Тот или иной уровень экологической культуры учащихся есть результат экологического воспитания. Последнее связано с целенаправленным воздействием на духовно-нравственное развитие личности. Экологический клуб “Муравей” явился тем нематериальным инструментарием, который помогает осуществлять экологическое воспитание.
Этапы и, одновременно, содержание экологического воспитания в экологическом клубе “Муравей” можно представить в виде следующей схемы:
- Экологические ценности.
- Отношение к природе.
- Поведение в природе и ответственность за свои действия.
- Ответственность за состояние природы.
Каждый из названных этапов не выступает самостоятельно (изолировано от каждого последующего этапа). Однако, не встречаясь на практике в чистом виде, на конкретном временном отрезке взаимодействия помогает воспитателю адекватно определить ту пропорцию содержания эковоспитания того или иного воспитанника которая, в конечном итоге, даст возможность сформировать личность, экологически грамотную, ответственную не только за свои, но и за действия друга, брата, сестры… - личность с активной гражданской позицией. Так, первоначально установленная в ребенке “концентрация” экологических знаний, умений и компетенций, сформированность в нем на данном конкретном этапе ценностных ориентаций и позиций, отношения к природе, отражение этого отношения в поведении дает учителю объективную информацию для дальнейшей совместной работы в экологическом клубе, в том числе данные об уровне тех заданий, которые способен выполнять ребенок (как в групповой деятельности, так и самостоятельно), чтобы он постоянно, на каждом этапе своей деятельности мог осознавать свой вклад в деятельности экологического клуба, вклад в преобразование окружающего мира.
Цель деятельности экологического клуба “Муравей”:
- создание условий, способствующих возникновению и развитию мотивации на позитивное преобразование окружающего мира в повседневной жизни.
Задачи деятельности экологического клуба “Муравей (стоящие перед руководителями клуба – учителями):
- способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся, деятельного подхода к охране и благоустройству природы родного края;
- углублять и расширять знания и компетенции обучающихся в исследовательской работе;
- сформировать у детей моделъ экологически грамотного отношения к окружающей природной среде;
- сформировать у школьника чувство ответственного поведения в природе и осознанного взаимодействия с ней;
- научить ребенка чувствовать красоту природы и боль при виде ее гибели;
- развить у детей наблюдательность и осознание связей и взаимозависимости явлений природы.
Принципы деятельности экологического клуба.
Не подчинять, а дружить с Природой.
Действовать не вопреки, а согласно законам Природы.
Учиться бережному обращению с Природой.
Участвуя в работе экологического клуба, ребята углубляют свои знания об окружающем мире, знакомятся с такими методами исследования как наблюдение, учет, измерение, взятие проб. В результате идет формирование умений первичного сбора материалов, обработки полученных данных, их анализа, практического участия в делах по охране природы родного края.
Полученные знания и умения “муравьи” применяют на практике: работают на пришкольном участке, благоустраивают его территорию, территорию своего двора, интерьера дома, ухаживают за комнатными растениями, наблюдают и воспитывают домашних животных. Они с удовольствием участвуют в операциях “Капелька”, “Лампочка” и других. Пропагандируют этику бережного использования воды, электроэнергии, тепла, ведут дневники наблюдений.
Члены клуба проводят просветительскую работу среди обучающихся школы, членов семьи, среди своих друзей.
Экологический клуб “Муравей”
на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №8 с углублённым изучением иностранных языков г.Смоленска
Девиз муравьев: “чимся, играем, творим, познавая окружающий мир”.
Принципы деятельности муравьев.
Не подчинять, а дружить с Природой.
Действовать не вопреки, а согласно законам Природы.
Учиться бережному обращению с Природой.
Цель деятельности муравьев.
Стать самым близким другом окружающему миру.
Муравьи имеют свой Устав, символику эмблему (приложение 1), гимн (приложение 2), легитимные нормы и правила поведения (приложение 3), традиции, эко календарь (приложение 4).
Историческая справка.
Идея сделать муравья символом Клуба пришла случайно. Когда в 1994 на городской экологической конференции “Если Вам по душе красота земная, берегите её, устали не зная!” спросили: “Вас так много, как вы называетесь?”, вспомнив трогательное детское стихотворение о трудолюбивом муравье
…Муравьишка в чаще
Дуб тяжелый тащит
Эй, товарищи, друзья,
Выручайте муравья!
Коли нет ему подмоги,
Муравей протянет ноги…
ответили, что нас следует представлять как “муравьёв”, а клуб называется “Муравей”. Ведь характер этого добродушного, нуждающегося в защите животного как нельзя лучше подходит для тех целей и задач, которые мы с самого начала ставили и ставим сейчас перед своим движением, для тех принципов, которые лежат в основе нашей деятельности.
В деятельности экологического клуба “Муравей” участвуют дети различных возрастных групп: от 10 до 18 лет (приложение 5). При этом, одним из приоритетных направлений деятельности “муравьев” является приобщение к муравьиному движению ребят начальной школы. Данное направление реализуется путем проведения разъяснительных бесед, уроков-путешествий, проводимых старшеклассниками, членами экологического клуба; совместных акций. В каждом классе среднего и старшего звена есть свой представитель. Дети самостоятельно избирают своего Президента; вместе разрабатывают свои инициативы, планы, обсуждают и корректируют их на заседаниях секций, правления экологического клуба; утверждают планы мероприятий на ближайший месяц.
Первые “муравьи” появились в 1994 году.
Многие достижения первопроходцев муравьиного движения по достоинству оценены и сберегаются сегодняшними “муравьями” для передачи по наследству “муравьям” завтрашнего дня.
За более чем 18 лет истории существования клуба у “муравьев” появились свои добрые традиции. Каждый год “муравьи” организуют и проводят эковыставки “Осенний букет”, “Дары огорода”, участие в экологических выставках, КТД и акциях “День борьбы с наркоманией”, “День птиц” (приложение 6), “День здоровья” (приложение 7), “День Земли”, “Мы чистим мир”, “Экологическая тревога”, “Экологический набат”, “Сохраним родную природу” (приложение 8), “Экологические листовки” (приложение 9), “Все мы – соседи на планете”, “Вода – основа жизни”, “Красная книга России”, “Красная книга Смоленщины”, “Мир птиц”, “Братья наши меньшие”, “Этические принципы общения с природой”, “Детское творчество”, “Мир вокруг нас”, проведение экологических игр (приложение 10). Хочется отметить, что в проводимых акциях вправе участвовать и участвуют не только члены муравьиного движения, но и те дети, которые еще не вступили в наши ряды, однако, и мы этому всегда рады, могут стать “муравьями” в любое время. Ведь для того, чтобы стать членом экологического клуба “Муравей” необходимо единственное и самое главное - разделять цели и задачи муравьиного семейства – любить природу.
Ежегодно “муравьи” ведут следующую природоохранную работу:
- инвентаризация местных видов животных и растений;
- благоустройство (в том числе озеленение) сквера по ул.Нахимова, школьного двора, братского захоронения по ул.Нарвской;
- помощь пернатым друзьям /изготовление кормушек, искусственных гнездовий/;
- проведение операций “Капелька” (приложение 11), “Лампочка”, “Мусорное ведро”, “Кормушка”, “Искусственное гнездовье”;
- проведение просветительской, разъяснительной работы в классах начальной школы, в семье (организация и проведение выставок марок, значков, рисунков, других творческих работ; демонстрация экологических видеофильмов; презентация экологических видеофильмов, созданных обучающимися;
- охрана муравейников (разъяснительная работа);
- выращивание экологически чистой продукции (с семьей на дачных участках);
- проведение экологического мониторинга.
Постоянными, проводимыми в течение всего календарного года, экоакциями муравьиного семейства являются: “Мой дом, моя улица” (содержание в порядке, в чистоте своего ближайшего культурного окружения); “Очистим планету от мусора” и другие.
Муравьи являются сторонниками Всемирного фонда дикой природы (WWF), поддерживают связь с природоохранными организациями города, области, России, Всемирным Союзом Охраны Природы (ВСОП).
Классификации деятельности
экологического клуба “Муравей”
по хронологии позволяет проследить динамику
развития активности деятельности его членов,
а также наглядно показать пики этой активности
Год | Количество кампаний (конкурсов, фестивалей, Дней науки, форумов, “Марш”-парков, в том числе школьного, муниципального, областного, российского, международного уровней) | Количество кампаний, в которых экологический клуб “Муравей” стал победителем, получил благодарственные письма, грамоты, дипломы |
1994 | 5 | - |
1995 | 4 | 1 |
1996 | 3 | - |
1997 | 3 | - |
1998 | 4 | 2 |
1999 | 5 | 2 |
2000 | 8 | 6 |
2001 | 6 | 4 |
2002 | 6 | 3 |
2003 | 10 | 6 |
2004 | 9 | 5 |
2005 | 10 | 6 |
2006 | 10 | 8 |
2007 | 11 | 7 |
2008 | 12 | 9 |
2009 | 11 | 9 |
2010 | 9 | 7 |
2011 | 10 | 8 |
Кроме приведенной выше классификации деятельности экологического клуба “Муравей”, возможны и другие классификации, например по результативности, по источнику инициирования, классификация по уровню проводимых кампаний в которых экологический клуб “Муравей” принимает участие, классификация по связи с другими природоохранными организациями (клубами и инициативными группами и движениями).
Поддержка инициативы экологической общественности является одной из основных целей экологического клуба “Муравей”, что закреплено в его Уставе (приложение 12). На текущем этапе развития экологического клуба уже имеет место устойчивое взаимодействие с некоторым количеством природоохранных организаций (общественных движений). “Муравьи” являются сторонниками Всемирного фонда дикой природы (WWF), поддерживает связь с природоохранными организациями города, области, России. Мы имеем глубокое убеждение, что вклад каждого ребенка в общем деле значим, а вклад, сделанный членами экологического клуба “Муравей”, шел от души, детский и чистый, и был принят с душой и искренней благодарностью.
Главное достижение существования клуба – поддержка сотен ребят, их вовлеченность в природоохранную деятельность, их развитое чувство ответственности и эмпатии.
Что стало фактором успешности нашей деятельности? - Мы, “муравьи”, считаем, что, прежде всего, этим фактором и по настоящий момент выступает осознанность тех целей и задач, которые разделяют члены экологического клуба “Муравей”, и поименованных выше природоохранных организаций, а именно: сохранение планеты Земля для будущих поколений такой, какой мы имеем счастье ее видеть сейчас, воссоздание того, что уже, к сожалению, разрушено, помощь тому, кто на грани вымирания. Что делается и что может быть сделано для этого человечеством, каждым из нас, каждым из Вас – зависит от уровня грамотности, уровня чуткости, уровня толерантности человечества, каждого из “муравьев”, каждого, кто может вступить в ряды муравьиного движения или, и мы только скажем свое четкое и уверенное “Да”, каждого, вступающего в иное подобное движение, клуб, каждого, не состоящего ни в муравьином движении, ни в ином экологическом клубе.
Не важно, кто ты, важно для чего и для кого ты живешь так, как живешь и, если не помогаешь, то, в крайнем случае, не мешаешь и даешь возможность жить другим - жить на планете Земля.
Другим?… - Одноклеточным, многоклеточным и не имеющим клеток, растениям и животным, грибам и бактериям….., вирусам…..(не всегда)… Перечисление бесконечно, но, каждый должен помнить, что на жизнь, нормальную и безопасную, имеет право каждый. Наша цель: помочь реализовать это право тому, кто не способен защищаться сам. Наша цель – достигнуть того состояния общественного сознания, при котором не было бы необходимости кого-то (что-то) от кого-то защищать.
“Муравьи” в ходе своей работы (иногда активной, иногда не очень) одним из направлений своей деятельности ставят привлечение к участию в работе клуба взрослых, их внимания к тем проблемам экологии, которые, по мнению “муравьев”, могут решить старшие здесь и сейчас. Данная задача реализуется путем проведения семейных праздничных акций, в форме опубликования открытых писем. Действенность такой формы работы необходима для формирования чувства успешности деятельности не только детям, но их родителям, ведь “муравья”, прежде всего, должен понимать и разделять цели его деятельности взрослый и, наверняка, самый любимый в мире человек – мама, папа, бабушка, старшая сестренка, брат…
В 2011 году было проведено три таких семейных акции. Дети и родители вместе высаживали саженцы, сооружали кормушки, находили те места, где их кормушка, по их мнению, могла помочь птицам выжить, дать необходимое зимой пропитание. Скворечники дети делали своими руками и, конечно, папы были действительно из песни, про то, что он все может, в том числе помочь сделать самый первый (или самый лучший) в жизни своего дитя скворечник (акция проводится ежегодно, но желание участвовать в ней у семей не иссякает).
Фактически каждое мероприятие (будь то конкурс, отдельная исследовательская работа инициативной группы “муравья”, театральное представление, разъяснительная беседа) – результат многодневной работы каждого ребенка (группы детей), которая привлекает внимание детей, не обративших свой познавательный интерес в сторону экологии, не сделали шаг на воспитание в себе экологически грамотного и одновременно чуткого человека. Представители данной категории ребят ежегодно вступают в ряды муравьиного движения, в ряды агитационного экологического литературного театра “АЭЛИТА” (приложение 13). Сами становятся инициаторами новых для “муравьев” праздников, экологических акций и кампаний.
Очевидно, что воспитание грамотного эколога здесь и сейчас позволит уже в ближайшем будущем взрастить экологически грамотных деятелей (местного, регионального и даже мирового уровня), которые свое адекватное восприятие человека как части природы отразят в деятельности по её защите, своего экологического дома. Инициатива этих будущих активистов началась уже вчера, в том числе в экологическом клубе “Муравей”, в агитационном экологическом литературном театре “АЭЛИТА”, продолжается сегодня и, несомненно, будет иметь место в завтрашнем дне. Каждый из нас верит в этих ребят, верит в их грамотность и устойчивость их гражданской позиции, в том числе позиции по сохранению планеты Земля. Ведь уже сегодня многие из ребят - пусть частично, пусть не каждый день, пусть не ежеминутно и не ежесекундно, - но стабильно и настойчиво задают, а главное отвечают на задаваемый себе вопрос: “А что могу Я сделать для Земли, для ее обитателей, которые создают этот прекрасный-прекрасный мир для тех, кого я так люблю, для меня?”.
Главное - довести до сознания каждого, что забота о природе не ограничивается одним днем. Думать о природе, заботиться о ней человек обязан всю свою жизнь и делать он это должен не только для себя и ныне живущих, но и для будущих поколений людей, птиц, рыб…
Человек рожден для добра. Воздух – наш отец. Вода – мать. Земля – дом. Настало время осознать каждому, что мы живем в озоновом одуванчике, что наша Земля – одиночный небесный цветок, расположенный на удачном расстоянии от Солнца.
А мы взрываем в одуванчике бомбы! Мы прогрызаем его ранимую оболочку, стираем пыльцу, смахиваем нежные тычинки лесов.
Птицы и звери, цветы и деревья взывают к человеку: сбереги, сохрани, где стоишь, где живешь, на расстоянии взгляда и голоса, хотя бы на расстоянии вытянутой рук. И твое личное активное пространство, помноженное на миллионы, станет охраняемым пространством Отечеств, помноженное на миллиарды – охраняемым пространством мира (академик Д.Лихачёв, И.Шкляровский “Экологический манифест”).
Экологическое настоящее и будущее у всех народов общее. А поэтому каждое государство, каждый житель планеты Земля несет ответственность перед всем человечеством.