Готовясь к ЕГЭ, надо помнить, что задача С6 требует неординарного подхода. Необходимо научиться различным подходам к задаче. Как поэт подбирает слова и образы, чтобы лучше выразить свои мысли и чувства, так и математик подбирает математические модели, которые наиболее удобно и верно отражают сущность поставленной задачи.
Чтобы не быть голословными, разберём два примера, обращая внимание, в первую очередь, на основные принципы, руководствуясь которыми, мы проводим рассуждения.
Пример 1. (Задача 6.4. книга [1])
Найдите все пары натуральных чисел и
, удовлетворяющих равенству
(в левой части
равенства стоит число, получаемое приписыванием
десятичной записи числа
перед десятичной записью числа
).
Решение.
- Применим принцип “особого случая”. Разберём
отдельно крайние значения чисел. Если
, то
, противоречие. Если
, то
, противоречие.
- Второй шаг. Применим принцип “введения нового
параметра”. Для более полной характеристики
числа
и удобства записи условия обозначим за
число знаков в числе
. Тогда уравнение примет вид:
(1).
- Третий шаг. Снова применим принцип “особого
случая”. То есть разберём значение
. Уравнение (1) примет вид:
(2). Заметим, что тогда
.
- Четвёртый шаг. Принцип “введения новой
функции”. Будем рассматривать функцию
при
. Причем считаем теперь переменную
действительным числом. Тогда уравнение (2) перепишется в виде
(3).
- Пятый шаг. Применим принцип “функционального
подхода”. А точнее принцип “монотонности”.
Исследуем функцию с помощью производной и найдем
промежутки монотонности. Для этого вычислим
значение функции в крайней точке:
. И производную:
.
- Шестой шаг. Опять придётся применять принцип
“особого случая”. Рассмотрим отдельно
. Уравнение (2) примет вид:
- Седьмой шаг. Вернёмся к принципу
“функционального подхода”. К принципу
“монотонности” добавим принцип
“ограниченности”. Для
получим
,
. Следовательно, функция
является возрастающей при всех
, поэтому
и уравнение (3) не имеет решений.
- Восьмой шаг. По принципу “полного перебора”
рассмотрим остальные значения
. Тогда
. В этом случае
.
. Снова применим принципы “введения новой переменной” и “введения новой функции”. Обозначим для удобства записи
. Введём функцию
при
. Тогда
.
- Девятый шаг. Повторим принцип “функционального
подхода” к функции
. Вычислим значение функции
в точке:
и производную:
. Следовательно, функция
возрастает и
. Тогда получаем неравенство
.
- Десятый шаг. Продолжим применять принцип
“ограниченности” к функции
. Вычислим её производную:
. Значит, функция возрастает и
. Поэтому уравнение (3) не имеет решений.
Ответ: .
Другие решения этой задачи можно найти в книгах [1] (с.34) и [2] (с.59).
Пример 1. (Диагностическая работа МИОО, 2010, 10 класс, задача С6)
Натуральные числа образуют возрастающую арифметическую
прогрессию, причем все они больше 500 и являются
квадратами натуральных чисел. Найдите
наименьшее возможное, при указанных условиях,
значение
.
Решение.
- Используем принцип “введение правильных
обозначений”. Начнем переводить условие задачи
на язык формул. Во-первых,
. Во-вторых,
. В-третьих,
.
- Тогда получим соотношения:
(1);
(2). Плохо, что между переменными нет никакой видимой связи. Попробуем это исправить с помощью лесенки (то есть обозначать неизвестными на сколько одна переменная отличается от другой). Пусть
.
- Преобразуем соотношение (2), используя формулы
сокращенного умножения:
. Очевидно, что
, поэтому выразим то, что проще всего (то, что входит в соотношение линейно):
. (3)
- Снова попробуем улучшить ситуацию с помощью
замены. Упростим знаменатель, обозначив
. Тогда
. Теперь снова пересчитаем формулу (3):
. (4) Из формулы (4) легко следует, что
.
- Займемся теперь рассуждениями на тему
“делимость”. Из (4) следует, что
. Подставим
в формулу (4):
. (5)
- Повторим процесс (к счастью, он не бесконечен).
Из (5) следует, что
. Подставим
в формулу (5):
. (6)
- Подставим полученную формулу (6) в соотношение
(1):
. (7) Заметим, что нам надо минимизировать значение
. (8)
- Вот теперь можно заняться перебором всех
случаев. Будем менять параметр
.
- Первый случай:
. Тогда
. Из (8) получаем
. Наименьшее значение
принимает при наименьшем
, то есть
.
- Второй случай:
. Тогда
. Из (8) получаем
. Наименьшее значение
принимает при наименьшем
, то есть
.
- Третий случай:
. Тогда
. Следовательно,
. С учетом ограничения
, получаем
. Поэтому самое наименьшее значение
Ответ: .
Примечание. Мы использовали 11 обозначений переменных. Действует правило: чем больше имён, тем меньше вычислений.
Список литературы
- Пратусевич М.Я. и др. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6. Арифметика и алгебра. Под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2011.
- Шевкин А.В., Пукас Ю.О.ЕГЭ. Математика. Задание С6. – М: Издательство “Экзамен”, 2011.