Цель урока:
- Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.
- Отработать умения в построении графиков, решения задач, определения приборов, проверить усвоение учащимися понятий.
- Развивать интерес к предмету географии
Оборудование:
- Игровое поле на ватмане.
- Карточки с вопросами и заданиями.
- Жетоны
Ход урока
I. Подготовительный этап
Класс разбивается на команды по 2-4 человека, выбираются капитаны.
Подготовка приветствия:
- придумать название (связанное с атмосферой);
- придумать девиз (в любой форме).
Подготовить игровое поле на ватмане.
Подготовка кабинета:
- расстановка парт для команд;
- изготавливаются жетоны;
- вывешивание игрового поля.
II. Проведение игры "Знакомая и незнакомая атмосфера"
Учащиеся занимают места, рассаживаются по группам. Учитель объясняет правила игры "Знакомая и незнакомая атмосфера".
Команды в порядке очереди, начиная с первой, выбирают тип вопроса, на сколько баллов. Если ответ верный, то команда продолжает игру. Если ответ неверный, то ход переходит следующей команде. Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов.
Можно выставлять и индивидуальные оценки, т.к. в процессе игры учитывается индивидуальный вклад каждого члена команды. Оценку "отлично" получает тот, кто наберет больше баллов, "хорошо" - 2 место, "удовлетворительно" - 3 место, "неудовлетворительно" - если вообще не смог ответить ни на один вопрос. Учитель прежде, чем поставить оценку "2", должен побеседовать с учеником индивидуально.
Понятия | График | Прибор | Задача | Загадка | Поэтическая |
10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
20 | 20 | 20 | 20 | 20 | 20 |
30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
40 | 40 | 40 | 40 | 40 | 40 |
50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Вопросы по теме "Понятия"
10. Что называют атмосферой? Какие слои она имеет? Примерная толщина слоев.
Ответ: Атмосфера - это воздушная оболочка Земли. В атмосфере выделяют несколько слоев: тропосферу, стратосферу и верхние слои атмосферы, образованные мезосферой, термосферой и экзосферой.
Толщина тропосферы над экватором составляет 18 км, в полярных широтах - 8-10 км, в умеренных широтах - 1-12 км. Стратосфера простирается до высоты 50 км. Выше верхние слои атмосферы.
20. Что называют абсолютной влажностью? В чём она измеряется?
Ответ: Количество водяного пара в граммах на 1 м3 воздуха называется абсолютной влажностью воздуха. Измеряется в граммах.
30. Что такое атмосферное давление? Чему равно нормальное атмосферное давление
Ответ: Атмосферное давление - это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы. Нормальное атмосферное давление равно 760 мм рт. ст.
40. Что такое погода и климат?
Ответ: Погодой называют состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени. Климат - это многолетний режим погоды, характерный для какой-либо местности.
50. Что такое бриз и муссон?
Ответ: Бриз - это ветер, меняющий свое направление дважды в сутки.
Муссон - это ветер, меняющий свое направление дважды в год.
Вопросы по теме "График"
10. Начертите график суточного хода температуры воздуха по данным: в 6 ч - -10С, в 12 ч - +30С, в 16 ч - +20С, в 18 ч - +10С, в 20 ч - -10С.
20. Построить график хода температуры воздуха за год по данным таблицы (одна клетка - 50С).
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
-13 | -17 | -8 | +3 | +9 | +18 | +26 | +22 | +12 | +3 | -9 | -17 |
30. Начертите диаграмму количества осадков за год до данной таблице (две клетки - 10 мм).
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
50 мм | 53 мм | 61 мм | 48 мм | 58 мм | 44 мм | 69 мм | 68 мм | 55 мм | 72 мм | 76 мм | 80 мм |
40. Постройте "Розу ветров" по имеющимся данным.
С | В | Ю | З | С-В | Ю-В | Ю-З | С-З |
5 | 2 | 3 | 0 | 4 | 3 | 1 | 3 |
50. Построить график хода температуры воздуха за год для Ялты по данным таблицы (одна клетка - 50С). Вычислите среднегодовую амплитуду.
Я | Ф | М | А | М | И | И | А | С | О | Н | Д |
3 | 4 | 6 | 10 | 16 | 20 | 24 | 23 | 19 | 14 | 9 | 8 |
Вопросы по теме "Прибор"
10. Как называется прибор для измерения температуры воздуха.
Ответ: Термометр
20. Какие приборы для измерения атмосферного давления вы знаете?
Ответ: Барометр-анероид, барометр ртутный.
30. Прибор, измеряющий скорость ветра, называется....
Ответ: Анемометр
40. Количество выпадающих осадков определяют с помощью...
Ответ: Осадкомера, мерной линейки.
50. Направление ветра определяют с помощью...
Ответ: Флюгера
Вопросы по теме "Задача"
10. Какая температура воздуха на вершине Кавказских гор, если в июле у подножья она составляет соответственно +240С.
Ответ:
1) 5642 м : 1000 м = 5,6
2) 60С · 5,6 = 33,60С
3) 240С - 33,60С = -13,60С
20. Какова высота горы, если у её подножья +260С, а на вершине -100С?
Ответ:
1) 260С + 100С = 360С
2) 360С : 60С = 6
3) 1000 м * 6 = 6000 м
30. Значение пониженного давления подчеркните одной чертой, повышенного - волнистой линией: 750, 765, 769, 783, 742, 770, 748, 752 мм рт. ст.
Ответ: одной чертой - 750, 742, 748, 752; волнистой линией - 765, 769, 783, 770
40. Укажите стрелкой направление ветра:
752 мм рт. ст. | 754 мм рт. ст. |
765 мм рт. ст. | 750 мм рт. ст. |
759 мм рт. ст. | 769 мм рт. ст. |
741 мм рт. ст. | 744 мм рт. ст. |
760 мм рт. ст. | 765 мм рт. ст. |
Ответ:
752 мм рт. ст. | 754 мм рт. ст. |
765 мм рт. ст. | 750 мм рт. ст. |
759 мм рт. ст. | 769 мм рт. ст. |
741 мм рт. ст. | 744 мм рт. ст. |
760 мм рт. ст. | 765 мм рт. ст. |
50. Определите время года на побережье, если:
А) ветер дует с моря на сушу - ....................
Б) ветер дует с суши на море - ....................
Ответ: А - Лето; Б - Зима
Вопросы по теме "Загадка"
10.
Летел пан, на воду пал
Сам не убился и воды не взмутил.
Ответ: Дождь
20.
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает.
Ответ: Ветер
30. Падает горошком, скачет по дорожкам.
Ответ: Град
40. Шёл да шёл, да и в землю ушёл.
Ответ: Туман
50.
Заря-зарница, красная девица,
Врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла,
Месяц видел, солнце скрыло.
Ответ: Роса
Вопросы по теме "Поэтическая"
10. Какое время года описывается в приведенном ниже отрывке. Кто автор?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Ответ: Осень. А.Пушкин
20. Какое время года описывается в приведенном ниже отрывке. Кто автор?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли.
Ответ: Зима. Н.Некрасов
30. Какое время года описывается в приведенном ниже отрывке. Кто автор?
Пахнет сеном над лугами ...
В песне душу веселя,
Бабы с граблями рядами
Ходят, сено шевеля ...
Ответ: Лето. А.Майков
40. Какое время года описывается в приведенном ниже отрывке. Кто автор?
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга,
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года ...
Ответ: Весна. А.Пушкин
50. Поэт Л.Левушкин так описал это явление. Где наблюдается подобное явление?
Ответ: Полярный день, за полярным кругом
III. Подведение итогов игры
Подсчитываются жетоны (баллы), выбирается команда победитель-ница. Выставляются оценки.