Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по курсу "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Составить проект алгоритма доказательства написания падежных окончаний имен существительных.
  2. Совершенствовать навыки учащихся в объяснении и написании падежных окончаний имен существительных, пользуясь проектом алгоритма.
  3. Работать над развитием устной и письменной речи учащихся.

Оборудование.

  1. Высказывание о Русском языке.
  2. Карточке обратной связи.
  3. Визитки по каждому падежу.
  4. Перфокарты.
  5. Проект алгоритма.
  6. Музыка к песням “Падает снег”, “Если с другом вышел в путь”.

Технологии. Здоровьесберегающие. Проектные. Интегративные. Развивающие. Технологии социализации.

Содержание урока

1. Организационный момент.

1) Звучит музыка песни “Падает снег” (тихо).

2) На фоне музыки слово учителя о русском языке.

Русский язык! Язык русских, россиян! Наш родной язык! Язык России!

Русский язык - это гордость россиян. Сколько теплых душевных слов сказано о нем поэтами и писателями.

Учите русский - годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом.

Сабир Абдулла

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка. В. Луговской

Каждый русский человек с детства впитывает, расширяет, углубляет свои знания о родном языке. Владеть русским языком – это еще и грамотное, красивое письмо.

2. Каллиграфическая минутка.

- Пропись №2-4 кл. стр.3.

3. Орфографическая зарядка.

Методом уплотненного опроса. Одновременный индивидуальный опрос группы учащихся. (4 человека работают у доски, 1 человек работает с классом).

1) Три правила корня:

а) п…левой   б) зу…ки   в) мес…ный
ст…ловая   моро…ко   звез…ный
…зерный   но…ка   трос…ник

- Объясни написание слов, подбери проверочные, доказывай свой ответ правилом.

2) Звуко-буквенный анализ слова: пеньки.

3) Разбор по составу: пригорки, завьюжила.

4) Разбор по членам предложения и по частям речи.

Пушистые снежинки укрыли мерзлую землю.

5) Класс в это время под диктовку с комментированием пишут предложение и делают грамматический разбор.

Зимний мороз сковал холодные воды в озерах и реках.

6) Оценка ответов учащихся.

4. Сообщение основной проблемы, цели и задачи урока: Слово учителя об одной из важных орфограмм - правописание падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения.

- Это правило написания падежных окончаний имен существительных очень важное в русском языке.

(Тихо звучит гимн России)

- Сегодня у нас на заседании нашей школьной Думы “Учитель-ученик” будет пезидент с проектом “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.

(Появляется строго одетый ученик, заранее подготовленный учителем, приготовлена доска с проектом, который пока закрыт) В класс входит Президент. (Громко звучит Гимн. Класс приветствует его (встают все). Говорит президент.

- Дети, сегодня перед вами учитель поставил одну из важных проблем русского языка: Правописание падежных окончаний имен существительных.

Но, прежде, чем принять проект по решению этой проблемы, я хочу кое-что уточнить:

Его вопросы классу:

1) Почему все существительные разделили на три склонения?

2) Быстро определите склонение существительных, ответ покажете на веере. (Сирень, тополь, яблоко, пашня, город, деревня, сарай)

3) Какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, 3 склонению?

4) Представьте визитную карточку по каждому падежу:

(Выходит к доске ученик, показывая по таблице, все рассказывает о падеже - вопросы, предлоги)

5) Представление президентом проекта “Алгоритм доказательства написания падежных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения”.

- Открывает проект (оформлен на отдельной доске), все отчетливо, убедительно доказывает учащимся на примере.

- Заботился о матери - ж.р, 3 скл., П.п. - пользуясь схемой проекта.

5. Закрепление нового материала.

Практическая работа. (Дети цепочкой у доски пишут словосочетания, устно доказывая правописание падежных окончаний).

- Бежал по тропинке. – ж.р., 1 скл., Д.п.

- Думал о дочери. – ж.р., 3 скл., П.п.

- (И т.д.)

6. Отчет партии “Ученики” о том, как они поняли Проект доказательства написания окончаний имен существительных. Работа в парах с перфокартами. Дописать окончание имен существительных, определяя род, склонение падежей.

(В каждой перфокарте по 7 словосочетаний)

Оценка ставится после проверки на следующем уроке.

7. Домашнее задание.

Из рассказа (задан по чтению) выписать 10 словосочетаний, указать род, склонение, падеж, выделить окончание.

8. Слово завуча о работе учителя на уроке.

- Вот так быстро закончился ваш урок, и наш тоже, где главным вашим помощником и другом был ваш учитель.

- Звучит музыка песни “ Если с другом вышел в путь”.

- Дети встают, поворачиваются к остальным учителям, кланяются.

- Исполняют песню хором!

(Смыслом этой песни дети подчеркивают, что учитель их близкий друг. Опора - “Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много).

Проект интегрированного урока русского языка и музыки: "Сочинение по картине И.И. Левитана "Березовая роща"". Приложение 1