Цели:
- Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учащихся в проверке парных согласных на конце слова;
- Формировать навыки грамотного письма;
- Повторить правописание словарных слов;
- Уточнить различие между звонкими и глухими согласными звуками;
- Развивать фонематический слух;
- Доказать значимость имен прилагательных;
- Совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, глагола, имени прилагательного.
Оборудование: тетради, ручки, воздушные шары, зажимы, экран, проектор, компьютер, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Сегодня прекрасный день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: “У нас все получится!”
2. Словарно-орфографическая работа.
- Посмотрите на доску. Перед вами изографы. Расшифруйте эти слова и запишите их.
Один ученик у доски, а все остальные в тетрадях записывают полученные слова и выделяют орфограммы (это те буквы, написание которых нужно проверить или запомнить).
- Можно ли проверить написание этих слов? (нет)
- Значит, какие это слова? (словарные слова)
3. Основная часть.
- Посмотрите, что нам принес воробей? (шары)
- Но шары не простые в них слова. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, о чем пойдет речь на занятии.
(Ученики отвечают на вопросы: “какое слово нам принес воробей?Какую букву ты вставишь и почему?” и т.д.)
- Догадались, о чем пойдет речь на занятии. (О парных согласных и т.д.)
- Правильно. Тема нашего занятия “Правописание парных согласных на конце слова”. Вспомните все парные согласные звуки.
(Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш, В-Ф)
- Посмотрите на доску и скажите, какие согласные находятся над чертой?
- Какие согласные находятся под чертой?
- В чем их разница?
(Согласные, которые произносятся с “выключенным” голосом и состоят только из шума, называются глухими.Звуки, которые произносятся с участием голоса, называются звонкими.)
- Посмотрите, воробей принес нам еще несколько недописанных слов.
Выполните это задание у себя в тетрадях. Как напишите, положите ручки.
Помните:
Парные согласные самые опасные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Сделаем проверку.
(Ученики отвечают на вопрос: “Прочитайте первое слово, какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? Почему? Назовите проверочное слово.Почему согласный звук теперь слышится четко? Какую букву вы вставили? и т.д.)
- Молодцы, не зря воробей так долго летал. За ваши хорошие ответы он принес вам воздушные шары. Надуйте их.
(дыхательная гимнастика)
- Посмотрите на доску и прочитайте, что просит вас сделать воробей.
(ученики описывают свои шарики)
- Ребята, так как у нас мало времени и все не успеют на занятии выполнить просьбу воробья, то дома все напишут маленький рассказ описание о своем шарике. Для описания шарика используйте такие слова, как красный, большой, круглый, длинный, витой, тугой и т.д. Скажите, к какой части речи относятся названные слова?
(Имя прилагательное.) Для чего нам нужны имена прилагательные?
(Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.)
Молодцы!
4. Физкультминутка.
- Устали. Давайте отдохнем, а заодно повторим звонкие и глухие согласные звуки. Если в начале слова я назову звонкий звук, вы хлопните в ладоши, а если глухой – присядете.
Флаг – враг, голос – колос, кость – гость, пар – бар, бочка – почка, жалость – шалость, том – дом, день – тень, зуб – суп, зайка – сайка.
5. Основная часть. (Продолжение)
- Прочитайте загадку, напишите отгадку.
- Ребята, какие мы видим орфограммы в слове мороз?
(словарное слово, надо запомнить, что в этом слове пишется буква О, и относится к правилу“Правописание парных согласных на конце слова”)
- подберите синонимы к слову МОРОЗ.
(Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)
(Холод, стужа)
- подберите антонимы к слову МОРОЗ.
(Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.)
(Жара, зной)
Ученик читает задание, написанное на доске.
(Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи.)
От мороза тетерева попрятались в глубокий снег.
- Выполните задание в тетрадях.
Проверка.
- Найдите в этом предложении имя прилагательное.
- Как вы определили, что слово ГЛУБОКИЙ является именем прилагательным?
- Есть ли в этом предложении слова, относящиеся к теме нашего занятия: “Правописание парных согласных на конце слова”?
(Снег)
- Сделайте фонетический разбор слова СНЕГ.
6. Итог.
- Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, что воробей просил вас сделать дома.
- Как звучала тема нашего занятия? Как проверить парную согласную на конце слова? Приведите свои примеры.
- Урок окончен. До свидания.