Интегрированный урок природоведения и физики. Тема: "Физические явления и окружающий мир"

Разделы: Физика


Миллионы людей видели, как падают яблоки,
но только Ньютон спросил почему.
Бернард Барух

Главной идеей обновления старшей и средней ступени общего образования является повышение его эффективности, его индивидуализации и дифференциации. Эффективной реализации такой цели призвано помочь введение профильного обучения.

Для того чтобы этот выбор был обоснованным и осознанным совместно с учителем физики и учащимися 11 класса, изучающими углубленно физику и математику был разработан урок в 5 классе, который уделяет большое внимание взаимосвязи школьных естественнонаучных дисциплин - физики, химии, биологии, способствует повышению мотивации учащихся к обучению, а также развитию коммуникативных способностей учащихся.

Нетрадиционность данного урока в том, что его одновременно ведут два учителя и учащиеся 11 класса.

Урок проводится в курсе природоведения 5 класса по программе авторов Т.С.Суховой, В.И.Строганова, учебник “Природоведение. 5 класс”, Т.С.Сухова, В.И.Строганов, М., Вентана-Граф, 2009.

Цели урока: начать формирование у пятиклассников представлений и знаний об особенностях неживой природы и науках изучающих её. Познакомить с понятием физического эксперимента.

Обучающие: повторение и закрепление понятий о разных видах физических явлений.

Развивающие: Развитие мыслительных способностей и творческой активности на основе наблюдения эксперимента..

Воспитывающие: Воспитание уважительного отношения к точке зрения одноклассников, умения отстаивать свою точку зрения.

Задачи урока.

  • Дать понятие о предметах естественно-научного цикла.
  • Пробудить у детей интерес к изучению естественных наук
  • Развить любознательность
  • Создать представление о первичных понятиях в естественных науках.
  • Сформулировать цели изучения явлений природы.
  • Выявить источники знаний, определить круг изучаемых явлений,
  • Пояснить связь наук между собой
  • Ознакомить учащихся с методами исследования физических явлений.

Оборудование: пружина, подвижный и неподвижный блоки, набор грузов,прибор для демонстрации волн, камертон, набор магнитов, металлическая стружка, компас, электроскопы, султанчик, эбонитовая и стеклянная палочки, надувной шарик, маятник, набор линз, электрические провода, батарейка, резистор, экран, лампочка, ключ, призма стеклянная.

Ход урока

Этапы урока Действия организаторов урока. Действие учащихся Цели и задачи этапов урока
1. Орган-й Вступительное слово учителей. Знакомство с учащимися 11 класса. Постановка целей и задачей урока. Слушают. Активизировать учащихся.
2 Подг. фронтальный опрос:

- какие науки о природе вы знаете?

- какие явления природы вы знаете?

- назовите несколько явлений природы?

- как эти явления называются?

Учащиеся 11 класса задают вопросы и предлагают записать таблицу выведенную на интерактивную доску.

Механические явления.

Примеры

 

Переписывают таблицу, отвечают на вопросы. Повторить основные понятия изученной темы.

Подготовить учащихся к работе.

3. Основная часть урока. Учащиеся 11 класса при помощи учителей демонстрируют и объясняют опыты. Демонстрации сопровождаются объяснением явлений и физических понятий и законов. Предлагают школьникам заполнить первый столбик таблицы. Учащиеся отвечают на вопросы, возникшие при проведении экспериментов. Заносят в таблицу название физических явлений. Развить логическое мышление и познавательную самостоятельность учащихся;

Способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся;

Воспитать умение работать на весь класс и слушать одноклассников.

Развивать зрительную, слуховую и моторную память

4. Подведение итогов Учителя подводят итоги урока. Предлагают пятиклассникам сделать самостоятельно выводы. Учащиеся при помощи учителей делают вывод по теме урока. Научить анализировать результаты, делать обобщения и выводы
5. Задание домашнего задания Учащиеся 11 классов предлагают детям дома самостоятельно заполнить таблицу, сделанную в классе и написать туда эксперименты, которых не было продемонстрировано в школе. Учащиеся слушают и записывают. Закрепить пройденный материал.

Физический эксперимент, используемый на уроке

Явления Демонстрации Вопросы к учащимся
1. Мех-е Колебания маятника, механические волны, реактивное движение на примере запуска надутого шарика, состояние невесомости( учащихся просят подпрыгнуть), упругий и неупругий удар. Демонстрация работы блоков. Как вы думаете что такое колебания?

Где в жизни встречаются колебания?

Есть ли колебания в человеческом теле?

Где можно наблюдать состояние невесомости? Можете ли вы сейчас оказаться в невесомости?

Какие волны могут быть в воде, продольные или поперечные?

Напоминает ли движение шарика движение ракеты? Что значит упругое столкновение?

2. Элек-е Прилипание мелких листочков бумаги к натёртой палочке. Демонстрация поднятие листочков султанчика. Отклонение стрелки электроскопа. Прилипание листа газеты к стене. Сборка и демонстрация работы электрической схемы. Как называется это явление?

Что такое электрический ток?

Давно ли человечество использует электричество? Какие элементы должна содержать электрическая схема?

3. Световые Свечение лампочки. Демонстрация свойств линзы. Разложение света призмой. Отклонение света призмой. Почему лампочка светится?

Где в человеческом организме есть линза?

Какое изображение даёт человеческий глаз?

Почему линза даёт цветные полосы?

4. Тепловые Нагрев резистора под действием тока. Ощущение тепла при трении ладошек. Что такое температура? Сильно ли влияют тепловые явления на нашу жизнь? Почему нагреваются ладошки при трении?
5. Магнитные Демонстрация притяжения и отталкивания магнитов. Опыт с магнитной стрелкой.

Показать распределение магнитного поля при помощи металлических опилок.

Из чего делают магниты? Где в нашей стране добывается эта руда?

Почему магнитная стрелка поворачивается?

6. Звуковые Опыт с камертоном. Может ли звук быть в вакууме?

Где образуется звук в человеческом организме?