Урок математики. Тема: "Прием устного вычисления вида 26+4". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

деятельностная: способствовать развитию организационных умений самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений;

содержательная: познакомить с новым приёмом устных вычислений в случаях вида 26+4; продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел; развивать умение решать задачи;

воспитательная: воспитание самостоятельности и инициативности, гордости за свою работу.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, конверты с цифрами).

Конспект урока

Организационный момент. Слайд 2

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Любовь Андреевна. А пришла я именно к вам на урок, потому, что мне сказали, что вы очень любите учиться. Это действительно так? (Да)

1) Создаётся общий настрой на работу.

2) Ребятам даём понять, что они значимы для учителя, вселяется вера в их силы).

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Я, наверняка угадаю, если скажу, что ваш любимый школьный предмет - это математика? Это верно? (Да) Значит, вы хотите заниматься вместе со мной математикой? (Да)

- Расскажите, какие знания помогут вам сегодня хорошо поработать на уроке?

1) Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”).

2) Выделяется содержательная область (“могу”).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Вы готовы проверить свои знания? Тогда начнём работу.

1) Фронтальная работа

- Рассмотрите ряд чисел. Слайд 3

32 42 52 …

12 14 16 …

- Придумайте задание. (Найди закономерность, продолжи ряд, представь в виде суммы разрядных слагаемых)

- Какое знание мы повторили? (Знание о десятичном составе чисел)

2) Работа в парах.

- Составьте все возможные двузначные числа. (У детей на партах конверты с 3 карточками, на которых написаны цифры 2, 4, 6 по 6 штук)

- Что вам помогло быстро выполнить задание (Мы работали вместе) Расскажите, как вы работали? Что делали? Какого результата достигли?

3) Запишите числа: 19; 28; 3;7 46; 55. Какова особенность этих чисел? (В сумме получается 10). Назовите другие двузначные числа с таким же признаком.

- Какие действия можно производить с двузначными числами? (Складывать, вычитать) Слайд 4

4) - Что удивляет в записи? Что общего? (Цвет, размер; суммы)

54+20; 60+18; 83+5; 6+71; 26+4; 46+30. Слайд 5

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Разделите сумму на две группы. Проверим? Слайд 6

- После выполнения. В какую группу поместили выражение 26+4?

Я ошиблась, обращая ваше внимание на это выражение? (Наверно, нет)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:

1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;

2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого вида.

4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания).

- Я говорю, что это выражение отличается от остальных в этой группе. Как решить возникшую проблему? (Выполнить действия, посчитать)

- Как будем выполнять работу вместе или самостоятельно? Какие правила надо помнить, чтобы выполнить сложение двузначных чисел? (Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками). Слайд 7

- При выполнении самостоятельной работы, какую цель вы себе ставите?

- Когда вы посчитаете, что надо будет сделать? (Сравнить результаты)

- Кому нужна помощь, сигнализируйте мне при помощи поднятой руки.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

1) ставят цель;

2) строят план достижения цели;

3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств;

4) построение плана достижения цели.

Электронная двигательная физминутка “Две руки”. Слайды 8-18

5. Реализация построенного плана - проекта.

После выполнения действий.

- Чем отличается результат выделенного выражения? (Круглое число)

- Чему будем учиться на уроке? (Складывать двузначное и однозначное числа, чтобы в результате получилось “круглое” число)

- Есть желающие объяснить, как выполнить это действие? (Вариант на доске)

На данном этапе необходимо организовать:

1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;

2) зафиксировать преодоление затруднения;

3) уточнение характера нового знания.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Фронтальная работа с комментированием.

- Мы с вами познакомились с новым приёмом сложения. Выберите задание из учебника на с.62 для закрепления этого способа. №1.

  • Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Для самостоятельной работы я предлагаю вам выражения, которые подготовили для вас ученики 2 “а” класса школы №2.

67+3; 72+8; 66+4. Слайд 19

После выполнения сравнивают результат с образцом. Оценивают свою работу по шкале умения. Слайд 20

  • Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Для выполнения каких заданиях нам важно уметь выполнять эти действия? (При решении уравнений, при решении задач)

- Прочитайте условие и вопрос задачи №3 (1) с.62. Каким действием мы будем решать эту задачу? (Сложением) Почему? (На 3 Б). Измените при помощи цифры 2 одно данное так, чтобы решение соответствовало теме нашего урока. (Добавить разряд десятков в любое число)

- Запишите решение. Ответ. Сравните запись с образцом. Оцените своё умение по шкале. Слайд 21

27+3=30 (ш.)

Ответ: 30 шариков на второй проволоке.

  • Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Дома вы продолжите выполнять задание №3 (2). Попробуйте дома сравнить данные двух задач. №5. Как можно организовать запись решения этого задания? (Можно в таблице, можно записать суммы)

- Оцените, пожалуйста, знаками. Расскажите, почему вы выбрали этот знак?

- Чем вам предстоит заняться на следующем уроке математики? (Решать задачи, закрепить приём)

- Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать.

  • Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Презентация

Приложение 1