Цели.
Оборудование.
- Высказывание о Русском языке.
- Карточке обратной связи.
- Визитки по каждому падежу.
- Перфокарты.
- Проект алгоритма.
- Музыка к песням “Падает снег”, “Если с другом вышел в путь”.
Технологии. Здоровьесберегающие. Проектные. Интегративные. Развивающие. Технологии социализации.
Содержание урока
1. Организационный момент.
1) Звучит музыка песни “Падает снег” (тихо).
2) На фоне музыки слово учителя о русском языке.
Русский язык! Язык русских, россиян! Наш родной язык! Язык России!
Русский язык - это гордость россиян. Сколько теплых душевных слов сказано о нем поэтами и писателями.
Учите русский - годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.
Сабир Абдулла
Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. В. Луговской
Каждый русский человек с детства впитывает, расширяет, углубляет свои знания о родном языке. Владеть русским языком – это еще и грамотное, красивое письмо.
2. Каллиграфическая минутка.
- Пропись №2-4 кл. стр.3.
3. Орфографическая зарядка.
Методом уплотненного опроса. Одновременный индивидуальный опрос группы учащихся. (4 человека работают у доски, 1 человек работает с классом).
1) Три правила корня:
а) п…левой | б) зу…ки | в) мес…ный | ||
ст…ловая | моро…ко | звез…ный | ||
…зерный | но…ка | трос…ник |
- Объясни написание слов, подбери проверочные, доказывай свой ответ правилом.
2) Звуко-буквенный анализ слова: пеньки.
3) Разбор по составу: пригорки, завьюжила.
4) Разбор по членам предложения и по частям речи.
Пушистые снежинки укрыли мерзлую землю.
5) Класс в это время под диктовку с комментированием пишут предложение и делают грамматический разбор.
Зимний мороз сковал холодные воды в озерах и реках.
6) Оценка ответов учащихся.
4. Сообщение основной проблемы, цели и задачи урока: Слово учителя об одной из важных орфограмм - правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.
- Это правило написания падежных окончаний имен существительных очень важное в русском языке.
(Тихо звучит гимн России)
- Сегодня у нас на заседании нашей школьной Думы “Учитель-ученик” будет пезидент с проектом “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.
(Появляется строго одетый ученик, заранее подготовленный учителем, приготовлена доска с проектом, который пока закрыт) В класс входит Президент. (Громко звучит Гимн. Класс приветствует его (встают все). Говорит президент.
- Дети, сегодня перед вами учитель поставил одну из важных проблем русского языка: Правописание падежных окончаний имен существительных.
Но, прежде, чем принять проект по решению этой проблемы, я хочу кое-что уточнить:
Его вопросы классу:
1) Почему все существительные разделили на три склонения?
2) Быстро определите склонение существительных, ответ покажете на веере. (Сирень, тополь, яблоко, пашня, город, деревня, сарай)
3) Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению?
4) Представьте визитную карточку по каждому падежу:
(Выходит к доске ученик, показывая по таблице, все рассказывает о падеже - вопросы, предлоги)
5) Представление президентом проекта “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.
- Открывает проект (оформлен на отдельной доске), все отчетливо, убедительно доказывает учащимся на примере.
- Заботился о матери - ж.р, 3 скл., П.п. - пользуясь схемой проекта.
5. Закрепление нового материала.
Практическая работа. (Дети цепочкой у доски пишут словосочетания, устно доказывая правописание падежных окончаний).
- Бежал по тропинке. – ж.р., 1 скл., Д.п.
- Думал о дочери. – ж.р., 3 скл., П.п.
- (И т.д.)
6. Отчет партии “Ученики” о том, как они поняли Проект доказательства написания окончаний имен существительных. Работа в парах с перфокартами. Дописать окончание имен существительных, определяя род, склонение падежей.
(В каждой перфокарте по 7 словосочетаний)
Оценка ставится после проверки на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Из рассказа (задан по чтению) выписать 10 словосочетаний, указать род, склонение, падеж, выделить окончание.
8. Слово завуча о работе учителя на уроке.
- Вот так быстро закончился ваш урок, и наш тоже, где главным вашим помощником и другом был ваш учитель.
- Звучит музыка песни “ Если с другом вышел в путь”.
- Дети встают, поворачиваются к остальным учителям, кланяются.
- Исполняют песню хором!
(Смыслом этой песни дети подчеркивают, что учитель их близкий друг. Опора - “Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много).
Проект интегрированного урока русского языка и музыки: "Сочинение по картине И.И. Левитана "Березовая роща"". Приложение 1