Миллионы людей видели, как падают
яблоки,
но только Ньютон спросил почему.
Бернард Барух
Главной идеей обновления старшей и средней ступени общего образования является повышение его эффективности, его индивидуализации и дифференциации. Эффективной реализации такой цели призвано помочь введение профильного обучения.
Для того чтобы этот выбор был обоснованным и осознанным совместно с учителем физики и учащимися 11 класса, изучающими углубленно физику и математику был разработан урок в 5 классе, который уделяет большое внимание взаимосвязи школьных естественнонаучных дисциплин - физики, химии, биологии, способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а также развитию коммуникативных способностей учащихся.
Нетрадиционность данного урока в том, что его одновременно ведут два учителя и учащиеся 11 класса.
Урок проводится в курсе природоведения 5 класса по программе авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова, учебник “Природоведение. 5 класс”, Т.С.Сухова, В.И.Строганов, М., Вентана-Граф, 2009.
Цели урока: начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках изучающих её. Познакомить с понятием физического эксперимента.
Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений.
Развивающие: Развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе наблюдения эксперимента..
Воспитывающие: Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.
Задачи урока.
- Дать понятие о предметах естественно-научного цикла.
- Пробудить у детей интерес к изучению естественных наук
- Развить любознательность
- Создать представление о первичных понятиях в естественных науках.
- Сформулировать цели изучения явлений природы.
- Выявить источники знаний, определить круг изучаемых явлений,
- Пояснить связь наук между собой
- Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.
Оборудование: пружина, подвижный и неподвижный блоки, набор грузов,прибор для демонстрации волн, камертон, набор магнитов, металлическая стружка, компас, электроскопы, султанчик, эбонитовая и стеклянная палочки, надувной шарик, маятник, набор линз, электрические провода, батарейка, резистор, экран, лампочка, ключ, призма стеклянная.
Ход урока
Этапы урока | Действия организаторов урока. | Действие учащихся | Цели и задачи этапов урока |
1. Орган-й | Вступительное слово учителей. Знакомство с учащимися 11 класса. Постановка целей и задачей урока. | Слушают. | Активизировать учащихся. |
2 Подг. фронтальный опрос: - какие науки о природе вы знаете? - какие явления природы вы знаете? - назовите несколько явлений природы? - как эти явления называются? |
Учащиеся 11 класса задают вопросы
и предлагают записать таблицу выведенную на
интерактивную доску. Механические явления. Примеры
|
Переписывают таблицу, отвечают на вопросы. | Повторить основные понятия
изученной темы. Подготовить учащихся к работе. |
3. Основная часть урока. | Учащиеся 11 класса при помощи учителей демонстрируют и объясняют опыты. Демонстрации сопровождаются объяснением явлений и физических понятий и законов. Предлагают школьникам заполнить первый столбик таблицы. | Учащиеся отвечают на вопросы, возникшие при проведении экспериментов. Заносят в таблицу название физических явлений. | Развить логическое мышление и
познавательную самостоятельность учащихся; Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся; Воспитать умение работать на весь класс и слушать одноклассников. Развивать зрительную, слуховую и моторную память |
4. Подведение итогов | Учителя подводят итоги урока. Предлагают пятиклассникам сделать самостоятельно выводы. | Учащиеся при помощи учителей делают вывод по теме урока. | Научить анализировать результаты, делать обобщения и выводы |
5. Задание домашнего задания | Учащиеся 11 классов предлагают детям дома самостоятельно заполнить таблицу, сделанную в классе и написать туда эксперименты, которых не было продемонстрировано в школе. | Учащиеся слушают и записывают. | Закрепить пройденный материал. |
Физический эксперимент, используемый на уроке
Явления | Демонстрации | Вопросы к учащимся |
1. Мех-е | Колебания маятника, механические волны, реактивное движение на примере запуска надутого шарика, состояние невесомости( учащихся просят подпрыгнуть), упругий и неупругий удар. Демонстрация работы блоков. | Как вы думаете что такое
колебания? Где в жизни встречаются колебания? Есть ли колебания в человеческом теле? Где можно наблюдать состояние невесомости? Можете ли вы сейчас оказаться в невесомости? Какие волны могут быть в воде, продольные или поперечные? Напоминает ли движение шарика движение ракеты? Что значит упругое столкновение? |
2. Элек-е | Прилипание мелких листочков бумаги к натёртой палочке. Демонстрация поднятие листочков султанчика. Отклонение стрелки электроскопа. Прилипание листа газеты к стене. Сборка и демонстрация работы электрической схемы. | Как называется это явление? Что такое электрический ток? Давно ли человечество использует электричество? Какие элементы должна содержать электрическая схема? |
3. Световые | Свечение лампочки. Демонстрация свойств линзы. Разложение света призмой. Отклонение света призмой. | Почему лампочка светится? Где в человеческом организме есть линза? Какое изображение даёт человеческий глаз? Почему линза даёт цветные полосы? |
4. Тепловые | Нагрев резистора под действием тока. Ощущение тепла при трении ладошек. | Что такое температура? Сильно ли влияют тепловые явления на нашу жизнь? Почему нагреваются ладошки при трении? |
5. Магнитные | Демонстрация притяжения и
отталкивания магнитов. Опыт с магнитной
стрелкой. Показать распределение магнитного поля при помощи металлических опилок. |
Из чего делают магниты? Где в
нашей стране добывается эта руда? Почему магнитная стрелка поворачивается? |
6. Звуковые | Опыт с камертоном. | Может ли звук быть в вакууме? Где образуется звук в человеческом организме? |