Программные задачи
- Закрепить знания детей о правах, гарантированных законами страны, в которой они живут. Сопоставить юридический, сложный, взрослый документ с событиями, происходящими с героями известных и любимых сказок;
- Формировать стремление активно участвовать в спектакле "Я и мои права";
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения ,использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения);
- Помочь детям в накоплении социального опыта.
Материалы и оборудование
- Книга - ширма "Наши права"
- Символы прав человека
- Декорации: леса, цветочной поляны "Страны Детства", замка Снежной Королевы, комнатки Золушки. Костюмы и атрибуты главных действующих лиц
Предварительная работа
Беседы:
- "Что такое право?"
- "Какие на свете были имена?"
- "Что может быть важнее жизни?"
- "Поговорим о здоровье."
- "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!"
- "Праздники в детском саду"
- "Любимые места отдыха саратовцев"
- "Что умеешь делать сам"
- "Все люди на большой планете, должны всегда дружить"
Занятия: Моё имя, Моя семья, "В здоровом теле - здоровый дух"
Развлекательно-интеллектуальная игра: Если хочешь быть здоров.
Дидактические игры: "Права ребёнка", "В мире сказок".
Рассматривание альбома: Ребёнок имеет право
Чтение книги А. Усачева "Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых"
Сюжетно - ролевые игры:"Семья", "Больница","На приёме у врача"
Чтение и драматизация сказок:
- К. Чуковский "Доктор Айболит"
- К. Чуковский "Федорино горе"
- Г.Х. Андерсен "Снежная королева"
- Ш. Перро "Красная Шапочка", "Золушка"
- А. Толстой "Золотой ключик"
Разучивание стихов, песен, танцев к театрализованному представлению "Мои права"
Главные действующие лица:
Ведущая, Дети - ведущие, Айболит, Федора, Снежная королева, Кай, Герда, Красная Шапочка, Волк, Буратино, Карабас-Барабас, Куклы, Золушка, Фея, Маленькие феи
Лесная аптека: Заяц, Волк, Медведь, Утка, Мартышка, Олени
Ведущая (обращается к детям): Дорогие ребята! Я вновь рада нашей встрече и приглашаю вас в путешествие...
По извилистой дорожке шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами
Шёл малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые и дети
О правах, что защищают их на свете
Дети - ведущие
Мальчик: Вот это да! Какая большая, красивая книга. И название нам уже знакомо. /Читает/ "Права ребёнка" (Рисунок 1)
Девочка: Давайте прогуляемся по страницам этой книги и посмотрим, в каких любимых сказках нарушаются права героев, а где они веселы, счастливы, смеются.
Ведущая: Дети, вы готовы отправиться в путешествие? Я буду перелистывать страницы книги, а вы вспомните о каких правах говорится в этих сказках
1 страница - Право на лечение и медицинский уход (Рисунок 2)
Ведущая (обращает внимание на символ):
- Что означает этот символ? (ответ - у каждого ребёнка есть право на лечение)
- Какой же герой поможет нам в этом разобраться? (ответ - Доктор Айболит)
Появляется доктор Айболит
Айболит: Здравствуйте, дети!
Вы не будете болеть, ну а вдруг случится,
Буду горлышко вам греть, в ноги класть горчицу,
К вам домой всегда приду, выпишу лекарства,
Ведь нельзя болеть вам всем, кашлять и сморкаться.
Мальчик-ведущий:
Добрый доктор Айболит он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и червячок, и медведица.
Айболит детей излечит
Он поможет всем на свете. Вот так!
Инсценировка "Лесная аптека"
Айболит: Да, ребята, вы вправе требовать, чтобы я вас лечил. Но что же обязаны делать вы, чтобы сохранить своё здоровье?
(Ответы детей)
Мальчик - ведущий:
Я хочу здоровым быть - буду с лыжами дружить.
Подружусь с закалкой, обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой. Буду сильным, крепким!
Девочка - ведущая:
По утрам и вечерам,
Открываю в ванной кран.
Я воды не пожалею
Уши вымою и шею.
Чищу зубы пастой мятной
Ароматной и приятной,
Щёткой действую умело,
Зубы будут очень белы.
Ребёнок:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Ведущая: Спасибо тебе Айболит. Оставайся с нами.
2 страница - Хороший уровень жизни (Рисунок 3)
Ведущая (перелистывает книгу, обращается к детям):
- Что означает этот символ? (Ответ - хороший уровень жизни)
- Наше путешествие продолжается.
(Под музыку выходит Федора.) (Рисунок 4)
(Музыка: А. Петрова из кинофильма "Старая, старая сказка")
Федора: Какое ещё путешествие. Я никуда не собиралась, я просто ищу свою посуду. /Плачет/ Ой, вы бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои!
Ведущая: Дети, вы узнали нашу гостью? /Ответы/
Ведущая: Вот теперь другое дело.
Девочка-ведущая:
Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое
И зубной порошок, и густой гребешок.
Давайте же мыться, плескаться
Купаться, нырять кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани
В реке, в ручейке, в океане, и в ванне, и в бане.
Всегда и везде - вечная слава воде!
Ведущая: Оставайся с нами Федора.
Девочка-ведущая: Значит, у нас должна быть чистая вода.
Мальчик-ведущий: И вкусная питательная еда! А чтобы всё это было, ребёнок должен воспитываться в семейном окружении или с теми, кто будет о нём заботиться. Право на семью
Ведущая: Дети, вспомните, герои какой сказки помогут нам в этом разобраться? (ответ - герои сказки "Снежная Королева")(Ведущая перелистывает страницу.)
3 страница - Воспитание в семейном окружении (Рисунок 5)
(Звучит музыка Г. Гладкова. На Оленях едет Герда) (Рисунок 6)
Ведущая: Что случилось Герда? Почему ты такая печальная? Ведь вы с Каем так дружно и весело живёте у бабушки?
Герда: Снежная Королева посадила Кая в свои санки и увезла с собой. Но я не отдам ей Кая. Я найду его.
Олени:
Знаем в царство мы дорогу,
Путь далёкий предстоит
В белоснежные чертоги
Мы бежим, бежим, бежим.
(Олени увозят Герду) (Декорации страны Снежной Королевы.На троне сидит Снежная Королева, Кай играет льдинками)
Кай: Ах, как тихо, скучно как нам!
Сн. Королева: Лучше, чем когда шум и гам!
Кай: Мы без семьи умрём от тоски.
Сн. Королева: Лучше нервы побереги.
Кай: Так и будем грустить мы вдвоём!
Сн. Королева: Да, зато спокойно живём!
(Выезжает на Оленях Герда. Музыка Г. Гладкова.)
Герда:
Вот и царство ледяное.
Да огромное какое,
И красиво как вокруг!
Только где мой верный друг.
А ... вот ты Кай!
Ответь же Кай!
Что молчишь ты? Отвечай!
Как далёк к тебе был путь.
Ты не хочешь и взглянуть.
Дай мне руку поскорей!
Ах, он снега холодней! (Плачет.)
Сн. Королева:
Как посмела ты сюда ко мне прийти?
Не отдам тебе я Кая, не проси,
Превращу тебя я в белые снега,
И оставлю здесь на долгие века.
Герда:
Ледяных твоих я взглядов не боюсь.
В дом родной с любимым братом возвращусь. /Плачет./
Кай! Посмотри же на меня, Это я - сестра твоя!
Ты такой холодный Кай, Дай-ка я тебя согрею! (Обнимает его.)
Сн. Королева:
Что-то вдруг тепло мне стало, сердце, сердце застучало,
Лишь малышка плакать стала, в моём сердце лёд растаял
И на радость детям всем стала доброй я совсем.
Слёзы, девочка, утри, и на Кая посмотри!
Герда: Кай!
Кай:
Ой, как сильно сердце бьётся! Что это горит в груди?
Герда, Герда, это ты?
Вот так встреча! Сейчас утро или вечер?
Герда:
День! Идём домой скорей!
Там ждёт нас бабушка
Бабушка родная
Мы очень дружим с ней
С нашей милой бабушкой
Нам будет веселей.(Уезжают вместе на оленях) (Рисунок 7)
Сн. Королева: Конечно, дети имеют право жить с теми, кто их любит, и заботится о них.
4 страница - Право на жизнь
Ведущая: Чтобы узнать с героями какой сказки нам предстоит встреча постарайтесь отгадать загадку:
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз
Кто-то страшный встретится девочке сейчас /Красная Шапочка/ (Рисунок 8)
Ведущая (перелистывает книгу) (Под музыку появляется Красная Шапочка, поёт песенку "Если долго по дорожке" (музыка А. Рыбникова, слова Ю. Ким). Выбегает Волк)
Волк: Стой, постой, сестрица, ты куда идёшь, девица?
Красная Шапочка:
Я иду вон в ту избушку, хочу проведать нашу бабушку,
А послала меня к ней моя матушка.
(Волк хватает Красную Шапочку за руку)
Красная Шапочка: Волк - волчище, отпусти, Волк-волчище, не тащи!
Волк: Я тебя не отпущу, я тебя здесь проглочу!
Красная Шапочка: Волк - волчище, отпусти, Волк-волчище, не тащи!
Волк:
Так и быть, отпущу, так и быть - не проглочу!
Бабушки не бойтесь, мамы успокойтесь,
Я не злой, не злой совсем вашу девочку не съем,
Я живу не в чаще, я ненастоящий!
(Танец Красной Шапочки и Волка)(Музыка Э. Грига) (Рисунок 9)
Ведущая /обращает внимание детей на символику, находящуюся на странице сказки "Красная Шапочка"/:
- О каком важном праве напомнили герои этой сказки? /Право на жизнь/
5 страница
- Дети имеют право на защиту от жестокого обращения
- Дети не должны выполнять непосильную работу
- Дети не должны использоваться в качестве рабочей силы
Девочка - ведущая (загадывает загадку):
Папа Карло полено в дом принёс
И начал что-то мастерить.
Полено стало говорить.
Ведущая: -Узнали этого героя? /Буратино/ (Перелистывает книгу) (Рисунок 10)
- Буратино приглашает всех детей в хоровод.
(Дети встают в 2 круга, танцуют танец под песню "Буратино" (слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова) (Рисунок 11)
Звучит громкая музыка, появляется Карабас-Барабас)
Карабас-Барабас: Кто это здесь веселится?
Ну-ка брысь отсюда! А где артисты из моего театра? /Обращается к Буратино/ Так это ты помешал представлению нашей комедии? Ну, Буратино, ты сделан из дерева и я сегодня растоплю тобой камин. /Держит его за шиворот/ Мой народец странный, глупый, деревянный. Кукольный владыка - вот кто я, поди-ка... Грозный Карабас, славный Барабас. Куклы предо мною стелются травою...
Танец - песня кукол.(слова Т. Гайдученко, музыка А. Петрова) (Рисунок 12)
К. Барабас:
У меня есть плётка - плётка в семь хвостов.
Пригрожу лишь плёткой - мой народец кроткий
Песни распевает, денежки сбирает
В мой большой карман, в мой большой карман.
(Куклы убегают вместе с Буратино за кулисы)
Ведущая (обращает внимание на символик):
Дети, что означают символы на странице этой сказки?
Мальчик-ведущий: Это же безобразие! Дети не должны использоваться в качестве рабочей силы!
Девочка-ведущая: Конечно. И никто не имеет право жестоко обращаться с ними. Поэтому куклы убежали от Карабаса. А Буратино добыл Золотой ключик, им они открыли волшебную дверь и оказались в волшебной стране.
6 страница
- Дети имеют право на отдых
- Дети не должны использоваться к качестве рабочей силы
- Все люди разные, но права у них одни
Ведущий: В нашей книге последняя страница. С кем же нам предстоит встреча? (Перелистывает страницу)
- Узнали этого героя? (ответы)
На сцене Золушка с метлой.
Золушка (поёт): (слова Е. Шварца, музыка А. Спадавеккиа)
Дразнят Золушкой меня
Оттого, что у огня,
Силы не жалея
В кухне я тружусь, тружусь
С печкой я вожусь, вожусь
И всегда в золе я. (Рисунок 13)
Золушка: Неужели не дождаться мне веселья и радости?
Ведь так и заболеть можно.
Ведь это очень вредно не ехать на бал, когда ты этого заслуживаешь! Хочу, хочу, чтоб счастье вдруг пришло ко мне! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди!
Звучит музыка (музыка И. Штрауса (вальс)).
появляется Фея с маленькими феями. (Рисунок 14)
Золушка: Крёстная! Дорогая крёстная! Ты всегда появляешься так неожиданно!
Фея: Ты хочешь поехать на бал?
Золушка: Очень хочу, но ...
Фея: Не спорь, не спорь, ты поедешь туда. Очень вредно не ездить на балы, когда ты заслужил этого. Ты поедешь на бал в карете, на шестёрке коней, в отличном бальном платье. Вот моя волшебная палочка. Сейчас буду делать чудеса! Мне помогут мои помощницы - маленькие Феи.
Маленькая фея: Мы не волшебницы, мы только учимся.
(Танец Фей)(музыка И. Штрауса (вальс))
Фея: Дорогая Золушка! Сегодня мы устроим необыкновенный бал в волшебной стране Детства и пригласим не него всех детей. Потому, что все дети имеют право на отдых /обращает внимание на символику/ и не должны выполнять тяжёлую работу. Всегда помните о том, что все люди разные, но права у всех одни. /Прикрепляет символику к странице книги /
(Открывается занавес, декорации волшебной страны Детства. Стоит карета. Из неё выходит Золушка.) (Рисунок 15)
Золушка: Много здесь друзей вокруг. Встаньте все со мною в круг.
Танец "Встаньте в круг"(музыка А. Спадавеккиа, слова Е. Шварца)
Мальчик-ведущий:
Будет всё хорошо. Солнце будет всходить.
Будет всё хорошо, если будем друг друга любить.
Девочка-ведущая:
И будет мир на всей Земле
И будет радостно в судьбе,
Все мы на этой Земле живём,
Земля - наш дом.
Земля - наш дом.
(Танец "Маленькая страна")(слова и музыка И. Николаева ) (Рисунок 16, 17)
Ведущая:
Окрашен мир во все цвета,
И это очень нужно
Пусть будет в мире красота,
Пусть будет в мире доброта,
Пусть будет в мире дружба.
Дети исполняют песню "Большой хоровод" слова Л. Жигалкиной и А. Хайта, музыка Б. Савельева
Литература
1. К. Чуковский "Айболит" - дети имеют право на лечение и медицинский уход
2. К. Чуковский "Федорино горе" - дети имеют право на хороший уровень жизни
3. Г.Х. Андерсен "Снежная королева" - дети имеют право на воспитание в семье
4. Ш. Перро "Красная Шапочка" - дети имеют право на жизнь
5. А.Толстой "Золотой ключик" - дети имеют право на защиту от жестокого обращения, дети не должны выполнять непосильную работу,
6. Ш. Перро "Золушка" - дети имеют право на отдых; дети не должны выполнять непосильную работу; все люди разные, но имеют одинаковые права