Цели:
- Расширять знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.
- Формировать чувство гордости за свою страну, её историю.
- Способствовать возникновению интереса к личности М.В. Ломоносова, рассматривать его как пример для подражания.
- Вырабатывать у школьников интерес к процессу поиска нужной информации.
- Развивать познавательные способности.
- Формировать логическое мышление.
- Вырабатывать усидчивость и внимание.
- Прививать навыки культуры поведения во время общественных мероприятий.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, телескоп, карточки с заданиями для команд пластилиновые шарики разного цвета, палочки для их соединения, 3 одинаково разрезанные открытки.
Зал украшен, на занавесе прикреплены звезды разных размеров и форм. На трех из них написан класс (5-а, 5-б, 5-в) и высказывания М.В.Ломоносова.
Ход мероприятия
Добрый день, ребята! 19 ноября 2011 года - знаменательная дата в истории России. В этот день мы отмечаем 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова - великого человека земли русской. Выдающийся ученый. Гордость России. Благодаря многогранному таланту М.В.?Ломоносов смог стать "первым нашим университетом". (А.С.?Пушкин).
Сегодня мы проводим классный час, посвященный М.В.Ломоносову. Нам с вами предстоит игра-конкурс "Гордость Отечества".
Но сначала подведем итоги викторины (приложение), посвященной великому человеку и ученому М.В.Ломоносову. Участники викторины награждаются призами.
А сейчас команды от каждого класса приглашаем занять свои места за игровыми столами. Вам будут предложены задания, с которыми вы непременно справитесь, а одноклассники вас поддержат. Определить победителя нам поможет жюри (ведущий представляет членов жюри).
Давайте сначала, ребята, вспомним основные моменты жизни М.В.Ломоносова, разносторонне одаренного человека (презентация, слайды 1-20).
(Слайд 21. По щелчку мыши появляются названия каждого конкурса)
Ведущий:
А теперь, команды, соберитесь,
Взявшись за руки, друг другу улыбнитесь,
Ведь пришла пора решать задачи,
Пожелаем все мы вам удачи!
1 конкурс "Биографический".
Вопросы на знание биографии М.В.Ломоносова. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.
- Где родился Михаил Васильевич Ломоносов ?
- Назовите первые учебные книги Ломоносова
- Куда ему удалось поступить в Москве?
- Куда был направлен Ломоносов за отличную учёбу?
- Самая известная мозаичная работа Ломоносова.
- Какое научное звание он получил в Петербургской академии?
- В какой науке Ломоносов открыл очень важный закон, закон сохранения энергии?
- На какой планете он открыл атмосферу?
- Что было открыто по его предложению в 1755 году?
(Пока команды отвечают на вопросы, ведущий дает задания ребятам, сидящим в зале).
Ребята, мы с вами не будем скучать. Поиграем в математическую чехарду: называем по очереди математические термины, в которых есть буква "д".
(Команды сдают свои ответы в жюри).
Мы с вами знаем, ребята, что одним из первых учебников Ломоносова была "Арифметика" Леонтия Магницкого.
Вот, например, пожелание из предисловия к книге:
"И желаем да будет сей труд
Добре пользовать русский весь люд".
Как вы, ребята, понимаете эти слова Леонтия
Филлиповича?
А теперь продолжим нашу игру.
2 конкурс "Реши логическую задачу"
Решите старинную задачу. Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
Задания залу: Ребята, вспомните сказки, в названиях которых встречаются числа.
А знаете ли вы, ребята, что Ломоносов первым высказал идею о строении молекулы из атомов? А из молекул состоят вещества.
3 конкурс "Составьте молекулу своего вещества и дайте ему название"
Ребята, используя пластилиновые шарики-атомы разного цвета и палочки-соединения, создают молекулу. Называют свое вещество.
Залу в это время предлагаются занимательные задачи.
- Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?
- Что тяжелее: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных?
- Одна девочка написала: "Двести сорок да двести сорок будет четыреста сорок". Она не ошиблась, но в чем дело?
Команды показывают молекулы и называют вещество, которое состоит из таких молекул.
Слово предоставляется жюри для подведения промежуточных итогов.
Ведущий: Михаил Васильевич Ломоносов известен и как поэт. Михаил Васильевич Ломоносов?- автор многочисленных художественных произведений.
Им созданы более 40 од, из них - 33 похвальные оды, героическая поэма о Петре Великом, множество, так называемых, надписей - стихов на случай, пародий и сатирических стихотворений.
4 конкурс "Буриме".
Буриме (от французского слова bouts-rimes- "рифмованные концы")- литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Зная рифмованные концы, придумайте стихотворение.
______________ друзья
______________ вам я
______________ секрет
______________ нет
______________ стремиться
______________ добиться!
Ведущий предлагает и ребятам в зале поиграть в буриме.
:::::: чашка
:::::: Чебурашка.
::::::учиться
:::::: не лениться.
:::::: год
:::::: народ.
Ребята, а как вы думаете, какие черты характера помогли Михаилу Васильевичу добиться таких успехов?
Умение мыслить, анализировать, предлагать различные варианты решения задач - все это свойственно человеку умному. Этими качествами обладал и М.В.Ломоносов. "Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он всё испытал и всё прошёл".Так писал о Ломоносове А.С.Пушкин. Любимой наукой Михаила Васильевича была химия. В созданной им химической лаборатории, было восстановлено искусство мозаики Древней Руси.
5. Конкурс "Мозаика"
Командам предлагается собрать разрезанную на несколько частей открытку.
Одновременно с этим от каждой команды приглашается 1 человек для участия в последнем конкурсе.
(По гиперссылке в презентации можно посмотреть открытку, которую собирали команды).
6. Конкурс "Найди свою звезду".
Ведущий: Мы знаем, что Ломоносов усовершенствовал подзорную трубу, которую называл "ночезрительной трубой". В неё можно было рассматривать ночное небо и звезды. А у нас звезды расположены на занавесе сцены. Представителям команд предлагается в телескоп найти свою звезду и прочитать написанное на ней высказывание М.В.Ломоносова. Примеры:
1. "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".
2. "Химия - правая рука физики, а математика - её глаз".
3. "Все, что до этого было в науках темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, верным и очевидным".
4. "Слеп физик без математики".
Слайд 23
Заканчивая наш классный час, хочется вспомнить слова Б.Шергина: "Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова"
Слово жюри для подведения итогов игры. Награждение грамотами и призами.
Используемые ресурсы:
-
http://biographer.ru/biographies/10.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
http://www.syt.edu.severodvinsk.ru/web/bogdanov/index9.htm
http://schoolbiblio.ucoz.ru/index/mikhail_lomonosov/0-84
http://wallpaper.goodfon.ru/image/20772-1400x1050.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=massmedia.msu.ru%2Fuserfiles%2Fput_lomonosov.jpg