Внеклассное мепроприятие по физике. Игра "Что? Где? Когда?"

Разделы: Физика, Внеклассная работа

Класс: 11


Цель: научить применять знания, полученные на уроках физики, в новой нестандартной ситуации, повысить мотивацию и осознанность обучения, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки коллективной работы.

Задачи:

  • образовательные:  закрепление и углубление знаний учащихся, полученных на уроках физики, с учетом принципа профессиональной направленности обучения, межпредметных связей физики и биологии.
  • развивающие:  развитие творческих и речевых навыков, развивать умение делать выводы, развивать у учащихся интерес к предмету;
  • воспитательные:  воспитание самостоятельности учащихся, активной жизненной позиции, культуры поведения, содействовать трудовому воспитанию учащихся.

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Презентация;
  • Для игры необходимо разместить парты по периметру класса, а в центре установить стол. На столе расположить юлу со стрелкой и разложить конверты вопросам от зрителей (среди зрителей присутствуют и те учащиеся, которые подготовили вопросы к игре). Класс украшают воздушными шарами. На стене прикрепляется стенгазета "Что? Где? Когда?", табло для ведения счета в игре, необходимо предусмотреть музыкальную паузу (воспроизведение музыки или номер от учащихся).

Ход мероприятия

Организационный момент. Звучит отрывок из арии Германа ("Что наша жизнь...")

Приветственное слово учителя. Представление членов жюри, знатоков, зрителей. Знакомство участников игры с правилами судейства в случае спорных вопросов.

Игра. Волчком выбирают вопрос. На интерактивной доске появляется слайд с вопросом, после ответа знатоков, на экран выводят правильный ответ и озвучивают его.

В конце игры подводится итог, вручают памятные призы.

Вопрос № 1

Уважаемые знатоки! В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой от другого. При Академии наук с такой задачей справляются.

Как разъединяют листы в указанном случае?

Ответ: свиток электризуют: соседние части, получающие одноименный заряд - отталкиваются и аккуратно, без повреждений разделяются. Затем нетрудно умелыми руками развернуть свиток и наклеить его на плотную бумагу.

Вопрос № 2

Уважаемые знатоки! Без этого растения не обойтись в парфюмерии, его употребляют в пищу, одновременно с этим - при неправильном использовании оно ядовито. А если в него воткнуть медную и цинковую пластинки, то получается источник тока, способный питать 1,5 В лампочку.

О каком растении идет речь?

Ответ: о картофеле (в парфюмерии используют картофельный крахмал; в пищу употребляют клубни этого растения; после цветения образуются плоды, которые ядовиты).

Вопрос № 3

Внимание! Черный ящик.

Уважаемые знатоки! Самые современные приборы для измерения глубин - лоты. В настоящее время ими снабжены все суда морского флота. В зависимости от принципа устройства различают ручные, механические и электромеханические лоты (эхолоты). Наиболее простой - ручной лот. Им измеряют глубины до 50м, при скорости не больше 3-4 узлов. Он состоит из свинцовой или чугунной гири, массой 3-5кг. Одновременно с измерением глубины берут пробу грунта, что помогает выбрать место якорной стоянки. Для этого в нижней части лота делают выемку и заполняют ее смесью мела и ... тем, что лежит в черном ящике.

Что лежит в черном ящике?

Ответ: в черном ящике лежит сало. Выемку заполняют смесью мела и сала (ил или песок прилипает и смеси, а каменистый грунт делает в ней вмятины).

Вопрос № 4 (блиц)

Вопрос № 1 Уважаемые знатоки! Прослушаете отрывок из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин":

Татьяна на широкий двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна...
Чу... снег хрустит... прохожий;
Дева к нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева...

Почему снег под ногами у прохожего хрустит?

Ответ: ломается кристаллическая решетка снежинок.

Вопрос № 2. Уважаемые знатоки! Прочтем стихи Н. Гумилева (предпоследняя строчка изменена):

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но знак печалей и ненастий,
Огни красивые, там ярко светятся,
Усеяв борт его и снасти.

О каком явлении пишет Гумилев? Какие это огни?

Ответ: о коронном разряде (Огни Святого Эльма).

Вопрос № 3. Уважаемые знатоки! Поэма Лукреция Кара " О природе" вещей".

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

Множество маленьких тел в темноте, ты увидишь, мелькая

Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах...

Увидишь ты там, как много пылинок меняют

Путь свой от скрытых толчков и опять отлетают обратно,

Всюду туда и сюда разбегаясь во всех направленьях...

О каком явлении пишет Лукреций Кар?

Ответ: о броуновском движении.

Вопрос № 5

Уважаемые знатоки! Перед вами схема электромагнитного сепаратора, с помощью которого происходит отделение семян культурных растений от семян сорняков.

Объясните, каким образом происходит отделение одних семян от других (культурных от сорняков)?

Ответ: семена перемешивают со специальным порошком из железных опилок и мела. К шероховатым семенам сорняков такой порошок хорошо прилипает. А к гладким семенам культурных растений (льна и клевера) нет. Шероховатые семена, покрытые железным порошком, намагничиваются и в результате действия с магнитным полем электромагнита их движение искривляется, и они поступают в специальный приемник.

Вопрос № 6

Уважаемые знатоки! Многие из нас любят путешествовать, предпочитая перемещаться из одного города в другой, используя железную дорогу. Интересный факт: при укладке железнодорожного полотна между рельсами оставляют зазор. Этот зазор, при длине рельсов 8м., должен составлять 6мм. Это естественно, ведь в летние жаркие дни рельсы удлиняются.

Почему при укладке трамвайных рельсов таких зазоров не оставляют?

Ответ: при укладке трамвайных рельсов, нельзя по техническим условиям, оставлять зазоры. Вследствие погружения их в почву, температурные колебания не так велики, да и сам способ укладки препятствует их боковому искривлению.

Вопрос № 7 (видеовопрос)

Уважаемые знатоки! Посмотрите отрывок из фильма Пола Верховена " Звездный десант".

Что в этом сюжете с точки зрения физики неверно и почему?

Ответ: В открытом космосе, в вакууме могут распространяться лишь электромагнитные волны. Звуковые же - не могут, так как там практически нет частиц среды, способных предавать звуковые колебания. А в ходе просмотра сюжета мы видим не только вспышки света, но и треск разламывающихся кораблей в космосе.

Вопрос № 8

Уважаемые знатоки! Прослушайте данную информацию:

В листьях растений третьей планеты, под действием лучей этой звезды, дающий непрерывный спектр, протекает процесс фотосинтеза, и листья становятся зелеными. Это замечают и птицы семейства воробьиных, которые летят к нам в постройки, и мы судим о смене времен года.

Какое стихотворение закодировано в этом эпизоде?

Ответ:

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.

Вопрос № 9

Уважаемые знатоки! На бройлерных фабриках нужно взвешивать кур и цыплят, чтобы определить их ежедневный привес. Но на рычажных весах курица не стоит неподвижно, а все время двигается, что не дает правильно определить ее вес.

Как "успокоить" курицу на весах?

Ответ: курицу осветить резкой вспышкой света и она на мгновение оцепенеет.

Вопрос № 10

Уважаемые знатоки!

Что произойдет, если космонавт, выйдя из корабля в открытый космос, откроет сосуд с водой?

Ответ: из-за малого давления вода начнет кипеть и испаряться, резко охладится и затвердеет. Процесс испарения при этом с поверхности замерзшей воды будет продолжаться, но медленно.

Вопрос № 11

Уважаемые знатоки!

Почему во время ВОВ партизаны прикладывали ухо к рельсам, чтобы определить приближение вражеского состава. А на Руси, чтобы услышать приближение врага, прикладывали ухо к земле.

Ответ: скорость распространения звука в твердых телах больше, чем в жидкостях или газах.

Список литературы.

  1. И.А. Карабанов, В.К. Калоша " Профессиональная ориентация учащихся на уроке физики". Минск, " Народная асвета", 1983
  2. Л.Ф. Черниев "Азбука физики", Москва, "Транспорт", 1984
  3. М.Е. Тульчинский качественные задачи по физике. Москва, "Просвещение", 1972
  4. А.С. Ехонович, О.Ф. Кабардин, Ю.А. Коварский Хрестоматия по физике. Москва, "Просвещение", 1982
  5. И.Я. Перельман Занимательная физика. Москва, 1990
  6. Газета "Физика", еженедельное приложение к газете " 1 сентября", № 19, 2000
  7. Н. И. Зорин Элективный курс "Элементы Биофизики", Москва, "Вако", 2007