Воспитать положительное отношение ребенка к своему творческому объединению, дать понять важность и необходимость обучения в учреждении дополнительного образования эколого-биологической направленности, вызвать желание быть юннатом, дать необходимые знания об окружающем мире, возбудить уважение к личности и профессии педагога, развить творческие способности, любовь к природе - задача каждого педагога дополнительного образования.
Большую помощь в решении этой задачи педагогу дополнительного образования может оказать игра, выступая как метод обучения и воспитания, постоянная спутница детства. Педагог должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом учащихся для достижения определенных педагогических целей.
Игра - это активный метод обучения и воспитания, который позволяет учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес.
За основу предлагаемой методической разработки занятия в творческом объединении "Природа и человек" взята популярная телевизионная игра "Поле чудес".
":природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык..."
Ф. Тютчев.
Цели и задачи занятия:
- расширить знания учащихся о флоре и фауне родного края;
- закрепить знания о взаимосвязи человека и природы;
- развивать познавательный интерес, логическое мышление, память;
- воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Возраст учащихся: 8 лет.
Оборудование: игровой барабан, магнитная доска, две шкатулки, красочно оформленный конверт, призы, музыкальный центр, аудиозапись с голосами птиц, гербарии растений, цветные плакаты с изображением животных, растений, рыб.
Методы и методические приемы: игра, словесный, наглядный, демонстрационный, рассказ
Ход занятия
Приветствие всех участников занятия.
Ведущий:
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о природе родного края. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: "Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы, а человеку нужна Родина".
Живем мы в Астраханской области. Наш край удивительный. Это- обилие рек, озер, множество островов и островков, извилистых водных проток и морских заливов, песчаные барханы, уникальное соленое озеро Баскунчак, единственная в крае гора Большое Богдо. Природа Астраханской области поражает своим богатством и разнообразием. На равнинах степей можно увидеть реликтовую антилопу - сайгака, в камышовых зарослях - кабана, а на взморье - каспийского тюленя.
Ребята, нам пришло письмо. Письмо прислала мудрая Сова, она предлагает нам поиграть в игру и определить лучшего знатока природы нашего края (в конверте загадки для отборочного тура и правила игры.)
Отборочный тур.
Для игры нужно выбрать 9 игроков.
Загадки Совы:
Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок -
Остался стебелек. (одуванчик)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она,
Вся от ягоды черна. (черемуха)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (береза)
На когтях на ствол сосновый,
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу. (дятел)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит, никому не говорит. (ива)
Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху блюдо, снизу блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)
Вьется веревка, на конце - головка.
(змея, уж)
Ознакомление с правилами игры.
Правила игры:
- Играющие не должны подсказывать друг другу.
- Если участник игры не отгадал букву, ход переходит к другому игроку.
- Если стрелка укажет на сектор "П", что значит "приз", то участник может выбрать приз или продолжить игру.
- Если стрелка укажет на сектор "Б", что значит "болото", то все набранные очки "сгорят" и ход перейдет к сопернику.
- Если стрелка укажет на сектор "Х", что значит "ход", то ход переходит к другому участнику.
- Если участник отгадал подряд три буквы, то он может выбрать шкатулку из дух предложенных. В одной из шкатулок - приз.
- Если стрелка укажет на сектор с изображением мудрой Совы, то участник может открыть любую букву в слове.
Первый тур. "Зеленый целитель".
Ведущий: С ранней весны и до поздней осени в поле, в займище реки Ахтубы, в степи, на лугу и даже у дороги растут лекарственные растения. Еще в древние времена наши предки лечили разные болезни с помощью растений. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. ( краткий рассказ педагога о лекарственных растениях края например, о подорожнике, чистотеле, чабреце, солодке с демонстрацией гербария )
Задание.
Травка та растёт на склонах,
И на холмиках зелёных.
Запах крепок и душист,
А её душистый лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отгадай?
Ответ: душица.
Второй тур. "Угадай птицу".
Звучит аудиозапись с голосами птиц.
Ведущий: В нашем крае по берегам рек Ахтубы и Волги обитают разные птицы. Это грачи и серые вороны, трясогузки и воробьи, синицы, скворцы, садовые славки и мухоловки, многочисленные кукушки, дятлы, ушастые совы, кобчики (рассказ педагога о птицах и видах гнезд самых распространенных птиц местности)
Задание.
На ивах и других деревьях часто можно встретить висящие над водой гнезда- рукавички. Назвать птицу-синицу, которой они принадлежат?
Ответ: ремез.
Третий тур. "Красная" рыба.
Ведущий:
Астраханская область - рыбный край. Водные просторы нашей области населяют около 120 видов рыб. Это такие как сазан, лещ, судак, язь, щука, налим, сом, окунь, ерш, жерех. "Красная" рыба - слава Астраханского края. (Рассказ педагога о видах осетровых рыб, демонстрация объектов)
Задание.
Самая маленькая рыба из осетровых пород.
Ответ: стерлядь.
Суперигра "Все это называется природа".
Задание.
Поле, речка и трава.
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса
Гром, туманы и роса,
Человек и время года - все это можно назвать одним словом. Каким?
Ответ: природа.
Задание зрителям.
Прочитать стихотворение о природе.
Подведение итогов занятия. Награждение.