"Самая большая привилегия, какую мы можем дать своим детям, - любовь к родному дому".
(Аллан Фромм, США)
В МКОУ НГО "СОШ №4" в течение нескольких лет ведётся работа по организации исследовательской деятельности учеников на уроках и во внеурочное время. В рамках областных фестивалей "Юные интеллектуалы Урала", "Мы выбираем будущее" обучающиеся школы всех ступеней принимают активное участие: выступают с рефератами, исследовательскими работами и творческими проектами.
Занимаясь проектной деятельностью с детьми, педагоги ставят перед собой цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка путём развития исследовательских и творческих способностей.
Задачи такой работы заключаются в следующем:
- развитие познавательных потребностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире;
- развитие коммуникативно-речевой компетенции;
- организация самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально и в группах);
- совершенствовать умение представлять результаты исследований с помощью рисунков, поделок, компьютерных презентаций и т.д.
Описанный в данной работе исследовательский проект "Страницы истории моей семьи" может быть предложен для выполнения учениками начальной школы (3 класс). При работе над проектом исследовательская деятельность организуется учителем на нескольких предметах. Например:
- литературное чтение
- информатика
- ИЗО (конкурс рисунков "Моя семья")
- окружающий мир
Дидактические цели:
- Уточнить представления детей о семье.
- Сформировать понятия "семейные традиции", "реликвии", "династии", "родословие".
- Способствовать развитию исследовательских умений, гибкого мышления.
- Совершенствовать умение работать в команде над решением единой проблемы.
- Содействовать развитию умения самостоятельно работать с различными источниками информации (учебник, энциклопедия, электронные ресурсы и т.п.)
- Воспитать уважительное и благодарное отношение к родителям.
Методические задачи:
- Показать различные способы получения знаний (опрос, книги, посещение музеев и т.п.).
- Организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в группах.
- Совершенствовать умение представлять результаты исследований с помощью рисунков, презентаций.
Исследовательская деятельность детей:
- Обучающиеся делятся на три группы (групп может быть больше). Каждая группа выполняет своё исследование, которое является составной частью одного большого проекта "Страницы истории моей семьи".
1 группа.
Исследование 1. Кто был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси!
Цель: определить откуда произошла фамилия (от имени, профессии или места рождения предка).
Задачи:
1. Побеседовать с родными о происхождении своей фамилии.
2. Познакомиться с литературой по этой теме.
3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.
4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.
Результат: фамилия произошла от имени далёкого предка.
Свои результаты группа представила в виде родословного древа и поколенной росписи.
2 группа.
Исследование 2. Семейные реликвии.
Цель: определить что "таят" семейные реликвии.
Задачи:
1. Побеседовать с родными о семейных реликвиях (происхождение, истории, связанные с ними и т.д.).
2. Познакомиться с литературой по этой теме.
3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.
4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.
Результат: семейные реликвии хранят часть прошлого семьи и нашей страны.
Свои результаты группа представила в виде фотоальбома, коллекции медалей дедушки.
3 группа.
Исследование 3. Семейные традиции.
Цель: определить какие существуют традиции в моей семье.
Задачи:
1. Побеседовать с родными о семейных традициях.
2. Познакомиться с литературой по этой теме.
3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.
4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.
Результат: существует замечательная традиция передавать из поколения в поколение своё профессиональное мастерство.
Свои результаты группа представила в виде презентации, фотоальбома "Учительская династия".
Этапы и сроки:
Продолжительность проекта: 8 часов.
1 этап (1+1уроки)
Постановка учебной задачи.
Формулирование тем исследований учеников. Формирование творческих групп.
2 этап (2 урок)
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
Обсуждение возможных источников информации.
3 этап (3, 4 уроки)
Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий.
4 этап (5, 6, 7 уроки)
Оформление материалов по результатам проделанной работы.
5 этап (8 урок)
Защита полученных результатов.
Оценивание участников проекта.
И в заключение:
Говорят участники проекта
- Илья Б. "Я узнал кто был самым-самым первым моим предком, узнал где жили мои родные раньше. Вместе с папой мы посетили эти места".
- Таня К. "Я обрадовалась, что в нашей семье целых семь родственников работали в школе. Целая семейная династия! Я тоже буду учительницей!"
- Паша Ш. "Я видел прадедушкины медали и раньше, а сейчас мама мне рассказала историю каждой медали. Какой храбрый был мой прадед! Я горжусь им!"