Охрана здоровья на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство
и бессилен разум.
Геродот

Здоровье — самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье — это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их активности. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. Поэтому для организации благоприятного климата, для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы здоровъесберегающих технологий. Для этого, прежде всего, стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.

Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. Поэтому при планировании уроков включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель их – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-либо новым, необычным. Релаксация может быть проведена на любом этапе урока. Перед учениками можно не ставить цель запомнить языковой материал. Релаксация должна освободить учащихся на короткое время от умственного напряжения. Если необходимо запомнить материал, то срабатывает механическая память. И запоминание происходит легко.

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше. Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания, которые выполняются в специально созданных “рабочих” зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное — дать ученикам возможность встать и подвигаться.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра — дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра-пантомима

- При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером). Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.  Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов очень нравятся ролевые игры (Больница, Аптека, Прием у врача, На рынке, Покупка продуктов, Интервью со спортсменами). Они забывают о своем психологическом дискомфорте. Например: Одна из парт превращается в прилавок магазина, на ней разложены картинки, на которых изображены фрукты и ягоды. Драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, вырабатывает спонтанную речь. Дети становятся эмоционально богаче, увереннее в себе, в своем знании основ английского языка. Игры – драматизации на английском языке “Репка”, “Теремок”, “Три поросенка” и др. также вызывают большой интерес у детей.

Старшеклассникам по душе игра-проект, где они пишут проекты, защищают их, учатся тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Песня на уроке — хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье.

Методическая система преподавания должна строиться с учётом требований медицины, педагогики и психологии.

Требования медицины просты и естественны – не допускать:

- переутомления учащихся на уроках;

- перегрузки учащихся домашними заданиями.

Не допускать переутомления на уроках надо так: добиваться, чтобы все учащиеся на каждом этапе каждого урока были заняты учебной работой. Оказывается, наибольшее утомление на уроках происходит от безделья. Но занятость на уроках должна быть определённой. Второе требование медиков отражено в разработанных ими нормах домашних заданий. Домашняя работа по одному предмету не должна продолжаться в среднем более 20 минут.

Идя на урок, я всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, юмор, похвала). Но не забываю высказывание Константина Ушинского: “Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячу слов”.

Theme: How to be healthy.

Цель урока: учить давать рекомендации по теме “How to be healthy” на основе обобщения и закрепления изученного материала по теме “Food”.

Задачи урока.

Образовательные: развивать умения и навыки устной речи по теме “How to be healthy”, активизировать ранее изученную лексику, учить давать рекомендации, употребляя грамматические структуры: You must/You must not.

Развивающие: развивать навыки устной и письменной речи, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, расширять их словарный запас и кругозор, мотивацию к изучению иностранного языка, навыка языковой догадки.

Воспитательные: создать условия для формирования ясных представлений школьника о здоровом питании, формировать умения работать в парах, группах, самостоятельно.

Участники: учащиеся 3 класса.

Оборудование: компьютер, мультимедийный диапроектор, слайды, плакат с призывом “Будь здоровым!”, картинки на тему “Еда”, учебник З.Н Биболетовой Enjoy English 3 класс.

Лексико-грамматический материал: be healthy; wash a face; wash hands; clean teeth; walk; have a fun, every day; You must… You must not… Don’t…

Ход урока

I. a) The beginning of the lesson

Teacher: Good morning, dear girls and boys!

Students: (вместе) Good morning, Good morning, Good morning to you, Good morning, Good morning, We are very glad to see you!

Teacher: I am glad to see you, too! Sit down, please. How are you?

Students: We are fine, thank you. And how are you?

Teacher: I’m OK too. Who is on duty today? Who is absent today? What date is it today? What day of the week is it today? What season is it now? (Ss аnswer the questions)

Teacher: Today we shall have a unusual lesson according to our topic “How to be healthy” and we shall speak about it and about tasty, healthy and useless food.

- And now let’s start our work.

b) The phonetic exercises

Teacher: Let’s train our tongues and practice the English sounds. Look at the screen carefully and read the rhyme.

Touch your head, touch your nose,
Touch your ears, touch your toes,
Jump and run!
Let’s have a fun!
Wash your face!
Wash your hands!
Clean your teeth!
Stay healthy, please!

Teacher: Let’s continue warming up our vocabulary. Listen to me and try to complete some sentences using necessary words. (Teacher shows the right answers, using the presentation)

Вкуснотища – Very good! Пищу называют – food.
Это вовсе не каприз, сыр мы называем – cheese.
Мясо жарится, шкварчит, мясо по-английски – meat.
Арбуз предпочитаю сливам, арбуз иначе – water-melon.
Узнали все впервые, что груша – это pear.
Масло нужно всем ребятам. Масло по-английски – butter.
Без соли борщ не лезет в рот. Соль по-английски – просто salt.
Ведро воды не принесете? Вода, водичка будет – water.
Слива тут и слива – там. Слива по-английски – plum.
Виноград мы съели весь. Виноград – иначе grape.

Teacher: Name the food you can see in the picture. What’s this? (Учащиеся называют)

Teacher: What do you like to eat for breakfast?

S1: I like sandwich and milk, etc.

II. Home task check-up

Ss read the whole sentences from ex.3 p.25.

Teacher:

  • Look at the screen, please. There are a lot of pictures on the screen. These words are well – known for you.
  • Dear boys and girls, answer my questions (фронтальный опрос класса):
  • Do you like milk? Do you like ice – cream? etc.
  • Which is your favorite food or drink?
  • Open your exercise - books, please. Make a list of six things. (My favorite food is …)
  • Then write the words on your list in two columns: healthy and unhealthy food. (Учитель раздает заранее подготовленные шаблоны таблицы)
  • Let’s try to compare you answers.

For example: I think pizza is healthy but coke is unhealthy. (Фронтальный опрос класса)

Teacher:

  • Complete the table with the words from the box.
Keep your healthy Give you energy Help you to grow and make you strong Empty foods
1….

2….

cereals

3….

pasta

4….

cheese

5….

6….

fish

7….

cola

8….

Words: bread, butter, meat, sugar, sweets, fruit, chips, vegetables.

III. Work with the the new words and word-combinations

Teacher: Listen to Miss Chatter what she does to stay healthy every day.

чащиеся слушают и повторяют)

Miss Chatter gives recomendation:

You must wash your… (face)

You must clean your… (teeth)

You must run, … (jump)

Let’s have fun!

чащиеся знакомятся с глаголом must)

IV. Relaxation pause

Teacher: I think it’s time to have a rest and let’s sing a song “If you happy and you know it ...” (Учащиеся поют песню и выполняют движения)

V. Reading

Teacher: Open your Student’s books at page 37. Look at exercise 4. Let’s introduce new rules of reading. (Учащиеся слушают и повторяют)

Teacher: The task for one by one work. Расскажите своему другу, используя структуру You must, что он должен делать, чтобы быть здоровым.

Teacher:

К нам на урок пришел доктор Хелс, он хочет знать насколько мы здоровые.

А для этого вы должны ответить на его вопросы (учащиеся работают индивидуально)

Стр.38 упр.5.

5 “yes”- you are healthy!

3 “yes”- don’t be lazy!

1 “yes”- go to the doctor.

Let’s read exercise 6 at page 38. Прочитайте внимательно текст про себя, а затем скажите, что ты должен делать, чтобы быть здоровым.

VIII. Writing

Teacher: Give Billy advice what he must do or must not do to stay healthy. Use information from the text. (Учащиеся пишут предложения)

IX. The end of the lesson

Teacher: Thank you for your work! You are very active.

- The lesson is over. Good-bye!

Homework: упр. 3 стр. 26 (РТ).