Урок литературного чтения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: Ученики смогут:

- находить сюжет и мораль басни; дать определение басни;

- охарактеризовать героев басни;

- выделить основную идею (смысл) басни;

- обосновать своё отношение к каждому герою;

- выразительно прочитать басню и диалоги героев.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, фотография памятника И.А.Крылова в Летнем саду (или слайд), карточки со словами.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Орг. момент    
2. Проверка домашнего задания - С каким жанром литературы мы познакомились на прошлом уроке? Дайте определение басни. В чём особенность басни?

Учитель слушает чтение басни И.А. Крылова "Мартышка и очки"

- Ребята, кто из детей выразительно прочитал? Почему вам понравилось именно его чтение?

Учитель оценивает чтение учащихся, обосновывает отметку.

Ответы детей, (басня - это короткий рассказ в стихах или прозе, в котором заключен иной, скрытый смысл. В басне, есть мораль - вывод, поучение, высмеивают недостатки людей (хитрость, ложь и т.д.)
3. Подготовка к восприятию. - Сегодня мы продолжим знакомство с баснями Ивана Андреевича Крылова (портрет на доске). Крылов написал очень много басен. Его считают во всём мире великим баснописцем. За заслуги Крылова в литературе решено было поставить ему памятник. И этот памятник находится в нашем городе в Летнем саду. Скульптор Пётр Карлович Клодт. (Показ фотографии или слайда). Посмотрите, на памятник. Как изобразил скульптор Крылова?

- Скажите, каких персонажей басен вы знаете?

- Большинство персонажей животные. Скульптор задумал показать не только Крылова, но и сами персонажи басен. Для этого П.К. Клоду пришлось дома организовать свой зверинец, маленький зоопарк, потому что лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Если вы не были в Летнем саду, обязательно сходите, посмотрите на памятник. И вы увидите, что герои басен Крылова как-будто оживают рядом со своим автором, и рассказывают свою историю.

- Сегодня мы с вами прочитаем одну из басен Иван Андреевича и попробуем понять, чему учит нас эта басня.

- Прочитайте название басни. Попробуйте предположить, о чём будет эта басня?

Дети слушают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Ответы детей (Крылов с книгой, герои басен)

Дети перечисляют персонажей , которых знают.

 

Дети читают про себя. Ответы детей.

4. Первичное восприятие. Чтение басни учителем.  

 

5. Выявление специфики первичного восприятия. - Оправдались ли наши предположения?

Назовите персонажей басни.

- Кого Мартышка увидела в зеркале? Поняла ли она, что это ее собственный образ, что это она сама?

- Какие чувства вызвала у вас басня?

- Какой вы представляете Мартышку?

Ответы детей (Мартышка, Медведь, Зеркало)

Мартышка увидела себя. Смешно было.)

Дети описывают внешние качества Мартышки и добавляют черты характера ,присущие людям.(глупая, хвастливая)

6. Постановка учебной задачи. - Какой же образ рисует словами нам Крылов? Что автор хочет сказать нам созданным им персонажами?

- Давайте прочитаем ещё раз.

 
7. Повторное восприятие и анализ произведения. Чтение про себя.

- Можно ли сказать, что Обезьяна умная? Почему?

- Как Мартышка характеризует тот образ, который она увидела в Зеркале? Прочитайте.

- Кому на самом деле она дает такую характеристику?

- Докажите, что Обезьяна была к тому же еще и сплетница.

Словарная работа, (кум, образ)

-  Прочитайте строчки басни, в которых Обезьяна говорит о своем превосходстве над другими.

- Какой же изобразил Крылов Мартышку?

- Кому на самом деле присуще такие качества? Кого имел в виду Крылов, изображая Мартышку? Что помогло вам это понять?

- Что вы можете сказать о Медведе? Какой он? Доволен ли автор медведем? Какой совет он дал Обезьяне? Что означает сочетание "совет попусту пропал"?

-  Приняла ли Обезьяна совет Мишки? Почему? Стоило ли давать совет Мартышке? Какими качествами наделяет автор Медведя? Можно ли перевоспитать Мартышку? Почему вы так считаете? Мешает Мартышке услышать совет?

Дети читают басню.

 

Ответы детей.

(ужимки, прыжки, кривляка; слово ужимки поясняется.)

("А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть".)

("Я удавилась бы с тоски...")

  - Сравните крылатое выражение Крылова  "Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться" и народную пословицу: "Других не суди, на себя погляди". 

 - В ком легче найти какие-нибудь недостатки?

Найдите и прочитайте мораль басни.

- Как понимаете смысл морали?

Словарная работа ( взятки, на руку нечист).

Ответы детей

(Смысл одинаковый).

 

(Себе человек всегда кажется хорошим и всё равно не изменится, никого не услышит)

8. Обобщение. Чтение басни по ролям (если остаётся время)

- Какие отрицательные качества высмеивает автор? Чему учит это басня? Стоит ли давать советы Мартышкам? Почему?

Ответы детей.

(Надо сначала посмотреть на себя, на своё поведение, а не осуждать других. Бесполезно давать советы Мартышкам)

9. Объяснение домашнего задания. Дома выучить любую из двух басен наизусть.

По желанию на дополнительную оценку нарисовать свою иллюстрацию к любой басне в тетради по чтению.

 
10. Итог урока. Учитель оценивает работу учеников.

- Урок окончен.