Урок-практикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Информатика

Класс: 10


Форма урока: практическая работа с использованием интернет-ресурсов.

Цель урока: сформировать у учащихся представления об основных концепциях происхождения человека и становления общества.

Задачи урока.

Образовательные:

  • познакомится с понятиями антропогенез и социогенез;
  • охарактеризовать основные концепции на проблему происхождения человека и становление общества;
  • научить самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме.

Развивающие:

  • развить умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и интернет-ресурсами;
  • сформировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
  • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
  • сформировать навыки самообразования;
  • сформировать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

  • привлечь учащихся к самостоятельной познавательной деятельности
  • стимулировать развитие интереса и стремление учащихся к глубокому изучению социально-общественных проблем.

Оборудование урока: персональные компьютеры, рабочий лист (Приложение 1), используемые интернет-ресурсы (Приложение 2).

Ход урока

I. Определение темы, целей и задачи урока

На прошлых уроках мы познакомились с основными историческими этапами развития мировой философской мысли, а также со взглядами наиболее выдающихся философов на проблему развития человека и человеческого общества.

Сегодня мы переходим к изучению следующей главы, которая называется “Человек и общество”.

Подробный разговор о сущности человека и общества еще впереди, а сегодня нам необходимо познакомиться с двумя новыми понятиями: антропогенез и социогенез.

А также рассмотреть основные концепции происхождения человека и общества.

До сих пор нет единой точки зрения на проблему происхождения человека и общества. Существует несколько теории. И задача нашего сегодняшнего урока состоит в том, что нам необходимо получить представление о наиболее известных концепциях по данной проблеме.

Изучение данной темы будет проходить в виде практической работы с использованием интернет-ресурсов, которые позволят вам получить наиболее полное представление о разнообразии взглядов на данную проблему.

План нашей работы будет следующим:

  1. Вам необходимо, изучить предложенный теоретический материал (Приложение 2) и выполнить задания практической работы.
  2. По ходу изучения нового материала заполнить рабочий лист (Приложение 1).

II. Изучение нового материала

Учащимся предлагается самостоятельно изучить подобранные учителем интернет-ресурсы (Приложение2) и выполнить задания практической работы.

Задания

I. Концепции антропогенеза.

Прочитайте теоретический материал " Концепции антропогенеза "

Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок

1. Что такое антропогенез?

Из каких научных дисциплин он состоит?

2. Составьте таблицу: "Основные теории и концепции происхождения человека".

Используйте также дополнительный материал:

- Что такое креационная модель?

- Посмотрите м/ф "Сотворение"

- Идея глобального эволюционизма

- Синтетическая теория эволюции

Название теории Суть теории Приверженцы теории
1. Креационизм    
2. Глобальный эволюционизм    
3. Синтетическая теория эволюции    
4. Трудовая концепция антропогенеза    
5. Гипотеза фетализации    
6. Концепция Г. Вейнерта    
7. Концепция Б.Ф. Поршнева    

II. Становление общества.

Прочитайте теоретический материал "Становление общества".

Обратите внимание на дополнительный материал, данный в виде ссылок.

1. Что такое социогенез?

2. Составьте таблицу: "Основные гипотезы происхождения общества".

Название Суть гипотезы Приверженцы гипотезы
1. Трудовая гипотеза    
2. Психоаналитическая гипотеза    
3. Философско-антропологическая гипотез    
4. Духовная гипотеза    

III. Домашнее задание, инструктаж.

Домашнее задание: параграф 7 (учебник: Обществознание: профильный уровень, под ред. Л.Н.Боголюбова), устно ответить на вопросы после параграфа.

Обратить внимание на отрывок из книги российского философа А.Г. Спиркина “Человек и человечество”, выполнить вопросы и задания к источнику.