Пояснительная записка
1. Рабочая программа среднего (полного) общего образования “Основы композиции” является модифицированной и составлена на основе:
- требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- 30% – программы спецкурса для художественных школ и художественных отделений школ искусств “Полиграфический дизайн и книжная графика” Голубева Г.Е., Факова В.Ф. лицензированной Министерством образования Республики Башкортостан,
- 70% – программой для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (1-11) “Изобразительное искусство” (для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла), автор программы В.С.Кузин, Л.С. Нерсиян, С.Е.Игнатьев, Э.И.Кубышкина, С.П.Ломов, П.Ю.Коваленко, рекомендованной Департаментом образования РФ, Москва 2004 г.
- письма Минобрнауки России от 07.07.2005 г. “О примерных программах по учебным предметам учебного плана в подведомственных муниципальных общеобразовательных учреждениях”, №417 от 29.12.2008 г.
2. Рабочая программа “Основы композиции” (профильный уровень) для двух лет обучения в 10-11-х классах рассчитана на следующее количество часов: 138 часов в 10-м классе – 70 учебных часа, в 11-м классе – 68 учебных часа в год из расчета 2 учебных часа в неделю.
3. Общая характеристика учебной программы
Художественное образование и эстетическое воспитание школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, самостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих способностей, художественных интересов и потребностей. Наиболее благоприятные условия для этого имеются в школах и классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Настоящая программа разработана для обеспечения подготовки школьников в рамках художественно-эстетического либо художественно-дизайнерского направления. Данная программа предусматривает освоение начальных профессиональных навыков по композиции.
Программа рассчитана как на обучающихся, не имеющих специального художественного образования, но обладающих высоким уровнем мотивации обучения изобразительному искусству, а также способностями и склонностью к занятиям, связанным с изобразительной деятельностью (в том числе неизобразительными ее формами), декоративно-прикладным творчеством и т.д., выявленными в ходе предпрофильной подготовки, так и на учеников школ с углубленным изучением изобразительного искусства.
4. Цели и задачи данного учебного предмета в области формирования системы знаний, умений.
Цель курса:
– Систематическое и целенаправленное развитие у учащихся классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла композиционного мышления и практических умений, необходимых для создания полноценного, эстетически значимого художественного образа.
Задачи:
- Формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
- Формировать представления о культуре северных народов, проживающих на территории Тюменской области в целом и в ямальском регионе, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства;
- Развивать художественно-творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;
- Развивать композиционную грамоту и практически закреплять ее при выполнении специально разработанной системы заданий, активизирующих образное мышление учащихся;
- Развивать проектные навыки в выполнении творческой работы;
- Продолжать развивать у учащихся художественно-эстетические навыки;
- Обогащать чувственны опыт учеников, заключающийся в эмоциональном восприятии, эстетической оценке действительности;
- Воспитывать любознательность, ответственность, самостоятельность, активность, коммуникабельность, хороший вкус, товарищескую солидарность и взаимовыручку.
5. Новизна данной рабочей программы.
Композиция является одной из основных профилирующих дисциплин на художественно-эстетическом направлении. Синтезируя все составляющие изобразительной грамоты, а именно, знания и умения изображать на плоскости и в объеме предметы и явления окружающей действительности, она предполагает обучение самостоятельному созданию законченного произведения, содержащего художественный образ. Специфика композиции заключается в творческой природе продуктивной изобразительной деятельности человека, поэтому преподавание данной дисциплины гармонично соединяет основные теоретические положения создания композиции как главной художественной формы произведения искусства и практический творческий опыт создания новых оригинальных художественных образов, организованный с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
Поскольку произведения изобразительного искусства есть нечто иное, как “образно-пластическое открытие объективной реальности”, то при обучении композиции особое внимание уделяется формально содержательной характеристике художественного образа при одновременном развитии образного мышления и творческого воображения учеников классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Искусство на современном этапе идет в ногу со временем и приобретает особые черты, которые раньше были менее ярко выражены: большую символичность, рождающую новые, более изощренные пути изобразительного иносказания, многозначность образов и очень часто глубокий философский подтекст произведения. Данная программа учитывает эти требования общества к пониманию проблемных произведений изобразительного искусства и их созданию.
На обучение человека, особенно тогда, когда оно непосредственно связано с раскрытием его творческого потенциала, большое влияние оказывает та культурная среда, в которой он живет и развивается, которая определяет его духовное, нравственное и национальное самосознание. Культура народов севера отличается уникальным содружеством веками складывающихся национальных традиций многих народов: ханты, манси, ненцы, селькупы и др. Изучение традиций творчества северных народов воспитывает в учениках уважение к своеобразию выразительных и стилевых особенностей их художественного опыта. Это способствует взаимному обогащению символического изобразительного языка учащихся эстетических классов. Данная программа по композиции, учитывает разнообразие культурных традиций народов Севера. Она направлена на воспитание и развитие художественно широко мыслящего человека, способного постичь общечеловеческие ценности, познать и отобразить мир через этнические особенности быта, обычаев, музыки, эпоса, традиций, народных художественных промыслов и ремесел.
6. Межпредметная ориентация предмета.
Композиция является межпредметной дисциплиной, интегрирующей знания, полученные в средней школе на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, истории. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но обуславливает востребованность знаний из математики, физике, химии и прочих областей естествознания.
7. Особенности организации учебного процесса по предмету.
Урок состоит из трех частей:
- теоретическая часть;
- практическая часть;
- анализ выполненной работы.
Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами. Работа носит характер повторения и выявления индивидуальных особенностей учащихся.
Все задания, классные и домашние, просматриваются преподавателем в присутствии учащихся и анализируются для выявления достижений и ошибок.
Предусматривается выполнение творческой работы в виде творческого проекта, где предусматривается подготовительный этап (сбор и обработка информации, анализ, разработка эскизов, выбор техники исполнения, разработка идеи композиции и ее обоснование, самоанализ и самоконтроль).
В основу программы легли следующие методы и формы работы:
– тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников;
– единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства;
- система межпредметных связей (музыка, мировая художественная культура, литература, география, история и др.);
- рисование с натуры, по памяти и по воображению;
- личностно-ориентированный подход к учащимся;
- наглядные методы (иллюстрации, метод демонстрации);
- словесные методы (рассказ, лекция, беседа) в сочетании с практическими методами (творческие задания, упражнения);
- посещение творческих выставок и художественных музеев;
- метод проекта;
- опора во всех формах общения с искусством на принцип педагогики искусства: эстетическое восприятие, образность, творческая индивидуальность и т.д.
Для успешной реализации программы необходимо специализированное оборудование кабинета: мольберты, видеоаппаратура, специальные подставки (ниже уровня горизонта) для натурных постановок, натюрмортный фонд (предметы быта – городской и сельский быт прошлых лет, муляжи овощей и фруктов, драпировки разных фактур), подбор гипсов (головы греческой и итальянской скульптуры, маски, рельефы, вазы, геометрические формы), чучела животных и птиц, электрические софиты для освещение натурных постановок и специализированная литература (приложение), репродукции художников живописцев (формат А-2, А-3), таблицы по цветоведению, композиции и декоративно-прикладному искусству.
8. Ожидаемые результаты в конце 10–11-го класса:
Учащиеся должны знать:
– правила техники безопасности при работе с
живописными инструментами и приспособлениями;
– законы и правила, приемы, элементы композиции;
– способы создания художественных образов
воображения и фантастических образов;
– понятия “сюжет”, “тема”, “стиль”,
“стилизация”;
– различные художественные материалы, техники
технологии в изобразительном искусстве;
– знать понятия “композиция”, “художественный
образ” и его формально-содержательные
характеристики;
– культурные и национальные корни народов
России и коренных жителей крайнего Севера;
– алгоритм творческого проекта;
– произведения отечественных и зарубежных
художников.
Учащиеся должны уметь:
– соблюдать все необходимые правила ТБ;
– выполнять поисковую работу для выполнения
творческой работы;
– определить основную идею творческой
композиции;
– изображать предметы и явления окружающей
действительности на плоскости и в объеме,
используя различные художественные материалы,
техники и технологии, а так же разнообразные
приемы стилизации и художественные эффекты;
– наблюдать окружающий мир “глазами
художника”, подмечать интересное, необычное в
предметах и явлениях действительности, видеть
красоту и гармонию в обыденном, ассоциативно
(образно) воспринимать окружающее, глубоко
эмоционально переживать его;
– композиционно грамотно организовывать
плоскость (или пространство) своей работы:
подбирать и соединять в единое целое элементы
изображения;
– последовательно и целенаправленно вести
работу над композицией, проходя необходимые
этапы и подготовку к ним используя навыки работы
над творческим проектом;
– композиционно “обыгрывать” натурный
материал, т.е. включать его в творческую работу с
небольшими изменениями, увеличивающими
выразительность изображаемого предмета или
явления;
– вести поиск своего индивидуального стиля;
– соответственно сюжету находить “форму”
произведения, т.е. необходимые композиционные
приемы и средства, с целью создания
художественного образа.
9. Виды и методы контроля знаний, умений и навыков
Для подведения итогов по аудиторным работам проводиться просмотр работ вместе с учащимися, на котором преподавателем совместно с учащимися дается анализ выполненных работ. Формой итоговой аттестации является выполнение экзаменационной творческой работы (проекта и его презентации), которая подразумевает демонстрацию степени усвоения предусмотренных программой знаний и умений по пятибалльной системе:
“5” отлично – работа выполнена в полном объеме, продуманы идея, тема, сюжет композиции. Композиция построена с учетом ритма форм и цветовых пятен, техника соответствует выбранному автором художественному материалу.
“4” хорошо – продуманы идея, тема, сюжет композиции. Композиция построена с учетом ритма форм и цветовых пятен, техника соответствует выбранному автором художественному материалу, однако работа не закончена.
“3” удовлетворительно – работа имеет незаконченный вид, нет взаимосвязи между темой, сюжетом и идеей, либо изображение не поддерживает замысел автора. Композиция не гармонична, имеются нарушения в техническом исполнении работы.
“2” неудовлетворительно – работа выполнена на 20%, отсутствует авторский замысел – копирование.
Виды контроля
Текущий – выполнение краткосрочных упражнений.
Рубежный – контрольная работа за полугодие:
- Тематическая длительная композиция;
- в виде итогового просмотра;
- организация выставки творческих работ.
Итоговая-проектная работа.
Методы контроля:
Метод практического контроля.
Рекомендуемая литература для педагогов:
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. – М., 1984.
- Барышников А.П., Лялин И.В. Основы композиции. – М.: Трудрезервиздат, 1951.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.
- Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Волков Н.Н. Композиция и живопись. – М.: Искусство, 1977.
- Волкова Е.Н. Произведение искусства – предмет эстетического анализа. – М.: МГУ, 1976.
- Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.
- Гречук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998.
- Гончаров А.Д., Котляров А.С. Теория композиции. – М.: МПИ, 1986.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.
- Иогансон Б.В. О живописи. – М., 1960.
- Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. – М.: Изобразительное искусство, 1981.
- Кузин В.С. Психология. Учебник. – М., 1997.
- Крымов Н.П. Художник и педагог. – М., 1960.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство и методики его преподавания в школе: Учебник. – М., 1998.
- Никифоров В.М. Путь к картине. – М.: Искусство, 1971.
- Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. – М., 1981.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2001.
- Фаворский В.А. О композиции. – М.: Искусство, 1933.
- Школа изобразительного искусства: в 10-ти томах. – М.: Изобразительное искусство.
- Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.
Рекомендуемая литература для учеников:
- Барышников А.П., Лялин И.В. Основы композиции. – М.: Трудрезервиздат, 1951.
- Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М.: Просвещение, 1989.
- Ванслов В.В. Что такое искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1989.
- Волков Н.Н. Композиция и живопись. – М.: Искусство, 1977.
- Гречук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. – М.: Учебная литература, 1998.
- Гренберг Ю.И. Технология живописи. – М., 1982.
- Гончаров А.Д., Котляров А.С. Теория композиции. – М.: МПИ, 1986.
- Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. – М.: Искусство, 1970.
- Иогансон Б.В. О живописи. – М., 1960.
- Никифоров В.М. Путь к картине. – М.: Искусство, 1971.
- Репин И.Е. Далекое и близкое. – М., 1964.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 2001.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 классов. Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул, 2001.
- Фаворский В.А. О композиции. – М.: Искусство, 1933.
- Школа изобразительного искусства: в 10-ти томах. – М.: Изобразительное искусство.
- Шорохов Е.В. Композиция. – М.: Просвещение, 1986.