Занятие для старшего дошкольного возраста. Тема: "Приобщение детей к истории родного края"

Разделы: История и обществознание, Работа с дошкольниками


Цели:

  • расширять и закреплять знания детей о родном городе;
  • рассказать о существовании Большого города предшественника Царицына;
  • развивать интерес, любознательность;
  • воспитывать чувство гордости, любовь к родному городу.

Форма проведения: игра-путешествие.

Оборудование и материал: ленты для изображения дорог улиц, скамейки, силуэты деревьев для скверов, парков и хорошо известных в городе сооружений, построек; костюм для старца, котомка, песок.

Предварительная работа: чтение книг посвящённых истории родного края; составление словарика трудных слов; изготовление альбома “От посёлков до городов”; рисование: “Крепость Царицын”.

Ход занятия

I. Организационный этап.

Звучит спокойная музыка. Дети входят в зал.

Педагог:

Город мой необозримый
В свете солнечного дня
Красотой неповторимой
Тешит, радует меня.
Парки, улицы, бульвары
Взгляд ласкают много лет.
Краше города на Волге
В целом мире больше нет.

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по нашему родному городу. Путешествие будет необычным, обратите внимание на разноцветные ленты дорог. Каждая из них ведёт к памятному, или хорошо известному месту нашего города. Вам нужно будет узнать его и рассказать о нём. А сначала, я предлагаю вам присесть на дорожку как это делали в старину, для того, чтобы взять собой удачу и везенье в дорогу (дети присаживаются на скамеечки в парке).

Нам нужно разделиться на команды. Я взяла с собой медали на разноцветных лентах. Скажите, пожалуйста, что изображено на медалях? (Герб нашего города). Сейчас каждый выберет себе ленту по цвету и встанет на соответствующую дорожку для того, чтобы начать путешествие в команде. У нас получилось три команды, я предлагаю придумать название своей команды и выбрать капитана, который будет вести команду к победе в нашей игре-путешествии.

II. Основной этап.

1. Активизация знаний. Начнём мы игру с небольшой разминки. Сейчас, вы можете заработать “бал” для своей команды фрагмент - пазл загадочной постройки. В конце нашего путешествия у каждой команды будет несколько фрагментов загадочной постройки. Выиграет та команда, у которой фрагментов окажется больше. Затем мы совместными усилиями соберём пазлы и определим, что же это за загадочное построение и каким образом оно касается нашего города.

Первый раунд нашей игры называется “вопрос – ответ”. Я задаю вопрос, команда отвечает, в случае неудачи право ответа переходит к другой команде. Очерёдность мы определим с помощью карточек, которые находятся у меня в руке, с обратной стороны написаны цифры от одного до трёх. Я приглашаю капитанов команд - они вытянут карту с цифрой очерёдности.

Первый вопрос и отвечает команда, у которой карточка с цифрой 1:

- Как называется город, в котором мы живём?

- Как давно был основан наш город?

- На берегу, какой реки построен город?

- Что означает название “Волга”?

- Сколько раз менял название наш город, назовите, как назывался наш город раньше?

- Какая постройка соединяет две великие реки?

Вопрос для капитанов команд, расскажите капитаны, на какой улице вы живёте, чем знаменита улица, почему она носит такое название?

Хорошо ребята, это была разминка, а сейчас начинается путешествие по временным лентам дорог. Во время путешествия по ленте вы повстречаете силуэт постройки или сооружения хорошо известного в нашем городе, вам нужно будет его угадать. Если по силуэту вам не удалось угадать построение, то вы можете воспользоваться помощью прохожих людей, которые дадут краткое описание постройки, словесную подсказку.

Начнём путешествие. Звучит спокойная музыка – дети друг за другом передвигаются по залу, по ленте, останавливаются у силуэта и отгадывают постройку, дети школьники играют роль прохожих.

Они направляют детей в случае необходимости, дают словесные подсказки, описание построения .

Все справились с заданием? А теперь мы проверим правильность выполнения. Внимание на экран.

Педагог зачитывает на экране описание постройки, дети называют название и рассказывают чем знаменито это сооружение. Затем появляется на экране изображение постройки. При правильном ответе команда получает ещё один фрагмент загадочной постройки.

После ответов всех команд проводится подсчёт фрагментов загадочной постройки и определяется команда победительница, каждый член команды получает в качестве приза книгу о родном городе. Проигравшая команда получает поощрительный приз за хорошую работу – набор открыток “Волгоград”.

Молодцы ребята, теперь нам предстоит самое интересное. Давайте, скорее, соединим пазлы (напольные) в единое полотно и посмотрим, что же у нас получится.

Что изображено на полотне? Царицынская сторожевая крепость. Каким образом крепость касается нашего города? (Ответы детей).

Входит старец.

Старец: Здравствуйте, люди добрые!

Дети: Здравствуй дедушка.

Старец: Можно у вас отдохнуть с дороги?

Педагог: Конечно, проходите, пожалуйста, присядьте и отдохните с дороги.

Старец: Спасибо, ребятушки. Меня зовут дедушка Трифон.

Путешествую я друзья по родной сторонке
Со станицы родом я – казачьей деревеньки.
Путь мой долог и велик,
Странствую по свету
Я историю земли записать хотел - бы.
С собой в дорогу взял землицы,
С родной и милой стороны.
Хранит земля сокровищ много:
Легенд и сказок дорогих.
Любовью светлой учит нас,
Хранит меня от зла
И мы, простые люди
Поверим в силу волшебства.
Возьму я горсточку земельки,
Волшебной, сердцу дорогой
И пусть поведает она
Легенду стороны родной.

Старец: Вижу я сынки и доченьки родные, крепость вы построили не простую, сторожевую.

Что за крепость стоит
А в оконце свет горит?

(Ответы детей).

Старец: Крепость сторожевая, Царицынская. Ребята, а как вы думаете, для чего нужно было строить сторожевые крепости, пункты? Да, и одна из них была сооружена на правом берегу Волги. На месте современного Волгограда. Она была заселена одними стрельцами. Стрельцы должны были держать стражу против татар и казаков и охранять мимо проходящие суда с товаром.

Да, так выглядел наш город в древности. (Обращает внимание на экран, показ слайдов Царицын).

Царицын своё название получил в честь речки Царица. А вот происхождение реки до сих пор не ясно. Об этом нам сейчас расскажут ребята.

Рассказы детей.

По преданиям и легендам дочь хана Золотой орды принесла христианскую веру, была сброшена с крутого обрыва в реку, названную “Царица”. Отсюда и название города (показ слайдов детских рисунков детей школьного возраста по представлению см. приложение №2).

Некоторые исследователи считают, что Царицын произошёл от татарских слов “сари–су”, что означает “жёлтая вода” или “жёлтая река”, и “сари-чин”, т.е. “жёлтый остров”.

Старец: Нам земелька сейчас расскажет. Дедушка Трифон берёт горсточку земли из котомки, высыпая на поднос, ведёт свой рассказ:

2. Введение нового материала.

Старец: Предания и легенды гласят, что когда-то очень – очень давно существовал на левом притоке Волги Большой город. Так его называли потому, что он славился своими богатствами. Золотоордынское царство (Рассказ сопровождается показом слайдов с рисунками детей школьников - по представлению см. приложение № 2). Посмотрите, вот так его изобразили школьники в своих рисунках. Татарское царство оказало большое влияние на жизнь реки Волги. Основателем царства был хан Батый. Центром Золотоордынского царства был город Сарай. Там сейчас существует село Сарай (Рассматривание карты местности). В городе был дворец Батыя. Из этих мест осуществлялись набеги татар на русские земли. Отсюда, с Нижней Волги начал Мамай очередной поход на русскую землю (педагог уточняет о происхождении названия Мамаев Курган). После разгрома на Куликовом поле, ослабленный Мамай искал убежище в этих местах. Золотоордынское царство стало лёгкой добычей новых завоевателей. Тамерлан разорил столицу Золотой орды Сарай и другие татарские города и поселения Нижнего Поволжья. В результате этот край был опустошён на многие годы. Нижнее Поволжье оставалось на долгие годы необитаемым и представляло собою “дикое поле”. Постепенно на берегах Волги начали возникать русские поселения. Это были небольшие крепости или сторожевые пункты, одна из которых расположилась на месте современного Волгограда. Царицынская крепость была обнесена деревянной стеной на правом берегу Волги с 12 башнями. Город строился. Основателем же современного города считается Григорий Засекин, прибывший в эти края. Он занимался торговыми делами. Ему был возведён уже в наше время памятник (показ слайда).

Педагог: Спасибо тебе дедушка Трифон за интересный рассказ совсем мы тебя заговорили. Ты отдохни с дороги, а мы с ребятами тебя немного повеселим. Поиграем в игру, которая так и называется “У дедушки Трифона”, а ты посмотри.

3. Игра-физкультминутка.

Проводится игра “У дедушки Трифона”.

Все играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий выходит в центр и говорит: “Ну, сынки мои, я – дедушка Трифон. Что я буду делать, то и вы делайте”. Скажет это водящий и запоёт.

У дедушки Трифона,
Семеро детей.
Семеро детей,
Семь сыновей.

Дедушка Трифон показывает, какие огромные глаза у его сыновей, и поёт: “С такими глазами”. Все остальные останавливаются и показывают, какие огромные у них глаза, повторяют: “С такими глазами”. И снова идут по кругу.

Дальше дедушка Трифон показывает, какие густые брови, нос, уши…Все останавливаются, повторяют его движения и снова идут. После дедушка Трифон запевает:

Они не пили, не ели,
Всё на дедушку глядели
И все делали вот так!
И все делали вот так!

Остальные подпевают. А дедушка Трифон придумывает разные движения и показывает. Играющие должны быстро и верно всё повторить за дедушкой и разом остановиться. При каждом новом движении говорят:

Кто не успеет, замешкается или допустит ошибку, становится рядом с дедушкой и повторяет его действия и всех остальных.

III. Заключительный этап.

Старец: Ай да, молодцы повеселили старика. А мне ребятушки пора прощаться, в путь дорогу отправляться. Дорога ждёт меня долгая, тяжёлая, но интересная.

Дети: Прощай дедушка Трифон. Заходи к нам на обратном пути, мы будем ждать твоих новых сказаний.

Педагог: Ушёл дедушка Трифон, ребята, а про какой такой Большой город рассказывал дедушка Трифон. А как вы думаете, как он выглядел? Молодцы ребята, вы интересно и увлекательно рассказываете. На этом, я предлагаю закончить наше занятие. А свои впечатления и идеи вы можете отразить в рисунках. Возьмите краски, карандаши и нарисуйте Большой город, как вы его представляете. (Работа после занятия)