Индивидуально-коррекционная работа по сказке "Теремок" (для ребенка 4–5 лет с ЗРР)

Разделы: Логопедия


Программное содержание.

Коррекционно-образовательные: продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения, формировать длительную направленную воздушную струю, совершенствовать имеющиеся произносительные навыки.

Коррекционно-развивающие: совершенствовать подвижность органов артикуляционного аппарата. Развивать тонкую моторику, фонематический слух, слухоречевую память, внимание, речь, словарный запас. Закрепить названия животных, развивать мимическую выразительность.

Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, активности.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Здоровье”.

Оборудование: крем для массажа, марлевая салфетка, одноразовый шпатель, логопедические зонды, артикуляционная гимнастика в картинках, коврограф, теремок-застежки (по М.Монтессори), плоскостные фигуры животных (персонажи сказки), массажный “мячик-ежик”, “чудесный мешочек” с апельсином.

Ход занятия

Звучит спокойная, расслабляющая музыка.

Логопедический массаж лица

1. Массаж лба: - направление движения от середины лба к вискам, тип движений – поглаживающий; - направление движения от бровей к волосистой части головы, тип движений – поглаживающий; - направление движения от середины лба к вискам, с переходом на шею и плечи, тип движений – поглаживающий; направление движения от середины лба к вискам, тип движений – круговые разминания (легко и поверхностно); направление движения от середины лба к вискам, тип движений – защипывание.

2. Массаж щек: - направление движения (легкое) по трем линиям скуловой кости – от крыльев носа по подбородку, к ушной раковине, тип движений – поглаживающий, защипывание, разминание круговыми движениями, пальцевой душ; направление движения от углов рта к вискам по щечной мышце, тип движений – разминающий, растягивающий.

3. Массаж губ: - направление движения от середины губ к уголкам, тип движений – поглаживающий; направление движения от середины губ к уголкам, тип движений – круговые разминания; направление движения от середины губ к уголкам, тип движений – вибрация без отрыва; направление движения от середины губ к уголкам, тип движений – защипывание;

Логопедический массаж язычной мускулатуры

Массаж продольных мышц от корня или средней части языка к кончику, тип движений – поглаживающий; массаж вертикальных мышц от корня к кончику языка и обратно, тип движений – ритмичное надавливание; массаж поперечных мышц из стороны в сторону зигзагообразно, тип движений – поглаживающий; активизация мышц языка от корня к кончику, тип движений – вибрирующий с помощью шпателя (зонда).

Самомассаж с помощью мячика-ежика.

Логопед: Садись удобнее, сегодня на занятии мы будем рассказывать сказку. Ты узнал эту сказку? (Обращает внимание на теремок – застежки). Как она называется?

Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок не высок (показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Стоит теремок за забором (ребенок по просьбе логопеда расшнуровывает ворота теремка, там картинка с изображением забора, выполняется упражнение “Забор”).

Вот по полю мышка бежит (ребенок выбирает плоскостное изображение мышки среди других животных и прикрепляет ее к коврографу), возле терема остановилась и пищит. “Пик! Пик! Пик!” Как пищит мышка? (Имитация голоса мышки ребенком). “Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?” (Что мышка спросила?) Никто мышки не ответил. Хотела мышка дверь открыть, да не смогла. Подошла к окошку, открыла, да и забралась в теремок (ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинка с изображением окна, выполняется упражнение “Окошко”). Живет мышка в теремке, песни распевает. Какие песни? (Ребенок по просьбе логопеда что-нибудь напевает). Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок не высок (показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Вот по полю лягушка бежит (ребенок выбирает плоскостное изображение лягушки среди других животных и прикрепляет ее к коврографу), у дверей остановилась и кричит. “Ква! Ква! Ква!” Как кричит лягушка? (имитация голоса лягушки ребенком). “Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?” (Что лягушка спросила?)

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка!

- Иди ко мне жить! Будем веселиться, песни распевать, на дудочке играть (ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинка с изображением дудочки, выполняется упражнение “Дудочка”, “Окошко-Дудочка”). Прыгнула лягушка в теремок, стали они жить-поживать, да песни распевать. “Пик”! “Пик”! “Пик”! “Ква! Ква! Ква!” Какие песни они распевали? (Ребенок повторяет).

Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок не высок (показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Вот по полю-полю зайка бежит (ребенок выбирает плоскостное изображение зайца среди других животных и прикрепляет ее к коврографу), у дверей остановилась и кричит. “Фа! Фа!Фа! Фо! Фо! Фо!” Как кричит заяц? (Имитация голоса зайца ребенком). “Кто, кто теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?”

Логопед: Кто ему ответил? (Если ребенок затрудняется ответить, логопед помогает)

- Я, мышка-норушка!

- Я лягушка-квакушка! А ты кто?

- А я зайка - побегай-ка!

- Иди к нам жить!

Хорошо, только немного на качели покатаюсь (ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинка с изображением качели, выполняется упражнение “Качеля”). Стали они жить вместе.

Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок не высок (показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Вот по полю лисичка бежит (ребенок выбирает плоскостное изображение лисы среди других животных и прикрепляет ее к коврографу), у дверей остановилась и тихим голосом кричит. “Тяф! Тяф! Тяф!” Как кричит лиса? (Имитация голоса лисы ребенком). “Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?”

- Я, мышка-норушка!

- Я лягушка-квакушка!

- Я зайка - побегай-ка! А ты кто?

- А я лисичка-сестричка! Можно у вас посмотреть сколько время? Я в гости опаздываю.

- Заходи! Зашла лисонька в теремок (ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинка с изображением часов, выполняется упражнение “Часики”).

Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок не высок (Показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Вот посерый волк бежит (ребенок выбирает плоскостное изображение волка среди других животных и прикрепляет ее к коврографу), у дверей остановилась и низким голосом кричит. “Ууу! Ууу! Ууу! ” Как кричит волк? (Имитация голоса волка ребенком). “Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?”. Испугались звери (покажи, как звери испугались).

- Я, мышка-норушка!

- Я лягушка-квакушка!

- Я зайка - побегай-ка!

- Я лисичка-сестричка! А ты кто?

- А я волчок – серый бочок! Пустите меня!

- Заходи, только землю нам вскопай, цветы посадить, да помоги шторы сшить. Как ты думаешь, чем шьют? Хорошо! (Ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинки с изображением лопаты, иголки, выполняется упражнение “Лопатка”, “Иголочка”).

Стоит в поле теремок – теремок, он ни низок не высок (показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Вот по полю медведь бредет (ребенок выбирает плоскостное изображение медведя среди других животных и прикрепляет ее к коврографу), у дверей остановилась и грубым голосом кричит: “Вай! Вай! Вай! ” Как кричит медведь? (Имитация голоса медведя ребенком). “Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в не высоком живет?”.

- Я, мышка-норушка!

- Я лягушка-квакушка!

- Я зайка - побегай-ка!

- Я лисичка-сестричка!

- Я волчок – серый бочок! А ты кто?

- А я мишка косолапый! (Ребенок выбирает плоскостное изображение медведя среди других животных и прикрепляет ее к коврографу). Пустите меня! Замерз, хочу чаю горячего попить.

- Заходи, угощайся чаем! (Ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинка с изображением чашки, выполняется упражнение “Чашечка”).

Стоит в поле теремок-теремок, он ни низок не высок (показывает рукой, привлекает к показу ребенка). Вот по полю кошка идет у дверей остановилась и поет: “Мяу! Мяу!” Как поет кошка? (Имитация голоса кошки ребенком). “Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?”

- Я, мышка-норушка!

- Я лягушка-квакушка!

- Я зайка - побегай-ка!

- Я лисичка-сестричка!

- Я волчок – серый бочок!

- А я мишка косолапый! А ты кто?

- А я кисонька-мурысонька. Можно с вами жить, я буду вам мышей ловить.

- Заходи, мышей лови! Побежала кошка за мышкой, да только не поймала ее, рассердилась. Почему кошка рассердилась? (Ребенок по просьбе логопеда расстегивает окно теремка, там картинка с изображением кошки, выполняется упражнение “Киска сердится”).

Логопед: Вот так дружно и весело жили звери в теремке! Где жили звери? Какие песни они распевали? (Ребенок повторяет).

Они наводили порядок в теремке, готовили вкусные блюда. И тебе приготовили угощение! Попробуй узнать, чем они хотят тебя угостить?

(Ребенку предлагают “Чудесный мешочек”, определить по запаху, что там лежит (апельсин). Ребенок угадывает и достает угощение из мешочка.