Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, "репертуар" поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся. Приступая к работе учителя русского языка и литературы, определяя стратегию работы (в определении и разработке методической темы) возникли следующие противоречия:
- между имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенции и необходимостью воспитания человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения;
- между пониманием, что речь - "зеркало" протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
- между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.
Руководствуясь концептуальным принципом работы, определяющим ведущую идею опыта, считаю, что практическая направленность каждого урока является важным условием обучения русскому языку и литературе. Уроки должны быть организованы так, чтобы помогали раскрыть собственное "я" учащегося.
Овладение языком возможно только в ситуации речевого общения, коммуникативной ситуации. Для этого основной акцент нужно делать на диалоговой форме обучения. Исходя из личной концепции преподавания, считаю важным:
- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;
- проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях,
- стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа, вида задания, формы его выполнения,
- создание ситуации успеха.
Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения уровня ключевых компетенций учащихся, которые в максимальной степени будут способствовать становлению грамотной и социально-значимой личности выпускника.
Для меня наиболее значимой является проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога, развитие и формирование коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой проблемы стало ключевым вопросом в моей работе.
Педагоги, занимающиеся изучением русского языка, должны обладать хорошими коммуникативными навыками, и для того чтобы стимулировать развитие этих навыков у учащихся нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому.
Функция коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности может быть представлена рисунком: (см. презентацию к работе).
На каждом уроке создаются условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех видах: чтении, говорении, письме, аудировании. "Обучать общению, общаясь" - таков принцип построения моих уроков.
В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке.
В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.
Считаю необходимым использование на уроке множества разнообразных текстов, как основных дидактических единиц.
Это и художественные, и научно-популярные, и публицистические, и учебные тексты.
Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
Деятельностная сущность коммуникативной компетенции обучения русскому языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде, эти условия сводятся к следующему:
- учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
- каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
- участники общения чувствуют себя в безопасности от критики;
При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.
Принимая во внимание вышесказанное, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной компетенции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в культурное пространство. Овладеть коммуникативной компетенцией дело весьма трудное, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке с использованием различных приемов работы, внедрением ведущих современных пед.технологий обучения в области развития и формирования ключевых компетенций учащихся.
На сегодняшний день, пожалуй, самой эффективной и продуктивной считаю технологию успешной коммуникации Лаундес Лейл и технологию блочного (модульного) обучения Чошанова Мурата Ашировича.
Использование в работе технологий Ч. и Л.позволяет создавать условия:
- интеграции курса русского языка и литературы
- усиления работы по воспитанию, духовно-нравственному развитию учащихся, повышению их творческой активности.
Не секрет, что предметом речевой деятельности является мысль. Язык же - средство формирования и формулирования мысли. Чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию языкового окружения, недостаточно насытить урок русского языка условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы учащиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.
Основная идея подобного подхода к обучению языка, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления речевого общения. Для решения задачи формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка важны все виды речевой деятельности, хотя в реальности обучение на основе только коммуникативных заданий практически не встречается.
Практика моей работы над темой показывает, что относительно простые по своей лексической и грамматической конструкции тексты оказываются более трудными для понимания учащихся. На мой взгляд, это происходит оттого, что содержание текста не попадает в область интересов учащихся, либо вызывает у них эмоциональное неприятие. Считаю, что большое значение имеет не только соответствующая учебным задачам грамматическая конструкция текста, но и содержательное, смысловое наполнение текстов, предназначенных для классного и домашнего чтения; текстов, способствующих не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяющих выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.
Необходимо отметить, что работа с текстом при решении задач по формированию коммуникативной компетенции, помимо формирования рефлексивных умений учащихся, способствует формированию навыков устной и письменной речи.
Таким образом, оценка эффективности описанной выше работы была проведена мною с использованием показателей: "степень интереса учащихся к предмету", "степень обученности", "уровень коммуникативной компетентности".
При работе с текстом учащимся задавались следующие вопросы :
- Труден ли был текст для понимания?
- Интересен ли текст?
- Что понравилось (не понравилось) в содержании текста?
- Хотели бы вы прочитать ещё что-нибудь по этой теме (подобного содержания)?
- Какой из прочитанных текстов вам больше всего (меньше всего) понравился?
Ответы на данные вопросы способствуют не только развитию речи учащихся, но и формированию оценочного отношения к информации, развитию критического мышления, позволяют выйти на уровень личностной значимости изучаемого материала.
Рефлексия учебного занятия, блока тем осуществляется с помощью незаконченных предложений:
- Сегодня на уроке я узнал, что:
- Самым трудным для меня было:
- Раньше я не знал, что:.
Данный прием успешно применяется и для обсуждения прочитанного текста. В этом случае неоконченные предложения могут выглядеть так:
- Главная мысль текста состоит в том, что:.
- По моему мнению, текст информативен (поучителен), так как :
- Больше всего мне в тексте понравилось :.
Степень интереса к предмету определяли с помощью теста "Расписание". Ученикам было предложено составить расписание по своему усмотрению, после чего было подсчитано, сколько раз в расписании каждого ученика встречается русский язык и литература. Затем сравнивалось это число с долей уроков в реальном расписании. В результате было выявлено, что доля русского языка (среднее значение) в расписаниях, составленных учащимися, превышает аналогичный показатель действующего расписания в 1,4 раза (результат 9-11 кл.)
Степень обученности учащихся определяется % качества по итогам года, четверти.
Уровень коммуникативной компетентности невозможно определить, так как учащийся ещё стоит на пороге знаний, а овладение языком и его средствами процесс непрекращающийся.
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующий вывод:
- развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а с помощью специальных приемов, заключающихся в создании особых ситуаций воздействия. Все активные методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности.
Актуальность представленной работы сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность способствует формированию коммуникативной личности, которая
- стремится к максимальной реализации своих возможностей,
- открыта для восприятия нового опыта,способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,
- умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Опыт педагогической работы был представлен на муниципальном, областном, межрегиональном и всероссийском уровнях.