Составление описательных рассказов с опорными схемами

Разделы: Работа с дошкольниками


Тип урока: урок-зачет

Цели урока:

  • повторение изученного о глаголе;
  • привитие умений и навыков по применению полученных знаний на практике;
  • подготовить учащихся к выполнению заданий ГИА;
  • научить грамотному использованию глаголов в устной и письменной речи;
  • контроль знаний учащихся по теме "Глагол".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

Вопросы к классу:

1) Какая часть речи называется глаголом? (Часть речи, обозначающая действие предмета).

Заполните таблицу.

Общее грамматическое значение глагола Примеры
действия, связанные с трудовой, умственной и речевой деятельностью. Сказать, связать, рыть, соображать, решить, учиться, точить.

2) Какие характеристики имеет глагол? (Вид, переходность, спряжение , наклонение, время, число, лицо, род(если есть)).

3)Чем отличаются друг от друга глаголы несовершенного и совершенного вида?

(Для глаголов совершенного вида- это значение законченности, результата действия, однократности.

Для глаголов несовершенного вида - это значение повторяемости или длительности действия).

4) Как различаются переходные и непереходные глаголы? (Переходные глаголы- это глаголы со значением действия, которые направлены на предмет. Они сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога. Остальные глаголы- непереходные).

5) Какие наклонения имеет глагол? (Изъявительное, повелительное, сослагательное (условное)).

6) Как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями? (спряжение надо определять по неопределенной форме глагола).

7) Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым).

3. Изучение нового материала.

Морфологический разбор глагола (Порядок морфологического разбора глагола имеется в учебнике). Для отработки данного навыка предлагается совместный разбор двух различных глаголов с комментариями учителя.

Тренировочные упражнения:

  • запишите предложения, разберите их по членам.

1 вариант - На холмах маяки блистают.

2 вариант - Осенью солнце редко блистало.

  • разберите глаголы 1 вариант- блистают , 2 вариант- блистало.

4. Формирование умений и навыков.

Зачетная работа: комплексный анализ текста.

Часть 1.

Прочтите текст и выполните задания А1-А6, В1-В4.

(1)Прекрасен зимний лес и загадочен. (2) Кажется, что он спит под белой пушистой шапкой непробудным сном, а время для него прекратило свой бег навсегда. (3) Но это не так: по пути встречаешь на снегу следы зверей и птиц. (4) Они говорят о том, что жизнь в лесу продолжается и течет по своим особым законам.

(5) Вот зайка сделал круг по полянке и скрылся обратно в чаще. (6) А это прошел сохатый - о нем поведали обглоданные ветви осины. (7) Тянется от ели к снежному пригорку и обратно цепочка беличьих следов. (8) Пригорок оказывается пнем, занесенным по самый верх снегом, вокруг которого лежит шелуха от шишек. (9) Здесь белочка завтракала.

(10) Прилетела сорока и , усевшись на соседнюю березу начала стрекотать. (11) Потом спустилась, воровато оглядываясь, осторожно подошла к пню. (12) Может, и ей на завтрак что-нибудь перепадет?

(По В.Благодарному).

А1. Определи тему текста.

1) Звери в зимнем лесу.

2) Жизнь продолжается.

3) Прекрасен зимний лес.

4) Зимний сон природы.

(Ответ 3).

А2. К какому типу речи относится текст?

1) повествование

2) описание

3) повествование с элементами рассуждения

4) рассуждение

(Ответ 1).

А3. Определи стиль речи

1) разговорный

2) официально-деловой

3) художественный

4) научный

(Ответ 3).

А4. Укажите верную морфологическую характеристику слова тянется (предложение 7).

1) глагол будущего времени;

2) глагол изъявительного наклонения;

3) переходный глагол;

4) глагол совершенного вида.

(Ответ 2).

А5. Укажите ошибку в определении спряжения глагола.

1) спит (предложение 1) 2-спряжение

2) встречаешь (предложение 3) 1-спяжение

3) продолжается (предложение 4) 2 спряжение

4) лежит (предложение 8) 2спряжение

(Ответ 3)

А6. Укажите ошибку в определении времени глагола.

1) Говорят (предложение 4)-настоящее время

2) скрылся(предложение 5)-прошедшее время

3) тянется (предложение 7)-настоящее время

4) перепадёт (предложение 12)- прошедшее время

(Ответ 4)

В1. Укажите способ образования слова прилетела.

(Ответ: приставочный)

В2. Из предложений 2-4 выпишите глаголы 1 спряжения, настоящего времени, 3- лица, единственного числа.

(Ответ: продолжается, течёт).

В3. Из предложений 1-5 выпишите глаголы несовершенного вида.

(Ответ: спит, встречаешь, говорят, продолжается, течёт).

В4. В 11 предложении укажите непереходный(ые) глагол(ы).

(Ответ: спустилась, подошла).

Часть 2.

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: "Глаголы настоящего времени".

5. Подведение итогов урока.