Исследовательская деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


"Самая большая привилегия, какую мы можем дать своим детям, - любовь к родному дому".
(Аллан Фромм, США)

В МКОУ НГО "СОШ №4" в течение нескольких лет ведётся работа по организации исследовательской деятельности учеников на уроках и во внеурочное время. В рамках областных фестивалей "Юные интеллектуалы Урала", "Мы выбираем будущее" обучающиеся школы всех ступеней принимают активное участие: выступают с рефератами, исследовательскими работами и творческими проектами.

Занимаясь проектной деятельностью с детьми, педагоги ставят перед собой цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала ребёнка путём развития исследовательских и творческих способностей.

Задачи такой работы заключаются в следующем:

  • развитие познавательных потребностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире;
  • развитие коммуникативно-речевой компетенции;
  • организация самостоятельной деятельности учащихся (индивидуально и в группах);
  • совершенствовать умение представлять результаты исследований с помощью рисунков, поделок, компьютерных презентаций и т.д.

Описанный в данной работе исследовательский проект "Страницы истории моей семьи" может быть предложен для выполнения учениками начальной школы (3 класс). При работе над проектом исследовательская деятельность организуется учителем на нескольких предметах. Например:

  • литературное чтение
  • информатика
  • ИЗО (конкурс рисунков "Моя семья")
  • окружающий мир

Дидактические цели:

  • Уточнить представления детей о семье.
  • Сформировать понятия "семейные традиции", "реликвии", "династии", "родословие".
  • Способствовать развитию исследовательских умений, гибкого мышления.
  • Совершенствовать умение работать в команде над решением единой проблемы.
  • Содействовать развитию умения самостоятельно работать с различными источниками информации (учебник, энциклопедия, электронные ресурсы и т.п.)
  • Воспитать уважительное и благодарное отношение к родителям.

Методические задачи:

  • Показать различные способы получения знаний (опрос, книги, посещение музеев и т.п.).
  • Организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в группах.
  • Совершенствовать умение представлять результаты исследований с помощью рисунков, презентаций.

Исследовательская деятельность детей:

  • Обучающиеся делятся на три группы (групп может быть больше). Каждая группа выполняет своё исследование, которое является составной частью одного большого проекта "Страницы истории моей семьи".

1 группа.

Исследование 1. Кто был твой прадед на Руси? Свою фамилию спроси!

Цель: определить откуда произошла фамилия (от имени, профессии или места рождения предка).

Задачи:

1. Побеседовать с родными о происхождении своей фамилии.

2. Познакомиться с литературой по этой теме.

3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.

4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.

Результат: фамилия произошла от имени далёкого предка.

Свои результаты группа представила в виде родословного древа и поколенной росписи.

2 группа.

Исследование 2. Семейные реликвии.

Цель: определить что "таят" семейные реликвии.

Задачи:

1. Побеседовать с родными о семейных реликвиях (происхождение, истории, связанные с ними и т.д.).

2. Познакомиться с литературой по этой теме.

3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.

4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.

Результат: семейные реликвии хранят часть прошлого семьи и нашей страны.

Свои результаты группа представила в виде фотоальбома, коллекции медалей дедушки.

3 группа.

Исследование 3. Семейные традиции.

Цель: определить какие существуют традиции в моей семье.

Задачи:

1. Побеседовать с родными о семейных традициях.

2. Познакомиться с литературой по этой теме.

3. Посетить музей, архив и исследовать исторические документы.

4. Провести опрос друзей, одноклассников по этому вопросу.

Результат: существует замечательная традиция передавать из поколения в поколение своё профессиональное мастерство.

Свои результаты группа представила в виде презентации, фотоальбома "Учительская династия".

Этапы и сроки:

Продолжительность проекта: 8 часов.

1 этап (1+1уроки)

Постановка учебной задачи.

Формулирование тем исследований учеников. Формирование творческих групп.

2 этап (2 урок)

Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

Обсуждение возможных источников информации.

3 этап (3, 4 уроки)

Самостоятельная работа учащихся по выполнению заданий.

4 этап (5, 6, 7 уроки)

Оформление материалов по результатам проделанной работы.

5 этап (8 урок)

Защита полученных результатов.

Оценивание участников проекта.

И в заключение:

Говорят участники проекта

  • Илья Б. "Я узнал кто был самым-самым первым моим предком, узнал где жили мои родные раньше. Вместе с папой мы посетили эти места".
  • Таня К. "Я обрадовалась, что в нашей семье целых семь родственников работали в школе. Целая семейная династия! Я тоже буду учительницей!"
  • Паша Ш. "Я видел прадедушкины медали и раньше, а сейчас мама мне рассказала историю каждой медали. Какой храбрый был мой прадед! Я горжусь им!"

Приложение.