Мы, взрослые, озабочены тем, как сделать, чтобы ребёнок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым. Выход видится в поиске взаимопонимания, формировании умения вести диалог, учитывать различные интересы, достигать компромисс на основе терпимости к иным точкам зрения.
Практика показала, что эффективность процесса приобщения детей к социальной действительности во многом обуславливается тем, насколько грамотно строиться взаимодействие взрослых и детей. Ориентиром в жизни детей всегда выступают взрослые.
В совместной деятельности с детьми я придерживаюсь правила "Чем более разнообразно содержание, тем полнее будут решены поставленные задачи". Приоритетным является создание доброжелательного, доверительного общения с детьми. Это создаёт атмосферу диалога, побуждает к творчеству, стремление к самовыражению.
Задачи:
- раскрыть ребёнку окружающий мир; сформировать у него представление о себе как о представители человеческого рода; о людях живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях; разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутого уважения к людям;
- развивать коммуникативные навыки, способности слушать и слышать партнёра по общению, достигать взаимопонимания, сотрудничать, проявлять терпимость к иным ценностям и мировоззренческим ориентирам;
- создавать и поддерживать высокую мотивацию к философствованию, как к деятельности по постановке и построению вариантов преодоления мировоззренческих проблем;
- развивать речь, мышление, познавательную активность.
Примерный план организации образовательной деятельности на тему "Дружбу необходимо ценить и беречь. Человек, достойный уважения и дружбы"
(подготовительная к школе группа)
Задачи: Учить детей устанавливать дружеские отношения. Формировать навыки общения в группе. Воспитывать чуткое отношение друг к другу.
№ | Мероприятия | Содержание работы |
1. | Предварительная работа | Чтение русской народной сказки
"Крылатый, лохматый и масляный" (Хрестоматия
для дошкольников). Вопросы для беседы - как жили друзья вначале? - почему у них все дружно да ладно получалось? - почему однажды воробей обиделся на своих друзей? как вы думаете, он был прав? - что случилось, когда друзья решили поменяться обязанностями? - что сказал в конце сказки блин? Почему он так сказал? Этюд "Встреча с другом". У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на дачу. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу. Дети выразительными жестами и мимикой должны передать свое ощущение. Ситуация - проба "Друг выдал вашу тайну". У вас есть тайна, о которой никто не должен знать. Вы доверяете её только своему самому близкому другу. А он открыто рассказал о ней другому мальчику Задание: Это предательство? Вы осуждаете его за это? Вы никогда бы так не поступили? Бывают ли случаи, когда это может быть оправдано? |
2. | Образовательная деятельность - 1 | Дидактическая игра "Угадай
настроение". Игра состоит из карточек с изображениями героев мультфильмов и пиктограмм различных эмоциональных состояний. Детям раздают по три карточки, каждой из которых следует подобрать пиктограмму, соответствующую эмоциональному состоянию героя. Чтение истории 25: "Девочки-школьницы славно играют. Кукол
своих на качелях качают. Потом учителю подражают.
Кукол своих письму обучают. "Они в игру не примут
меня", - про девочек-школьниц думаю я. Вдруг со
мной что-то произошло... Вопросы к обсуждению: - Свете хотелось поиграть с девочками школьницами? - что предприняла Света для осуществления своего желания? - какой поступок совершила Света? - Света подумала, прежде чем действовать? Ее поступок можно назвать обдуманным? - что почувствовала Мила? Мила обиделась? - что бы вы испытали на месте Милы? Вам было бы приятно такое отношение со стороны ваших друзей? - вы продолжали ли дружить со Светой? - Света подумала о последствиях своего поступка? - на месте больших девочек вы бы приняли Свету в игру? Подружились бы с ней? - как вы думаете, Свете станет стыдно, она пожалеет о последствиях своего поступка? - совершали ли вы поступки, за которые вам было бы стыдно? Упражнение "Необдуманный поступок".
Расскажите детям нижеприведенные истории, и
пусть ребята ответят на вопросы. |
3. | Образовательная деятельность - 2 | Упражнение "Надо было раньше
думать". Жили-были на свете друзья Коля и Петя.
Все бы хорошо, да вот только Коля часто над Петей
шутил, иногда и слово грубое мог сказать. Петя
один раз попросил не делать так больше, другой: А
потом подружился с Васей. Обидно стало Коле,
плохо одному, понял он свою ошибку. Подошел к
Пете. "Давай снова дружить, я тебя обижать не
буду", - сказал. "Надо было раньше думать", -
ответил Петя. Что он имел в виду? Коля ведь
думал, когда шутки свои сочинял? Повторное чтение истории 25. Вспомнить выводы сделанные на прошлом занятии. Вопросы для обсуждения: - вас когда ни будь, обижали друзья? А как вы вели себя по отношению к друзьям? Сожалели ли вы о своем поведении? - что легче - подружиться или поссориться? - если думать только о себе, делать так чтобы только вам было хорошо, станут ли с вами дружить? - из-за чего могут поссориться друзья? - можно ли потерять дружбу? Как ее сохранить? - можно ли обить друга нечаянно? - какие последствия бывают у плохих поступков? - кто лучше ответит на вопрос - тот кто думает или тот кто сразу скажет ответ? - какой поступок можно назвать необдуманным? - можно ли управлять своим поведением? Как? - всегда ли необдуманные поступки бывают плохими? Упражнение "Сначала хорошенько подумай".
Попросите детей сначала быстро ответить на
вопросы, а потом ответить, хорошенько подумав.
Когда ребята дали больше правильных ответов,
почему так получилось? Вопросы: |
4. | Домашнее задание | Толкование пословиц: "Друг ценный клад, недругу никто не рад"; "Кто скажет, если не друг"; "Бой красен мужеством, а приятель дружеством"; "Друг научит, а недруг проучит"; "Вежливость ничего не стоит, но приносит много". |
5. | Закрепление | Малоподвижная игра "Выбери друга". Под музыку дети ходят по группе, как только музыка заканчивается, дети должны образовать пары. И обосновать, почему выбрали именно этого человека. Упражнение "Друг в беде не бросит". Предложите детям представить следующую ситуацию: Вы хотите поиграть с незнакомыми ребятами. Вас принимают в игру, а вашего лучшего друга - нет. Что вы будете делать? Вы разбили вазу. Взрослые решили, что виноват ваш друг. Ругают его. Как вы поступите? Вы познакомились с мальчиком, у которого много красивых игрушек. А у вашего друга таких нет. Вы станете играть только с новым знакомым? Нужно ли ссориться с другом, если вы хотите играть в "догонялки", а он в "прятки"? |
Рассуждения детей на тему "Дружба"
Обозначает это что с кем - нибудь дружить, долго - долго. Что все вместе в садик ходить, рисовать один рисунок, играть. Потом в школу вместе пойдут, и день рожденья вместе празднуют. Надя И., 6 лет
Это значит мы кого - нибудь любим, уважаем, играем, мы с ним друзья. Это значит мы почти всегда вместе, и пишем и занимаемся. Алёша К., 6 лет
То, что все дружат друг с другом, никто никого не обижает. В выходные в гости приходят, и мы играем с игрушками. Старшим нужно уступать. Андрей И., 6 лет
Дружить с хорошим человеком, не ссориться, не драться за игрушки, играть вместе. Максим С., 6 лет
Дружить с девочками и мальчиками, играть вместе, делиться игрушками. Если вдруг поссоримся, можно помириться. Настя Б., 6 лет
Ну, это с детьми играть, когда дети с детьми дружат, иногда ссорятся - потом мирятся. Я вот подружке сказала, что у неё красивое платье. Аиша Ю., 6 лет
Когда дети играют вместе, гуляют, помогают друг другу, рисуют вместе, людей не обижать. Говорят о людях только хорошее. Эльвира А., 6 лет
Когда дружишь, играешь вместе. Когда зима - снеговика лепишь, снежки играешь. Толя Б., 6 лет
Это когда тебе дают поиграть тем, что ты хочешь. И надо говорить друг другу "спасибо", не говорить плохие слова. Лёня Г., 6 лет
Когда со всеми дружишь, всем помогаешь делами какими-нибудь хорошими. В гости приглашаешь и даришь подарки. Арсений З., 6 лет
Это дружить с ребятами. "Привет" - и уже подружились. Помогать людям надо. Даша Б., 5 лет
Играть - это дружить, и покупать кому - нибудь подарки. Бабушке, например. И дедушка - мой друг. Алёша Д., 5 лет