое клеточный цикл и у всех ли клеток он одинаков? Из каких стадий он состоит?

Закономерные изменения структурно-функциональных характеристик клетки во времени составляют содержание жизненного цикла клетки. Клеточный цикл - это период существования клетки от момента ее образования путем деления материнской клетки до собственного деления или смерти. Деление клетки - основа размножения и роста организмов.

Важным компонентом клеточного цикла является митотический цикл - комплекс взаимосвязанных и согласованных во времени событий, происходящих в процессе подготовки клетки к делению и на протяжении самого деления.

Интерфаза - процесс подготовки к делению.

4. Задание: Работа со Слайдом 8 и Приложением 2.

Рассмотрите таблицу, отметьте какие процессы происходят в пресинтетическом, синтетическом и постсинтетическом периодах. Почему интерфаза состоит из 3-х периодов?

Интерфаза

Пресинтетический период 2п2с Синтетический период 2п4с Постсинтетический период 2п4с
Подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы:
  • образование рибосом;
  • синтез р-РНК, и-РНК, т-РНК;
  • синтез АТФ;
  • деление митохондрий;
  • у растений деление пропластид;
  • синтез ферментов;
  • образование одномем-бранных органелл клетки;
  • рост клетки.
Построение второй хроматиды и формирование двуххроматидных хромосом:
  • удвоение (редупликация) ДНК;
  • синтез белков-гистонов;
  • сборка второй хроматиды из ДНК и белков-гистонов.
Подготовка клетки к делению:
  • синтез белка;
  • синтез АТФ;
  • удвоение массы цитоплазмы;
  • синтез РНК;
  • увеличение объема ядра.

5. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению процесса деления клеток, работа с рисунком в учебнике.

Рассмотреть последовательность фаз, соотнести название каждой фазы митоза с теми процессами, которые характерны для этих фаз.

Фазы митоза:

Профаза 2п4с. Двуххроматидные хромосомы спирализуются, ядерная мембрана и ядрышко разрушаются. Центриоль удваивается, образуются нити веретена деления.

Метафаза 2п4с. Хромосомы, состоящие из двух хроматид, располагаются по экватору клетки, нити веретена деления присоединяются к центромерам хромосом.

Анафаза 2п2с. Центромеры делятся, и хроматиды (дочерние хромосомы) расходятся к полюсам клетки с помощью нитей веретена деления.

Телофаза 2п2с. Вокруг разошедшихся хромосом образуется новая ядерная оболочка, формируется ядрышко, исчезает веретено деления. На экваторе клетки начинает закладываться перегородка, и в результате образуются две дочерние клетки.

Как только клетка подготовится, начинается процесс деления, состоящий из 4 фаз. Продолжительность митотического цикла для большинства клеток составляет от 10 до 50 ч. У млекопитающих время митоза составляет 1-1,5 ч.

Закрепить показом Слайдов 9-10.

Вопрос: Почему дочерние клетки в точности копируют материнскую? (Слайд 11).

Запись в тетрадь биологического значения митоза.

6. Работа с дополнительным раздаточным материалом (для расширения кругозора). Приложение 3, (Слайд 12-15).

II. Закрепление изученного материала.

Далее учитель и ученики делают выводы по уроку.

В результате митоза образуются две совершенно одинаковые клетки, что обусловливает сходство потомства с родителями из поколения в поколение.

Митоз имеет универсальный характер, он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала.

Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.

Решение теста.

Деление клетки. Митоз

1. В процессе митоза каждая дочерняя клетка получает сходный с материнским набор хромосом, благодаря тому, что в профазе происходит спирализация хромосом происходит деспирализация хромосом в интерфазе ДНК самоудваивается, из каждой хромосомы образуется две хроматиды каждая клетка содержит по две гомологичные хромосомы

2. В результате какого процесса образуются новые соматические клетки в многоклеточном организме животного?

  1. мейоза
  2. митоза
  3. овогенеза
  4. сперматогенеза

3. Какие клетки образуются у животных в процессе митоза?

  1. соматические
  2. с половинным набором хромосом
  3. половые
  4. споровые

4. Благодаря митозу число хромосом в клетках тела

  1. удваивается
  2. уменьшается вдвое
  3. оказывается одинаковым
  4. изменяется с возрастом

5. В профазе митоза длина хромосомы уменьшается за счет

  1. редупликации
  2. спирализации
  3. денатурации
  4. транскрипции

Задание 2. Напишите, какой стадии клеточного цикла соответствуют перечисленные явления.

1. Ядерная оболочка возникает

2. Ядрышко исчезает ________.

3. Нити веретена протягиваются от центриолей к центромерам хромосом _______ .

4. Удвоение ДНК происходит ________.

5. Ядрышко формируется в ядре _________.

6. Ядерная оболочка распадается

7. Каждая хроматида становится самостоятельной хромосомой _______.

8. Центриоли делятся и расходятся к разным полюсам клетки ________.

9. Хромосомы расходятся к полюсам клетки _________.

10. Белки интенсивно синтезируются __________.

Домашнее задание: параграф 20, ответить на вопросы в конце параграфа. Если не успели на уроке решить задание 2, можно решить дома.

Литература и ссылки из Интернета.

  1. Биология Общая биология 10-11 классы: учебник для ОУ: базовый уровень / под редакцией Д.К.Беляева М. : Просвещение , 2009.
  2. Биология 10 класс: поурочные планы поучебнику Д.К.Беляева, Н.Н.Воронцова. /авт.-сост. А.Ю.Гаврилова. 1 ч. Волгоград: Учитель, 2008.
  3. http://www.fipi.ru/view/sections/152/docs/
  4. http://arlen33.ru/training_equipment/255/1554/
  5. http://enc.lib.rus.ec/bse/008/125/462.htm
  6. http://bvc56.narod.ru/ob_bio/Page_13/4.htm
  7. http://www.medeffect.ru/stvol/stvolsur.shtml
  8. http://afonin-59-bio.narod.ru/2_heredity/2_heredity_self/hs_04_mitos.htm