Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная – выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Цели урока:
- развивать знания учащихся о внутренней среде организма;
- сформировать знания о составе крови и ее функциях;
- сформировать знания об особенностях строения клеток крови в связи с выполняемыми функциями;
- раскрыть значение сохранения постоянства солевого состава плазмы крови;
- совершенствовать навыки работы учащихся с микроскопом и микропрепаратами;
- продолжить формировать навыки работы в группе
Ход урока
I. Проверка знаний.
II. Изучение нового материала.
Учитель: Продолжая изучать особенности внутренней среды организма человека, сегодняшний урок вы посвятите решению следующей проблемы
В чем заключаются особенность строения и функционирования плазмы и форменных элементов крови?
Организуется работа в группах (заранее подготавливается текст заданий, уч-ся произвольно распределяют их между членами своей группы)
Задания. Жидкая часть крови.
Задание 1. Рассчитайте общее количество крови в организме человека, если известно, что оно составляет 7% его веса. У всех ли людей одинаковое количество крови? (приведите примеры)
Ответ: Мы установили, что в организме взрослого человека и подростка разное кол-во крови (если вес взрослого 70 кг, то объем его крови- 4,9 литра; вес подростка 50 кг- 3,5 литра)
Задание 2.
1. Каким образом учеными был установлен состав крови (используя рисунок 43 и текст учебника стр. 84 расскажите об опыте).
Подпишите схему
2. В чем заключаются особенности крови как ткани? (стр. 35-36)
Ответ: Кровь образована соединительной тканью клетки, которой взвешены в жидком промежуточном веществе – плазме. Кроме того в ней не происходит размножения клеток. Пополнение старых, отмирающих клеток крови новыми осуществляется благодаря кроветворению, происходящему в красном костном мозгу, который находится в губчатом веществе всех костей
Задание 3. Подготовьте рассказ о химическом составе плазмы крови (используйте текст учебника на стр. 84).
Составьте схему.
Задание 4. В нормальных условиях концентрация солей в плазме = концентрации солей в клетках крови. Что произойдет, если равновесие концентрации солей нарушится? Как это отразится на организме человека? (используя лабораторное оборудование, клетки кожицы лука, концентрированный раствор поваренной соли NaCl, воду пронаблюдайте и опишите эти явления)
Почему многие клетки при перемещении их в дистиллированную воду мгновенно гибнут?
Ответ: Вода из цитоплазмы будет двигаться в среду содержащую раствор соли большей концентрации, так как вода растворитель и легко проходит через мембрану (движется в сторону раствора с большей концентрацией растворенного вещества), это может привести к обезвоживанию организма и серьезным последствиям; при погружении клетки в раствор дистиллированной воды, вода начнет интенсивно проникать внутрь клетки, что приведет к разрыву оболочки.
Какие органы человеческого организма поддерживают постоянную концентрацию солей в организме?
Ответ: Почки и кожа, благодаря нервно-гуморальной регуляции
В чем заключаются функции плазмы крови?
Ответ: функции плазмы – транспортная, выделительная, гуморальная…
Клетки крови. Задания.
Назовите одну из самых главных функций крови (транспорт кислорода)
Задание 5. В 5 литрах крови человека может раствориться около 100 мл кислорода, а для удовлетворения потребности организма его нужно около 200 мл в минуту.
Каким образом организм получает нужное количество кислорода?
Ответ: Если кровь не обеспечивает потребности организма в кислороде, растворяя его в себе, значит, в крови должны быть вещества, способные химически связывать кислород и в виде соединений транспортировать его к тканям
Такие химические вещества называются «дыхательными пигментами»
Задание 6.
- У человека цвет крови красный, у речных раков, скорпионов, пауков, осьминогов, каракатиц – синяя. Объясните причину разной окраски крови.
- Почему среди всех дыхательных пигментов наибольшее распространение получил гемоглобин?
- Запишите химические реакции связанные с транспортом кислорода в организме.
Ответ 1: у этих животных в крови имеется медь
Пигмент гемоцианин – белок содержащий медь, окисленная форма которого имеет синий цвет, восстановленная – бесцветный.
Самый распространенный дыхательный пигмент у животных гемоглобин (белок содержащий железо) окисленная форма которого имеет оранжево-красный цвет, а восстановленная форма – пурпурно-красный.
Ответ 2: Гемоглобин по сравнению с другими дыхательными пигментами может больше связывать кислорода
У позвоночных животных гемоглобин находиться в специальных клетках крови – эритроцитах.
ЭРИТРОЦИТ – от греч. «эритрос» – красный, «цитос» – клетка, сосуд
Впервые эти мельчайшие тельца в крови с помощью микроскопа увидел торговец сукном… Антони Ван Левенгук
Задание 7.
1. Объясните, как влияет форма предмета на площадь его поверхности. У какого предмета площадь поверхности больше – у шарика или двояковогнутого диска (при условии одинаковых объемов)? Используя пластилин, создайте модели этих форм.
2. Какие еще приспособления к транспорту наибольшего количества кислорода возникают в процессе развития эритроцита? (стр.84-85) Общая поверхность эритроцитов составляет 3800 м2. Это в 1500 раз больше поверхности человеческого тела.
Ответ: Площадь поверхности больше у двояковогнутого диска, что способствует большему захвату кислорода; так же эритроциты лишились клеточного ядра, место которого занимает гемоглобин.
Задание 8. Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. Используйте лабораторное оборудование и микропрепараты крови человека и лягушки. Определите принадлежность этих микропрепаратов. Дайте необходимые пояснения (стр. 85)
Ответ: Крупные эритроциты, содержащие ядро, человеку принадлежать не могут. Следовательно, это кровь лягушки. Мелкие безъядерные эритроциты могут принадлежать человеку, но и так же другим млекопитающим, поэтому дать окончательный ответ невозможно
Давайте подведем итоги особенностей клеток крови эритроцитов.
Задание 9. Заполните таблицу
КЛЕТКИ КРОВИ
НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ | КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ | ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ |
ЭРИТРОЦИТЫ |
Для нормального созревания эритроцитов, необходимо. Чтобы в костный мозг поступало ежедневно несколько миллионных долей грамма витамина В 12. Недостаток этих бесконечно малых количеств витамина В12 к тяжелейшему заболеванию – злокачественному МАЛОКРОВИЮ. Костный мозг таких больных переполнен незрелыми эритроцитами, что приводит к потере способности не только ходить, но и твердо стоять на ногах.
ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»
Задание 10.
1. Ученые долгое время не могли определить функцию этих клеток. При их открытии лимфоциты были приняты за посторонние организму существа, паразитирующие в нем.
Какая особенность этих клеток позволила ученым сделать столь неверный вывод?
Лишь в 1882 году И.И. Мечников выяснил функцию этих клеток (награжден Нобелевской премией)
2. Опишите механизм фагоцитоза (используя рис. 45 стр. 87 и знания о функциях органоидов клетки стр. 30, 31)
Задание 11.
1. В чем заключаются особенности лейкоцитов, дайте характеристику этим клеткам крови.
ЛЕЙКОЦИТ от греч. «леуцос» – «белый, бесцветный»
Заполните таблицу (стр.86)
КЛЕТКИ КРОВИ
НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ | КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ | ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ |
ЛЕЙКОЦИТЫ: 1.ФАГОЦИТЫ: НЕЙТРОФИЛЫ – 70% МОНОЦИТЫ – 4% 2. ЛИМФОЦИТЫ – 24% |
|
Лимфоциты образуют АНТИТЕЛА (защитные белки), которые нейтрализуют или уничтожают попавшие в организм чужеродные клетки и чужеродные вещества.
ЛЕЙКОЦИТОЗ – увеличение количества лейкоцитов свыше нормы (например, при инфекциях, воспалительных процессах, опухолях, инфарктах…)
Задание № 12.
ТРОМБОЦИТЫ от греч. «тромбос» – «пробка, сгусток крови»
«цитос» – « клетка»
В чем заключаются особенности тромбоцитов, дайте характеристику этим клеткам крови
Заполните таблицу
КЛЕТКИ КРОВИ
НАЗВАНИЕ КЛЕТКИ | КОЛИЧЕСТВО В 1 ММ | ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФУНКЦИИ | МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ | ВРЕМЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ |
ТРОМБОЦИТЫ | 200-400 тысяч |
Задание 13.
1. При порезе пальца кровь свертывается. Почему? (поясните процесс свертывания крови стр. 86-87)
2. Почему тромб красный?
Свертывание крови – защитная реакция организма, но если вдруг кровь начнет свертываться внутри сосуда, это может быть для человека очень опасным.
Так же опасно для человека противоположный процесс – несвертываемость крови ГЕМОФИЛИЯ
Анализ крови – один из показателей состояния здоровья человека, исследуя состав крови можно выявить нарушения гомеостаза(работа с бланками анализ крови, показатель СОЭ и его значение)
Какие функции выполняет кровь?
Ответ: Транспортную, защитную, регуляторную, биокаталитическую.
Домашнее задание: ответы на вопросы к параграфу, заполнение таблицы клетки крови.