Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.
Программа “Музейная педагогика” рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая.
Актуальность данной программы определяется особой ролью школьных музеев в современном обществе. Школьный музей – это важнейшее средство дополнительного образования школьников, позволяющее пробудить познавательный интерес к истории своей страны.
Реализация данной программы позволяет воспитать подрастающего человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою Родину.
Музейная педагогика способствует решению задач социальной адаптации учащихся школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем родном городе, участвовать в его развитии, социально- культурном обновлении.
Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
Именно школьный музей призван помочь детям открыть многообразие способов освоения культуры, сформировать устойчивую потребность общения с ее ценностями. В ходе реализации программы можно сформировать у учащихся потребность в бережном и уважительном отношении к музейным памятникам как части культуры.
Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.
Цель программы – повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал;
- научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии;
- помочь учащимся узнать славные страницы Великой Отечественной войны, подвига москвичей, истории своего района, воспитать гордость за прошлое своей страны;
- развить у учащихся творческих и организаторских способностей, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.
Методическое обеспечение программы.
Программа реализуется в течение 3 лет. Занятия рассчитаны на средний школьный возраст (10-16 лет). Программа предполагает как групповые, так и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Занятия проходят в кабинете музея, в кабинете информатики, библиотеке.
Используются следующие формы работы:
- индивидуальная работа,
- групповые занятия,
- встречи с ветеранами,
- проектная и исследовательская деятельность,
- оформление выставок,
- обновление экспозиций,
- интеллектуальные конкурсы и викторины,
- экскурсии,
- посещение музеев.
В рамках данной программы проводится работа по сбору материала и его оформлению, изучению специфики работы музеев и подготовки экскурсоводов.
Итогом работы является проведение экскурсий по школьному музею и участие в различных конкурсах.
В работе широко используются фонды школьной библиотеки, материалы школьного музея, видеотека, современные информационно-коммуникационные технологии.
Ожидаемые результаты
1 год обучения:
1) приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы
2) освоение приемов сбора, обработки и систематизации материалов
3) приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций
4) формирование культурных, духовных и нравственных ценностей
5) развитие самодеятельности и творчества учеников
2 год обучения:
1) приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов
2) формирование практических навыков музейной деятельности
3) умение создавать выставочную экспозицию
4) формирование интереса в области музееведения
5) развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления
6) воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса
3 год обучения:
1) приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций.
2) умение разработать материал для проведения тематических экскурсий
3) освоение приемов и форм подготовки экскурсионного материала
4) освоение методики проведения экскурсий в рамках школьного музея
5) усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения
6) приобретение учащимися социального опыта
Содержание программы
1 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения | 2 | |
2. | Правила оформления выставочной и музейной экспозиции | 2 | 3 |
3. | История музейного дела в России. | 2 | |
4. | История развития музеев. | 4 | |
5. | Современные музеи. | 2 | |
6. | Виды музеев. | 4 | |
7. | Музеи в Европе. | 2 | |
8. | Великие музеи современности. | 4 | |
9. | Краеведческие музеи | 4 | |
10. | Военно-исторические музеи | 4 | |
11. | Школьные военно-исторические музеи | 2 | 2 |
12. | История создания школьного музея. | 3 | |
13. | Знакомство с основными разделами школьного музея. | 2 | 3 |
14. | Этапы подготовки школьной экскурсии | 2 | |
15. | Сбор материала для обзорной экскурсии по школьному музею. | 4 | |
16. | Подготовка текста обзорной экскурсии по музею. | 4 | |
17. | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
18. | Знакомство с материалами музея, посвященными Дню Победы. | 3 | |
19. | Подготовка текста экскурсии “Великая Победа” | 4 | |
20. | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
21. | Перспективы развития школьного военно-исторического музея. | 2 | |
Итого: |
72 часа |
2 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения | 2 | |
2 | Приоритетные виды работ в музеях: научно-фондовая, просветительская, культурно-образовательная работа | 3 | |
3 | Основные понятия музейной экспозиции | 3 | |
4 | Основы научной методики комплектования фондов | 2 | 2 |
5 | Фондовая документация | 2 | 2 |
6 | Систематизация экспонатов школьного музея. | 2 | 3 |
7 | Классификация экспонатов школьного музея. | 2 | 2 |
8 | Сбор материала для экскурсии “Битва под Москвой” | 4 | |
9 | Подготовка текста экскурсии | 3 | |
10 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
11 | Сбор материала для экскурсии “Наши деды” | 4 | |
12 | Подготовка текста экскурсии | 3 | |
13 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
14 | Города-герои (сообщения) | 12 | |
15 | Сбор материала для экскурсии “Города-герои” | 4 | |
16 | Подготовка текста экскурсии | 3 | |
17 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
18 | Перспективы развития школьного военно-исторического музея. | 2 | |
Итого: |
72 часа |
3 год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие: Знакомство с программой, задачами и целями обучения | 2 | |
2 | Музеи как исследовательские центры | 2 | |
3 | Учет и экспертиза в музеях | 2 | 2 |
4 | Консервация и реставрация музейных предметов | 2 | |
5 | Основные законы, регулирующие деятельность музеев. | 2 | |
6 | Сбор материала для экскурсии “Москва в годы войны” | 4 | |
7 | Подготовка текста экскурсии | 4 | |
8 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
9 | Сбор материала для экскурсии “Герои Московской битвы” | 4 | |
10 | Подготовка текста экскурсии | 4 | |
11 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
12 | Сбор материала для экскурсии “Московское ополчение” | 4 | |
13 | Подготовка текста экскурсии | 4 | |
14 | Сбор материала для экскурсии | 4 | |
15 | Подготовка текста экскурсии “Ордена и медали” | 4 | |
15 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
16 | Сбор материала для экскурсии “Этих дней не смолкнет слава” | 4 | |
17 | Подготовка текста экскурсии | 4 | |
18 | Подготовка экскурсоводов | 4 | |
19 | Итоги работы школьного музея | 2 | |
20 | Перспективы развития школьного военно-исторического музея. | 2 | |
Итого: |
72 часа |
Список литературы
- Ванслова Е. Г. Музей и школа, – М.: Просвещение, 1985.
- Гнедовский Б.В. Современные тенденции развития музейной коммуникации М., 1989.
- Гнедовский Б.В., Некоторые проблемы создания историко-мемориальных музеев. М., 1978.
- Заболотная И.В., Музееведение. М., 1994.
- Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 1999.
- Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 1997.
- Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. Культурно-образовательная деятельность музеев, М., 1997. ИПРИКТ, Каф. Музейного дела.
- Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М., 1998.
- Музей и образование: Обзорная информация. М., 1989.
- Музейная педагогика, в сб. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
- Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос, 2001.
- Ревякин. Музеи мира. М., 1993.
- Столяров, Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие/ Б. А. Столяров. – М.: Высшая школа, 2004.
- Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.