Изучая многие разделы математики, ученики не вполне осознают значение и, главное, практическое применение изученного. Для темы “Прямая и обратная пропорциональные зависимости” существует много задач, показывающих на доступном для детского понимания уровне значимость изученных свойств и законов. Мы предлагаем рассмотреть применение пропорции в виде урока-презентации “строительство дельфинария”.
Основные цели урока:
- обучающие - закрепление и отработка изученных алгоритмов решения задач по теме “Прямая и обратная пропорциональные зависимости”;
- развивающие - продолжение формирования вычислительной и логической культур, навыков самоконтроля;
- воспитательные - расширение кругозора и развитие интереса к предмету посредством привлечения сведений из биологии и русского языка, практико-экономической составляющей.
В зависимости от подготовки класса материал рассчитан на один или два урока. Конспект урока – презентации в приложении №1.
Урок рекомендуется начать с беседы о дельфинариях, в которых вероятно кто-то из учащихся побывал, а затем предлагается попробовать помочь “построить дельфинарий”.
Работу по “строительству” предваряет устная работа, направленная на проверку освоенности теоретических основ темы: пропорция, основное свойство пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости.
Затем класс погружается в работу - “строительство дельфинария”:
- Покупка плитки для дельфинария.
- Выбор строительной бригады.
- Наполнение бассейна водой.
Основной этап урока представляет решение пяти задач (слайды № 3–11), из которых три – на прямую, и две – на обратную пропорциональные зависимости. При проверке каждой задачи обязательно проговаривается выбор пропорциональной зависимости и основное свойство пропорции, на основании которого находится неизвестный член.
Кроме математических вопросов, предлагаются вопросы экономического характера: Какую плитку выгоднее покупать, исходя из цены? Какую бригаду по численности выгоднее приглашать для выполнения работы?
Следующий этап урока - самостоятельная работа класса с бланком (приложение №2), включающая шесть заданий: два уравнения, задача на проценты, задача на движение, два устных задания на проверку вычислительных навыков. В ходе самостоятельного выполнения работы учащиеся получают название наиболее распространённых дельфинов, встречающихся в дельфинариях (слайды№ 12, 13)
При проверке заданий бланка, нужно обратить внимание учащихся на свойство пропорции “Если в верной пропорции поменять средние и крайние члены местами, то полученная пропорция будет так же верной”. Наглядным подтверждением служат уравнения 1 и 2 вариантов.
Слайды № 14 – 18 иллюстрации к видам дельфинов, встречающихся в текстах задач. Кроме того обращается внимание учащихся на правописание слов косатка- водное млекопитающее семейства дельфиновых и касатка- деревенская ласточка (слайд№ 16).
В конце урока, подводя итог (слайд № 20), нужно ещё раз вспомнить
- понятие прямой и обратной пропорциональной зависимости;
- основное свойство пропорции.
После подведения итогов урока ученики получают домашнее задание. Кроме задач из учебника (по выбору учителя) каждому ученику предлагается индивидуальное задание- решение уравнения (приложение). На карточке с заданием написана буква. Проверка задания предполагается на следующем уроке: будет представлена таблица с ответами к полученным уравнениям (слайд №21). При проверке ученики должны найти свой ответ и назвать соответствующую букву. В итоге должно получиться слово “дельфинотерапия” - альтернативный, нетрадиционный метод лечения в основном для реабилитации и оздоровления детей с ДЦП, нарушениями развития и психоэмоциональными проблемами, для восстановления детей, переживших эмоциональные стрессовые ситуации.