Цель. Обобщить и закрепить знания детей о свойствах и качествах стекла.
Оборудование: костюмы Незнайки и Стекляшечки; макет ракеты для украшения зала: стеклянные гирлянды, вазы, декоративные предметы из стекла.
Ход занятия
Дети входят в зал, где их встречает Незнайка, приветствует детей, спрашивает их, узнали ли его. Воспитатель в это время отходит в сторону и наблюдает за детьми. Незнайка приглашает ребят полететь на красивую загадочную планету, но забыл, на каком виде воздушного транспорта можно совершить полет, спрашивает у детей, какие виды воздушного транспорта они знают, советуется, на каком из них лучше полететь в космос. Дети называют ракету. Вместе с Незнайкой они садятся в ракету, летят на красивую загадочную планету.
Во время полета Незнайка предлагает детям поиграть в игру “Затейники”.
Дети встают в круг, выбирают одного затейника, который будет ведущим. Затейник стоит в круге, а дети ходят вокруг него и говорят следующие слова:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем теперь вот так.
Затейник показывает какое-нибудь движение, а дети повторяют его. Затем выбирается другой затейник, который также показывает какое-нибудь движение, а дети его выполняют. Необходимым условием является участие каждого ребенка. Движения не должны повторяться.
По окончании игры Незнайка объявляет детям, что они прилетели на планету. Чтобы дети смогли сойти на поверхность планеты, они должны отгадать загадку:
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь – разобьюсь. (Стекло)
Дети отгадывают загадку. После этого Незнайка и дети высаживаются на планету, которая из стекла. Незнайка спрашивает их, как можно назвать эту планету, если она из стекла. Дети отвечают (стеклянная, стекольная, стеклярус, стеклоид), Все вместе они придумывают название планеты.
Далее Незнайка предлагает детям погулять по планете и осмотреть ее. Дети гуляют, рассматривают планету и неожиданно встречаются с жителем этой планеты – Стекляшечкой, который здоровается с детьми, спрашивает, откуда они прилетели. Дети вместе с Незнайкой рассказывают, что они прилетели с планеты Земля, а Незнайка спрашивает у Стекляшечки о его планете: что на ней растет, кто живет. Стекляшечка отвечает, что на планете никто, кроме него, не живет, но здесь растут стеклянные деревья, кусты, цветы. Далее Стекляшечка рассказывает детям, что его планета сделана из стекла, которое обладает разными свойствами и качествами: оно цветное, прозрачное, хрупкое, звонкое, тонкое. Стекляшечка спрашивает детей, какие они еще знают качества и свойства стекла. Дети отвечают (твердое, шершавое, гладкое). Он интересуется у детей, какие предметы из стекла находятся на их планете. Дети отвечают (окна, зеркала, стаканы, лампочки…). Стекляшечка просит детей взять его к ним на планету, чтобы увидеть все стеклянные предметы.
Дети и Незнайка приглашают Стекляшечку на свою планету. Все садятся в ракету и возвращаются на Землю. После прилета Незнайка приглашает Стекляшечку к себе домой, а воспитатель и дети возвращаются в группу.
Воспитатель вместе с детьми наливает в стеклянные стаканчики жидкости разных цветов, спрашивает, почему вода видна (стакан прозрачный). Предлагает выяснить, что будет, если один стакан поставить на солнечное место, а другой в тень. Определяет, что через некоторое время температура стекла изменилась, то есть стекло проводит тепло. Спрашивает, что будет со стеклом, если его поместить в огонь. Берет тонкую стеклянную трубочку, нагревает ее над пламенем спиртовки, затем сгибает, растягивает ее (под воздействием высокой температуры стекло плавится, то есть происходит плавление). Воспитатель объясняет, что стекло хрупкое, и, если его ударить об пол или уронить, оно разобьется.
Воспитатель предлагает бросить небьющееся стекло. Далее вывод: есть стекло, которое не бьется, человек изобрел его и совершенствует.