Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.
Тип урока – комбинированный.
Образовательные задачи урока:
- способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
- способствовать осознанию основного фактического материала;
- способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
- выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.
Развивающие задачи урока:
- способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.
Воспитательные задачи урока:
- способствовать развитию творческого мышления;
- способствовать развитию экологического сознания
Используемый учебник:
Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, [1] с.: ил.
Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».
Ход урока
Структура урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1. Оргмомент | ||
2. Актуализация знаний | Проговаривает основные понятия,
изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12. Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1) (Слайд 2). |
Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов. |
Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). | Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника. | |
3. Целеполагание и мотивация | Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). | Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями. |
4. Первичное усвоение учебного материала | Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). | Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах. |
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. | Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником. |
Изучая этап дробления, предлагает
разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в
роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из
полученных частей пополам. Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15). |
Учащиеся в парах с помощью ножниц
каждую половину разрезают на части, моделируя
процесс митоза. Полученные части-клетки
многоклеточного зародыша располагают на
пластинке из пенопласта и закрепляют швейными
булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах. |
|
Переходя к этапу гаструляции,
предлагает смоделировать поперечный разрез
через бластулу и оставить на полученных моделях
лишь части-клетки расположенные по кругу. Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22). |
Вторая группа знакомит с информацией,
полученной в ходе изучения этапа гаструляции.
Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют
впячивание, свойственное гаструляции ланцетника
(рисунок 6).
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах. |
|
Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). | Третья группа знакомит с информацией,
полученной в ходе изучения этапа органогенеза. Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах. |
|
6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний | Проводит обобщение знаний по основным
вопросам (Слайд 28): – Что происходит на каждом
этапе в ходе эмбрионального развития? Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29). |
Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо». |
7. Информация о домашнем задании | Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе. | |
8. Рефлексия (подведение итогов) | За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. | Определяют степень достижения цели
урока. Высказывают свое мнение о ходе урока. |