Урок русского языка. Тема: "Правописание парных согласных на конце слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели:

  1. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учащихся в проверке парных согласных на конце слова;
  2. Формировать навыки грамотного письма;
  3. Повторить правописание словарных слов;
  4. Уточнить различие между звонкими и глухими согласными звуками;
  5. Развивать фонематический слух;
  6. Доказать значимость имен прилагательных;
  7. Совершенствовать навыки определения признаков частей речи: имени существительного, глагола, имени прилагательного.

Оборудование: тетради, ручки, воздушные шары, зажимы, экран, проектор, компьютер, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня прекрасный день. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: “У нас все получится!”

2. Словарно-орфографическая работа.

- Посмотрите на доску. Перед вами изографы. Расшифруйте эти слова и запишите их.

Один ученик у доски, а все остальные в тетрадях записывают полученные слова и выделяют орфограммы (это те буквы, написание которых нужно проверить или запомнить).

- Можно ли проверить написание этих слов? (нет)

- Значит, какие это слова? (словарные слова)

3. Основная часть.

- Посмотрите, что нам принес воробей? (шары)

- Но шары не простые в них слова. Если вы правильно выполните задание, то узнаете, о чем пойдет речь на занятии.

(Ученики отвечают на вопросы: “какое слово нам принес воробей?Какую букву ты вставишь и почему?” и т.д.)

- Догадались, о чем пойдет речь на занятии. (О парных согласных и т.д.)

- Правильно. Тема нашего занятия “Правописание парных согласных на конце слова”. Вспомните все парные согласные звуки.

(Б-П, Д-Т, З-С, Г-К, Ж-Ш, В-Ф)

- Посмотрите на доску и скажите, какие согласные находятся над чертой?

- Какие согласные находятся под чертой?

- В чем их разница?

(Согласные, которые произносятся с “выключенным” голосом и состоят только из шума, называются глухими.Звуки, которые произносятся с участием голоса, называются звонкими.)

- Посмотрите, воробей принес нам еще несколько недописанных слов.

Выполните это задание у себя в тетрадях. Как напишите, положите ручки.

Помните:

Парные согласные самые опасные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!

Сделаем проверку.

(Ученики отвечают на вопрос: “Прочитайте первое слово, какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? Почему? Назовите проверочное слово.Почему согласный звук теперь слышится четко? Какую букву вы вставили? и т.д.)

- Молодцы, не зря воробей так долго летал. За ваши хорошие ответы он принес вам воздушные шары. Надуйте их.

(дыхательная гимнастика)

- Посмотрите на доску и прочитайте, что просит вас сделать воробей.

(ученики описывают свои шарики)

- Ребята, так как у нас мало времени и все не успеют на занятии выполнить просьбу воробья, то дома все напишут маленький рассказ описание о своем шарике. Для описания шарика используйте такие слова, как красный, большой, круглый, длинный, витой, тугой и т.д. Скажите, к какой части речи относятся названные слова?

(Имя прилагательное.) Для чего нам нужны имена прилагательные?

(Имена прилагательные нужны для точности описания и уточнения.)

Молодцы!

4. Физкультминутка.

- Устали. Давайте отдохнем, а заодно повторим звонкие и глухие согласные звуки. Если в начале слова я назову звонкий звук, вы хлопните в ладоши, а если глухой – присядете.

Флаг – враг, голос – колос, кость – гость, пар – бар, бочка – почка, жалость – шалость, том – дом, день – тень, зуб – суп, зайка – сайка.

5. Основная часть. (Продолжение)

- Прочитайте загадку, напишите отгадку.

- Ребята, какие мы видим орфограммы в слове мороз?

(словарное слово, надо запомнить, что в этом слове пишется буква О, и относится к правилу“Правописание парных согласных на конце слова”)

- подберите синонимы к слову МОРОЗ.

(Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи.)

(Холод, стужа)

- подберите антонимы к слову МОРОЗ.

(Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.)

(Жара, зной)

Ученик читает задание, написанное на доске.

(Спишите предложение, подчеркните главные члены предложения, определите части речи.)

От мороза тетерева попрятались в глубокий снег.

- Выполните задание в тетрадях.

Проверка.

- Найдите в этом предложении имя прилагательное.

- Как вы определили, что слово ГЛУБОКИЙ является именем прилагательным?

- Есть ли в этом предложении слова, относящиеся к теме нашего занятия: “Правописание парных согласных на конце слова”?

(Снег)

- Сделайте фонетический разбор слова СНЕГ.

6. Итог.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Вспомните, что воробей просил вас сделать дома.

- Как звучала тема нашего занятия? Как проверить парную согласную на конце слова? Приведите свои примеры.

- Урок окончен. До свидания.

Приложение.