Урок биологии. Тема: "Эмбриональный период развития организмов". 9-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель урока – познакомить учащихся девятого класса с особенностями стадий эмбрионального развития организмов.

Тип урока – комбинированный.

Образовательные задачи урока:

  • способствовать изучению и усвоению основной биологической терминологии;
  • способствовать осознанию основного фактического материала;
  • способствовать формированию представления об эмбриональном периоде развития организмов;
  • выявить последствия нарушения нормального хода эмбрионального развития.

Развивающие задачи урока:

  • способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, умению отвечать на вопросы по содержанию текста учебной части.

Воспитательные задачи урока:

  • способствовать развитию творческого мышления;
  • способствовать развитию экологического сознания

Используемый учебник:

Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений/С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287, [1] с.: ил.

Материалы и оборудование: плитка из пенопласта – 10 шт. (15 x 15 см), швейные булавки (по 32 шт. на парту), ножницы (каждому ученику), круг из цветной бумаги – 10 шт. (диаметр 10 см), рабочие листы учащихся – на каждого ученика (приложение 2), электронная презентация «Эмбриональный период развития организмов».

Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Оргмомент    
2. Актуализация знаний Проговаривает основные понятия, изученные ранее в главе 11 (п. 28), в главе 12.
Проводит блиц-опрос (см. Приложение 1) (Слайд 2).
Участвуют в блиц-опросе, пытаются определить название животного, скрытого на правой стороне доски под пронумерованными табличками. Количество табличек соответствует количеству вопросов.
Раскрывает понятие онтогенез, его периоды; выделяет для изучения на уроке эмбриональный период развития, дает его определение (Слайды 3-4). Сопоставляют изображение одноклеточной зиготы с изображением многоклеточного ланцетника.
3. Целеполагание и мотивация Способствует формулированию цели урока (Слайд 5). Формулируют цель урока – познакомиться с особенностями стадий эмбрионального развития организма, способствующих возникновению многоклеточного организма с дифференцированными органами и тканями.
4. Первичное усвоение учебного материала Организует работу с рабочими листами (см. Приложение 2); разбивает учащихся по рядам на три группы (соответственно этапам эмбрионального периода) (Слайд 6). Учащиеся в группах находят ответы на вопросы, формулировки определений, вставляют пропущенные слова в рабочих листах.
5. Осознание и осмысление учебного материала. Обращает внимание на возможность моделирования процессов эмбрионального развития; организует работу по конструированию этапов эмбрионального развития. Первая группа, изучающая стадию дробления, знакомит с информацией, полученной в ходе работы с учебником.
Изучая этап дробления, предлагает разрезать круг из цветной бумаги, выступающий в роли одноклеточной зиготы, а затем и каждую из полученных частей пополам.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования бластулы, ее строение (Слайды 7-15).
Учащиеся в парах с помощью ножниц каждую половину разрезают на части, моделируя процесс митоза. Полученные части-клетки многоклеточного зародыша располагают на пластинке из пенопласта и закрепляют швейными булавками, моделируя строение бластулы (рисунки 1-5).

Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

Переходя к этапу гаструляции, предлагает смоделировать поперечный разрез через бластулу и оставить на полученных моделях лишь части-клетки расположенные по кругу.
Во время работы учащихся, учитель демонстрирует схему образования гаструлы, ее строение (Слайд 16-22).
Вторая группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа гаструляции. Учащиеся знакомятся с презентацией и моделируют впячивание, свойственное гаструляции ланцетника (рисунок 6).

Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.

Учитель демонстрирует процесс образования осевых органов, изображение поперечного среза осевых органов ланцетника (Слайд 23-27). Третья группа знакомит с информацией, полученной в ходе изучения этапа органогенеза.
Учащихся делают и подписывают условные обозначения на рисунке в рабочих листах.
6. Систематизация знаний и умений; проверка уровня усвоения знаний Проводит обобщение знаний по основным вопросам (Слайд 28):

– Что происходит на каждом этапе в ходе эмбрионального развития?
– В чем заключается сущность каждого этапа?
– В чем заключаются результаты этапа?

Обращает внимание на важность эмбрионального периода, на влияние факторов среды на развитие эмбриона и на дальнейшее развитие организма (Слайд 29).

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Задумываются над фразой «Прерывая развитие эмбриона, мы убиваем живое существо».

7. Информация о домашнем задании Параграф 32, вопросы к параграфу, записи в рабочем листе.  
8. Рефлексия (подведение итогов) За каждый выполненный этап работы в ходе урока учащиеся оцениваются. Определяют степень достижения цели урока.
Высказывают свое мнение о ходе урока.