Цели: Ученики смогут:
- находить сюжет и мораль басни; дать определение басни;
- охарактеризовать героев басни;
- выделить основную идею (смысл) басни;
- обосновать своё отношение к каждому герою;
- выразительно прочитать басню и диалоги героев.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, фотография памятника И.А.Крылова в Летнем саду (или слайд), карточки со словами.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Орг. момент | ||
2. Проверка домашнего задания | - С каким жанром литературы мы
познакомились на прошлом уроке? Дайте
определение басни. В чём особенность басни? Учитель слушает чтение басни И.А. Крылова "Мартышка и очки" - Ребята, кто из детей выразительно прочитал? Почему вам понравилось именно его чтение? Учитель оценивает чтение учащихся, обосновывает отметку. |
Ответы детей, (басня - это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый смысл. В басне, есть мораль - вывод, поучение, высмеивают недостатки людей (хитрость, ложь и т.д.) |
3. Подготовка к восприятию. | - Сегодня мы продолжим знакомство с
баснями Ивана Андреевича Крылова (портрет на
доске). Крылов написал очень много басен. Его
считают во всём мире великим баснописцем. За
заслуги Крылова в литературе решено было
поставить ему памятник. И этот памятник
находится в нашем городе в Летнем саду. Скульптор
Пётр Карлович Клодт. (Показ фотографии или
слайда). Посмотрите, на памятник. Как изобразил
скульптор Крылова? - Скажите, каких персонажей басен вы знаете? - Большинство персонажей животные. Скульптор задумал показать не только Крылова, но и сами персонажи басен. Для этого П.К. Клоду пришлось дома организовать свой зверинец, маленький зоопарк, потому что лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Если вы не были в Летнем саду, обязательно сходите, посмотрите на памятник. И вы увидите, что герои басен Крылова как-будто оживают рядом со своим автором, и рассказывают свою историю. - Сегодня мы с вами прочитаем одну из басен Иван Андреевича и попробуем понять, чему учит нас эта басня. - Прочитайте название басни. Попробуйте предположить, о чём будет эта басня? |
Дети слушают рассказ учителя.
Ответы детей (Крылов с книгой, герои басен) Дети перечисляют персонажей , которых знают.
Дети читают про себя. Ответы детей. |
4. Первичное восприятие. | Чтение басни учителем. |
|
5. Выявление специфики первичного восприятия. | - Оправдались ли наши предположения? Назовите персонажей басни. - Кого Мартышка увидела в зеркале? Поняла ли она, что это ее собственный образ, что это она сама? - Какие чувства вызвала у вас басня? - Какой вы представляете Мартышку? |
Ответы детей (Мартышка, Медведь,
Зеркало) Мартышка увидела себя. Смешно было.) Дети описывают внешние качества Мартышки и добавляют черты характера ,присущие людям.(глупая, хвастливая) |
6. Постановка учебной задачи. | - Какой же образ рисует словами нам
Крылов? Что автор хочет сказать нам созданным им
персонажами? - Давайте прочитаем ещё раз. |
|
7. Повторное восприятие и анализ произведения. | Чтение про себя. - Можно ли сказать, что Обезьяна умная? Почему? - Как Мартышка характеризует тот образ, который она увидела в Зеркале? Прочитайте. - Кому на самом деле она дает такую характеристику? - Докажите, что Обезьяна была к тому же еще и сплетница. Словарная работа, (кум, образ) - Прочитайте строчки басни, в которых Обезьяна говорит о своем превосходстве над другими. - Какой же изобразил Крылов Мартышку? - Кому на самом деле присуще такие качества? Кого имел в виду Крылов, изображая Мартышку? Что помогло вам это понять? - Что вы можете сказать о Медведе? Какой он? Доволен ли автор медведем? Какой совет он дал Обезьяне? Что означает сочетание "совет попусту пропал"? - Приняла ли Обезьяна совет Мишки? Почему? Стоило ли давать совет Мартышке? Какими качествами наделяет автор Медведя? Можно ли перевоспитать Мартышку? Почему вы так считаете? Мешает Мартышке услышать совет? |
Дети читают басню.
Ответы детей. (ужимки, прыжки, кривляка; слово ужимки поясняется.) ("А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть".) ("Я удавилась бы с тоски...") |
- Сравните крылатое выражение Крылова
"Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль
на себя, кума, оборотиться" и народную пословицу:
"Других не суди, на себя погляди". - В ком легче найти какие-нибудь недостатки? Найдите и прочитайте мораль басни. - Как понимаете смысл морали? Словарная работа ( взятки, на руку нечист). |
Ответы детей (Смысл одинаковый).
(Себе человек всегда кажется хорошим и всё равно не изменится, никого не услышит) |
|
8. Обобщение. | Чтение басни по ролям (если остаётся
время) - Какие отрицательные качества высмеивает автор? Чему учит это басня? Стоит ли давать советы Мартышкам? Почему? |
Ответы детей. (Надо сначала посмотреть на себя, на своё поведение, а не осуждать других. Бесполезно давать советы Мартышкам) |
9. Объяснение домашнего задания. | Дома выучить любую из двух басен
наизусть. По желанию на дополнительную оценку нарисовать свою иллюстрацию к любой басне в тетради по чтению. |
|
10. Итог урока. | Учитель оценивает работу учеников. - Урок окончен. |