Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

Разделы: Начальная школа


Цель урока: научить детей правильно писать слова с непроизносимой согласной в корне.

Задачи:

  • Формировать умение слышать и видеть слова с данной орфограммой.
  • Научить подбирать однокоренные слова, необходимые для проверки корневых орфограмм.
  • Развивать у детей фонематический слух, необходимый для правильного подбора проверочных слов.
  • Отработать способы проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Ход урока

Внимание! Проверь, дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка.

Проверка домашнего задания:

Вам было дано задание составить рекламу русского языка, используя в ней как можно больше слов на изучаемую орфограмму. А так же 5 -6 предложений о зиме на ту же орфограмму.

Ребята, над темой орфограммой мы сейчас с вами работаем? (ответы детей)

Слайд 1

Начинаем нашу работу с чистописания. Слайд 2

Прочитайте слова, которые вы записали?

На какие группы по правописанию мы можем их разделить?

Прочитайте слова по группам.

Выполните разбор по составу этих слов. (по одному человеку у доски)

Основная часть:

Ребята, я по интернету получила письмо. Но еще не читала его. Я решила прочитать его вместе с вами. Слайд 3

Текст письма:

Дорогие здешние (:) жители. Знаменитый (:) писатель ждет вас в гости. Он хочет вам рассказать увлекательную (:) сказку о великолепной (:) бессердечной королеве.

Но прежде чем поговорить о самой сказке, вам необходимо выполнить задание для уточнения содержания письма. Вам необходимо заменить слова в письме на синонимы с непроизносимой гласной в корне слова.

Какие слова называются синонимами?

У вас на парте в конвертах лежат образцы письма. Возьмите их и вставьте в текст подходящие по смыслу синонимы.

Прочитайте получившийся текст.

Как вы думаете, в какую сказку нас приглашает письмо?

Знаете ли вы главных героев этой сказки?

Кто написал эту замечательную сказку? Слайд 4

(В класс входят дети переодетые в костюмы Снежной королевы, Кая, Герды и Сказочника)

Сказочник:

Жил-был троль, злющий-презлющий. Он смастерил зеркало, в котором все доброе и прекрасное становилось безобразным и ужасным. Однажды ученики троля разбили зеркало и осколки его разлетелись по всему свету. Если эти осколки попадали человеку в глаза, то он начинал видеть вокруг только плохое. А если в сердце, то оно превращалось в кусок льда.

Один такой осколок попал в глаз Каю, а второй в сердце. Это было ужасно!

Дальше мы знаем, что Кая увезла Снежная королева в страну снега и льда. И приготовила много препятствий на пути того, кто захочет его освободить. Кто захотел освободить Кая?

Но Герда одна и должны ей помочь. А чтобы помочь Герде нам придется выполнить задания Снежной королевы.

Все задания присланы Снежной королевой в форме снежинок. Слайд 5

1 снежинка.

Слайд 6

Вам было дано задание, найти как можно больше вариантов правила проверки написания непроизносимых согласных.

Варианты ответов:

1. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Мы родственное слово должны подобрать, чтоб буквы д, т, в, л в них верно написать.

2. Порой в словах встречаются ужасные согласные, они не произносятся и что писать неясно вам.

Чтобы знать, как писать, надо слово изменять, и за звуком непонятным быстро гласную искать.

3. Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно. Всем известно, как прелестно букву Т писать уместно.

А если нельзя проверить согласную, то что мы должны сделать?

(Правописание слова надо запомнить)

Сейчас сыграем в игру "Хлопаем в ладоши". (Учитель произносит слова, а учащиеся хлопают, если в этом слове пишется непроизносимая гласная.)

Чтоб ошибок избежать, слух свой будем развивать , в игре проверить можешь сам свое внимание к словам.

Страстный, вкусный, поздний, свистнул, ужасный, шестнадцать, тростник, небесный, небесный, честный, крепостной.

2 снежинка.

Слайд 7, 8

Прочитайте задание про себя. Вспомните тот момент, когда Кай привязал свои санки к саням Снежной королевы и увезла его с собой.

Читаем вслух.

Определите орфограммы и объясните их написание. (Проверка проводится с помощью сигнальных карточек)

Запишите первое предложение в тетрадь и выполните синтаксический разбор.

Поз..ним (:) веч..ром ст..яла чудес..ная (:) п..года. Кая охватило радос..ное (:) чу..ство, когда он посмотрел на звез..ное (:) небо. В санях по небу ярос..но (:) промчались сани прелес..ной (:) Снежной королевы.

3 снежинка.

Слайд 9, 10

Словарь:

Прочитайте слова.

Как называются эти слова? Какой частью речи являются данные слова?

Определите орфограммы и определите их написание.

Задание Снежной королевы: Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с изучаемой орфограммой. (Проверка)

мес..ц ясный

вет..р яростный

п..года ненастный

м..роз ужасный

к..ртина чудесная

Физминутка

Слайд 11, 12

Пусть дорога нелегка ,
И замерзли мы слегка.
Руки мы сейчас согреем,
Все на свете мы сумеем.

4 снежинка.

Слайд 13, 14

После того, как Кай пропал, одна Герда верила,что он жив. Она отправилась его искать, одев свои новые красные башмачки. Было еще рано. Она поцеловала свою спящую бабушку и побежала к реке. Взошло из-за леса солнышко, и Герда обратилась к нему.

Здра..ствуй, радос..ное со..нце, вес..ник летнего тепла! Словно праз..ник к нам в оконце постучалась ты с утра. Дай блес..нуть лучам прелес..ным, всю окрес..ность озари шагай путем извес..ным от зари и до зари.

Выпишите из текста слова на изучаемую орфограмму в той последовательности, как даны схемы.

1. Приставка - корень - суффикс - окончание (прелестным, известным)

2. Корень - суффикс - суффикс - окончание (окрестность, радостное)

3. Корень - суффикс - окончание (солнце, праздник)

5 снежинка.

Слайд 15, 16

Маленькая Герда попала к разбойнице.Но та пожалела Герду и помогла ей продолжить путь. Маленькая разбойница дала Герде северного оленя, который родился и вырос в Лапландии и хорошо знал, где находится царство Снежной королевы. Олень вез Герду пока мог бежать. От усталости олень упал и девочке пришлось продолжать свой путь в одиночестве.

Сейчас как никогда Герда нуждается в нашей помощи. Следующее задание Снежной королевы:

Я прочитаю вам текст а вы постарайтесь услышать и записать как можно больше слов на изучаемую нами орфограмму.

Но Герда все равно чувствовала себя счастливой. На душе стало радостнее от мысли, что она уже близка к своей цели. Перед нею открылись прелестные картины зимнего покоя и безмолвия. Далеко виднелась вся окрестность. А вот и прекрасное северное сияние. Но здесь мало света и солнца. И опасность подстерегает на каждом шагу. Все в белоснежном наряде. Порхают, кружатся снежинки, будто на землю пролился звездный дождь. Грустно Герде расставаться с таким чудесным сиянием, но она уже в стране льда и снега.

6 снежинка.

Слайд 17, 18

И вот Герда и добралась до Кая. Но его сердце осталось ледяным. Оно рассныпано Снежной королевой на льдинки. Чтобы спасти Кая необходимо собрать из льдинок его сердце, пока не вернулась Снежная королева.

Соберите сердце. (Дети на доске собирают из кусочков сердце Кая)

Прочитайте предложение, которое записано на сердце?

Чудесное сердце бьется в груди.

Запишите предложение в тетрадь и подчеркните все орфограммы, которые в нем есть?

Выполните синтаксический разбор предложения самостоятельно.

7 снежинка.

Слайд 19, 20

И вот сердце Кая вновь стало горячим, добрым и чутким. Но нашим героям еще предстоит долгая дорога домой. Чтобы им легче было в дороге, выполним следующее задание.

Читаем полностью вслух, а потом выполняем письмо по памяти. Пишут дети на выбор любые четыре строчки.

С неба светит солнце
Миллионы лет.
Льет на землю солнце
И тепло и свет.
Но посветит солнце
И уходит прочь.
А живое сердце
Греет день и ночь.
Значит, сердце лучше
Солнца самого,
Никакие тучи
Не затмят его.

Герда своим горячим сердцем растопила едяное сердце Кая. Помчалась Снежная королева в погоню, да поздно.

А наши герои благополучно вернулись домой к своей любимой бабушке.

Итог урока.

Над изучением какой орфограммой мы сегодня работали?

Что необходимо сделать при написании слов с непроизносимой согласной?

Я желаю вам быть добрыми, чуткими и сердечными. Урок окончен.

Приложение.