Программа среднего (полного) общего образования по предмету "Основы композиции" (профильный уровень). 10–11-й классы

Разделы: МХК и ИЗО

Классы: 10, 11


Пояснительная записка

1. Рабочая программа среднего (полного) общего образования “Основы композиции” является модифицированной и составлена на основе:

  • требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
  • 30% – программы спецкурса для художественных школ и художественных отделений школ искусств “Полиграфический дизайн и книжная графика” Голубева Г.Е., Факова В.Ф. лицензированной Министерством образования Республики Башкортостан,
  • 70% – программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (1-11) “Изобразительное искусство” (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла), автор программы В.С.Кузин, Л.С. Нерсиян, С.Е.Игнатьев, Э.И.Кубышкина, С.П.Ломов, П.Ю.Коваленко, рекомендованной Департаментом образования РФ, Москва 2004 г.
  • письма Минобрнауки России от 07.07.2005 г. “О примерных программах по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях”, №417 от 29.12.2008 г.

2. Рабочая программа “Основы композиции” (профильный уровень) для двух лет обучения в 10-11-х классах рассчитана на следующее количество часов: 138 часов в 10-м классе – 70 учебных часа, в 11-м классе – 68 учебных часа в год из расчета 2 учебных часа в неделю.

3. Общая характеристика учебной программы

Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей. Наиболее благоприятные условия для этого имеются в школах и классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Настоящая программа разработана для обеспечения подготовки школьников в рамках художественно-эстетического либо художественно-дизайнерского направления. Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по композиции.

Программа рассчитана как на обучающихся, не имеющих специального художественного образования, но обладающих высоким уровнем мотивации обучения изобразительному искусству, а также способностями и склонностью к занятиям, связанным с изобразительной деятельностью (в том числе неизобразительными ее формами), декоративно-прикладным творчеством и т.д., выявленными в ходе предпрофильной подготовки, так и на учеников школ с углубленным изучением изобразительного искусства.

4. Цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений.

Цель курса:

– Систематическое и целенаправленное развитие у учащихся классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла композиционного мышления и практических умений, необходимых для создания полноценного, эстетически значимого художественного образа.

Задачи:

  • Формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
  • Формировать представления о культуре северных народов, проживающих на территории Тюменской области в целом и в ямальском регионе, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства;
  • Развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
  • Развивать композиционную грамоту и практически закреплять ее при выполнении специально разработанной системы заданий, активизирующих образное мышление учащихся;
  • Развивать проектные навыки в выполнении творческой работы;
  • Продолжать развивать у учащихся художественно-эстетические навыки;
  • Обогащать чувственны опыт учеников, заключающийся в эмоциональном восприятии, эстетической оценке действительности;
  • Воспитывать любознательность, ответственность, самостоятельность, активность, коммуникабельность, хороший вкус, товарищескую солидарность и взаимовыручку.

5. Новизна данной рабочей программы.

Композиция является одной из основных профилирующих дисциплин на художественно-эстетическом направлении. Синтезируя все составляющие изобразительной грамоты, а именно, знания и умения изображать на плоскости и в объеме предметы и явления окружающей действительности, она предполагает обучение самостоятельному созданию законченного произведения, содержащего художественный образ. Специфика композиции заключается в творческой природе продуктивной изобразительной деятельности человека, поэтому преподавание данной дисциплины гармонично соединяет основные теоретические положения создания композиции как главной художественной формы произведения искусства и практический творческий опыт создания новых оригинальных художественных образов, организованный с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.

Поскольку произведения изобразительного искусства есть нечто иное, как “образно-пластическое открытие объективной реальности”, то при обучении композиции особое внимание уделяется формально содержательной характеристике художественного образа при одновременном развитии образного мышления и творческого воображения учеников классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Искусство на современном этапе идет в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большую символичность, рождающую новые, более изощренные пути изобразительного иносказания, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Данная программа учитывает эти требования общества к пониманию проблемных произведений изобразительного искусства и их созданию.

На обучение человека, особенно тогда, когда оно непосредственно связано с раскрытием его творческого потенциала, большое влияние оказывает та культурная среда, в которой он живет и развивается, которая определяет его духовное, нравственное и национальное самосознание. Культура народов севера отличается уникальным содружеством веками складывающихся национальных традиций многих народов: ханты, манси, ненцы, селькупы и др. Изучение традиций творчества северных народов воспитывает в учениках уважение к своеобразию выразительных и стилевых особенностей их художественного опыта. Это способствует взаимному обогащению символического изобразительного языка учащихся эстетических классов. Данная программа по композиции, учитывает разнообразие культурных традиций народов Севера. Она направлена на воспитание и развитие художественно широко мыслящего человека, способного постичь общечеловеческие ценности, познать и отобразить мир через этнические особенности быта, обычаев, музыки, эпоса, традиций, народных художественных промыслов и ремесел.

6. Межпредметная ориентация предмета.

Композиция является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физике, химии и прочих областей естествознания.

7. Особенности организации учебного процесса по предмету.

Урок состоит из трех частей:

  1. теоретическая часть;
  2. практическая часть;
  3. анализ выполненной работы.

Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами. Работа носит характер повторения и выявления индивидуальных особенностей учащихся.

Все задания, классные и домашние, просматриваются преподавателем в присутствии учащихся и анализируются для выявления достижений и ошибок.

Предусматривается выполнение творческой работы в виде творческого проекта, где предусматривается подготовительный этап (сбор и обработка информации, анализ, разработка эскизов, выбор техники исполнения, разработка идеи композиции и ее обоснование, самоанализ и самоконтроль).

В основу программы легли следующие методы и формы работы:

– тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников;

– единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;

  • система межпредметных связей (музыка, мировая художественная культура, литература, география, история и др.);
  • рисование с натуры, по памяти и по воображению;
  • личностно-ориентированный подход к учащимся;
  • наглядные методы (иллюстрации, метод демонстрации);
  • словесные методы (рассказ, лекция, беседа) в сочетании с практическими методами (творческие задания, упражнения);
  • посещение творческих выставок и художественных музеев;
  • метод проекта;
  • опора во всех формах общения с искусством на принцип педагогики искусства: эстетическое восприятие, образность, творческая индивидуальность и т.д.

Для успешной реализации программы необходимо специализированное оборудование кабинета: мольберты, видеоаппаратура, специальные подставки (ниже уровня горизонта) для натурных постановок, натюрмортный фонд (предметы быта – городской и сельский быт прошлых лет, муляжи овощей и фруктов, драпировки разных фактур), подбор гипсов (головы греческой и итальянской скульптуры, маски, рельефы, вазы, геометрические формы), чучела животных и птиц, электрические софиты для освещение натурных постановок и специализированная литература (приложение), репродукции художников живописцев (формат А-2, А-3), таблицы по цветоведению, композиции и декоративно-прикладному искусству.

8. Ожидаемые результаты в конце 10–11-го класса:

Учащиеся должны знать:

– правила техники безопасности при работе с живописными инструментами и приспособлениями;
– законы и правила, приемы, элементы композиции;
– способы создания художественных образов воображения и фантастических образов;
– понятия “сюжет”, “тема”, “стиль”, “стилизация”;
– различные художественные материалы, техники технологии в изобразительном искусстве;
– знать понятия “композиция”, “художественный образ” и его формально-содержательные характеристики;
– культурные и национальные корни народов России и коренных жителей крайнего Севера;
– алгоритм творческого проекта;
– произведения отечественных и зарубежных художников.

Учащиеся должны уметь:

– соблюдать все необходимые правила ТБ;
– выполнять поисковую работу для выполнения творческой работы;
– определить основную идею творческой композиции;
– изображать предметы и явления окружающей действительности на плоскости и в объеме, используя различные художественные материалы, техники и технологии, а так же разнообразные приемы стилизации и художественные эффекты;
– наблюдать окружающий мир “глазами художника”, подмечать интересное, необычное в предметах и явлениях действительности, видеть красоту и гармонию в обыденном, ассоциативно (образно) воспринимать окружающее, глубоко эмоционально переживать его;
– композиционно грамотно организовывать плоскость (или пространство) своей работы: подбирать и соединять в единое целое элементы изображения;
– последовательно и целенаправленно вести работу над композицией, проходя необходимые этапы и подготовку к ним используя навыки работы над творческим проектом;
– композиционно “обыгрывать” натурный материал, т.е. включать его в творческую работу с небольшими изменениями, увеличивающими выразительность изображаемого предмета или явления;
– вести поиск своего индивидуального стиля;
– соответственно сюжету находить “форму” произведения, т.е. необходимые композиционные приемы и средства, с целью создания художественного образа.

9. Виды и методы контроля знаний, умений и навыков

Для подведения итогов по аудиторным работам проводиться просмотр работ вместе с учащимися, на котором преподавателем совместно с учащимися дается анализ выполненных работ. Формой итоговой аттестации является выполнение экзаменационной творческой работы (проекта и его презентации), которая подразумевает демонстрацию степени усвоения предусмотренных программой знаний и умений по пятибалльной системе:

“5” отлично – работа выполнена в полном объеме, продуманы идея, тема, сюжет композиции. Композиция построена с учетом ритма форм и цветовых пятен, техника соответствует выбранному автором художественному материалу.

“4” хорошо – продуманы идея, тема, сюжет композиции. Композиция построена с учетом ритма форм и цветовых пятен, техника соответствует выбранному автором художественному материалу, однако работа не закончена.

“3” удовлетворительно – работа имеет незаконченный вид, нет взаимосвязи между темой, сюжетом и идеей, либо изображение не поддерживает замысел автора. Композиция не гармонична, имеются нарушения в техническом исполнении работы.

“2” неудовлетворительно – работа выполнена на 20%, отсутствует авторский замысел – копирование.

Виды контроля

Текущий – выполнение краткосрочных упражнений.

Рубежный – контрольная работа за полугодие:

  • Тематическая длительная композиция;
  • в виде итогового просмотра;
  • организация выставки творческих работ.

Итоговая-проектная работа.

Методы контроля:

Метод практического контроля.

Рекомендуемая литература для педагогов:

  1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М., 1984.
  2. Барышников А.П., Лялин И.В. Основы композиции. – М.: Трудрезервиздат, 1951.
  3. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
  5. Волков Н.Н. Композиция и живопись. – М.: Искусство, 1977.
  6. Волкова Е.Н. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М.: МГУ, 1976.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
  8. Гречук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998.
  9. Гончаров А.Д., Котляров А.С. Теория композиции. – М.: МПИ, 1986.
  10. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.
  11. Иогансон Б.В. О живописи. – М., 1960.
  12. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. – М.: Изобразительное искусство, 1981.
  13. Кузин В.С. Психология. Учебник. – М., 1997.
  14. Крымов Н.П. Художник и педагог. – М., 1960.
  15. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методики его преподавания в школе: Учебник. – М., 1998.
  16. Никифоров В.М. Путь к картине. – М.: Искусство, 1971.
  17. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 1981.
  18. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
  19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2001.
  20. Фаворский В.А. О композиции. – М.: Искусство, 1933.
  21. Школа изобразительного искусства: в 10-ти томах. – М.: Изобразительное искусство.
  22. Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.

Рекомендуемая литература для учеников:

  1. Барышников А.П., Лялин И.В. Основы композиции. – М.: Трудрезервиздат, 1951.
  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
  4. Волков Н.Н. Композиция и живопись. – М.: Искусство, 1977.
  5. Гречук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998.
  6. Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982.
  7. Гончаров А.Д., Котляров А.С. Теория композиции. – М.: МПИ, 1986.
  8. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.
  9. Иогансон Б.В. О живописи. – М., 1960.
  10. Никифоров В.М. Путь к картине. – М.: Искусство, 1971.
  11. Репин И.Е. Далекое и близкое. – М., 1964.
  12. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
  13. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2001.
  14. Фаворский В.А. О композиции. – М.: Искусство, 1933.
  15. Школа изобразительного искусства: в 10-ти томах. – М.: Изобразительное искусство.
  16. Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3