Цели. Закрепить знания учащихся о химических свойствах и классификации углеводородов, познакомить с формами существования в природе, применением в хозяйственной деятельности людей, влиянием углеводородов и продуктов их переработки на окружающую среду. Развивать наблюдательность, умение соотносить знания, полученные в школе, с явлениями в окружающей природе, делать логические выводы, понимать сведения, поступающие из средств массовой информации. Выработать элементы экологического воспитания и стереотипы поведения в быту и на производстве, способствующие укреплению экологической безопасности. Продолжить формирование чувства ответственности за свои действия, умения принимать решение сообща, способности выражать свои мысли четко и кратко, выслушивать и критически оценивать мнение других.
Оборудование и реактивы. Презентации по темам: Природный и попутные нефтяные газы, Нефть, Углехимическая промышленность мира, Углеводороды и их природные источники, шаростержневые модели молекул октана, коллекция “Нефть и продукты ее переработки”, рабочие листы для урока.
Ход урока
Учитель. Сегодняшний урок, ребята, необычный. Мы проведем урок-игру. Этот урок позволит повторить и закрепить пройденный материал. У нас в классе есть команды и строгое жюри, которое будет оценивать ваши выступления. На уроке будут использоваться элементы игры КВН. В каждой команде нужно выбрать капитана.
Учитель. Мы изучили тему “Углеводороды” и сегодня на уроке обобщим пройденный материал. Особое внимание уделим вопросам нахождения углеводородов в природе, их практическому применению в хозяйственной деятельности человека, а также влиянию углеводородов и продуктов их переработки на окружающую среду. Итак, начинаем. Внимание! Ответы на вопросы нужно записывать на отдельные листы и в конце конкурса передать жюри.
Конкурс “Разминка”
Вопросы.
1. Какие органические вещества относят к углеводородам?
2. Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре?
3. Напишите общую формулу алканов, алкенов, алкинов.
4. Напишите формулы алканов, имеющих в своем составе атомов углерода:
а) 16; б) 21; в) 23.
5. Напишите формулы алкенов, имеющих в своем составе атомов углерода:
а) 6; б) 8; в) 12.
6. Укажите вид гибридизации, характерный для алканов, алкенов, алкинов.
7. Назовите угол, характерный для алканов, алкенов, алкинов.
Ответы.
1. Углеводороды – это органические соединения, состоящие из двух элементов: углерода и водорода.
2. Алканы.
3. (CnH2n+2) (CnH2n) (CnH2n-2)
4. С16Н34, С21Н44, С23Н48.
5. С6Н12, С8Н16, С12Н24.
6. sp3-sp2-sp-гибридизация.
7. Угол – 109°28' , 120° ,180°
Конкурс “Домашнее задание”
Учитель. Назовите природные источники углеводородов.
Ученик. Наиболее важными источниками углеводородов являются природный и попутный нефтяные газы, нефть, каменный уголь.
Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Природный и попутные нефтяные газы. (Приложение 1). По итогам презентации на рабочих листах (Приложение 4) каждый ученик заполняет таблицу: Характеристика попутных нефтяных газов.
Название | Состав | Применение |
Газовый бензин | ||
Пропан-бутановая фракция | ||
Сухой газ |
Учитель. При сгорании природного газа выделяется много теплоты, поэтому он служит дешевым топливом в котельных установках, доменных, мартеновских и стекловаренных печах. При сгорании углеводородов, встречающихся в природе, расходуется большое количество кислорода. В результате образуются оксид углерода (IV) и вода, а также выделяется большое количество теплоты.
Вопрос. В настоящее время экологами остро ставится вопрос об изменении климата на Земле. Каковы причины этого явления?
Ученик. Человечество внезапно оказалось на пороге крупнейшего изменения климата, вызванного деятельностью человека. Это изменение неуправляемое и может иметь катастрофические последствия для человечества. Причина потепления климата – в увеличении содержания в атмосфере углекислого и некоторых других газов, в так называемом парниковом эффекте.
Учитель. Какова стратегия борьбы с парниковым эффектом?
Ученик. Чтобы снизить и устранить в будущем действие парникового эффекта, необходимо разрабатывать и внедрять в хозяйственную деятельность людей солнечные и другие бестопливные источники энергии, прекратить вырубку лесов, расширить посадку деревьев.
Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Нефть (Приложение 2) По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет таблицу: Нефтяные фракции
Название фракции | Содержание углерода | Температура кипения | Применение |
Светлые нефтяные продукты | |||
Бензин | |||
Лигроин | |||
Керосин | |||
Газойль | |||
Темные нефтяные продукты | |||
Мазут | |||
Учитель. Приглашаю представителя команды для защиты презентации по теме: Углехимическая промышленность мира. (Приложение 3). По итогам презентации на рабочих листах каждый ученик заполняет схему:
Продукты переработки угля
Конкурс “Моделирование”
Команда должна смоделировать крекинг молекулы октана, используя шаростержневую модель молекулы.
Ответы: Термический крекинг: Октан —> Бутан + Бутен
Каталитический крекинг: Октан —> Изооктан (2,2,3-триметилпентан)
Конкурс болельщиков
– Явление, при котором вещества имеют одинаковый состав и массу, но разное строение молекул, называют ... .
(Изомерией.)
– Какой суффикс добавляют при названии диеновых углеводородов?
(Диен.)
– Назовите общую формулу предельных углеводородов.
(СnН2n+2.)
– Транс- и цисизомерия – какой это вид изомерии?
(Пространственной.)
– Какую группу атомов называют гомологической разницей?
(СН2.)
– Какую пространственную форму имеют предельные углеводороды?
(Зигзагообразную.)
– Как называют группы атомов СН3, С2Н5, С3Н7?
(Радикалами.)
– Какие реакции характерны для непредельных углеводородов?
(Присоединения.)
Информационный конкурс
Работа с коллекцией “Нефть и продукты ее переработки” Рассказать о продуктах переработки нефти используя информацию из таблицы для коллекции “Нефть и продукты ее переработки”.
Конкурс капитанов
Учитель. Тесты по экологическим технологиям современного производства.Выполните следующий тест, стараясь найти правильное (наиболее рациональное) решение.
1. Как бы Вы решили вопрос с “кислотными дождями”?
А) предварительно извлекать серу и азот из угольного топлива;
Б) наладить производство химически стойкой одежды;
В) штрафовать предприятия за выброс кислотных оксидов в атмосферу;
Г) бороться бесполезно, т.к. это неизбежный процесс.
2. Какие альтернативные пути переработки радиоактивных пород и пыли предлагает НТР?
А) создание лесозащитных полос;
Б) применение очистных сооружений;
В) переработка пустых радиоактивных пород в качестве топлива для термоядерных реакторов;
Г) закапывание пустых породных отвалов обратно в заброшенные шахты.
3. Какие кардинально иные возможности переработки угля есть сегодня?
А) применение очистных сооружений;
Б) сокращение территорий ТЭС, замена на атомные;
В) развитие производства синтетического жидкого топлива из угля (альтернатива нефти);
Г) разработка и использование альтернативных источников энергии (водорода, солнечных батарей, энергии ветра, биоэнергии, рек, морей, гейзеров, термоядерного синтеза и др).
4. Вы – директор крупного завода и имеете в своем распоряжении значительную сумму денег. Как Вы поступите при решении проблемы очистки отходов?
А) положите деньги в банк под проценты для выплаты ежегодных штрафов за загрязнение окружающей среды – это выгоднее (по деньгам) строительства очистных сооружений;
Б) вложите деньги в строительство дорогостоящих очистных сооружений;
В) повысите заработную плату сотрудникам предприятия “за вредность”;
Г) деньги вложите в расширение производства.
Ответы: 1-а, 2-в, 3-в, 4-в, 5-б.
Конкурс сказок
Учитель. Каждая команда записывает в виде химических уравнений о всех химических превращениях из cказки.
Сказка про этилен
Жил-был в царстве непредельных углеводородов мальчик Этилен. Все жители в этом царстве рождались под общей формулой СnН2n. Отец этилена был Этаном, мать его звали Никель. “Произошел” он на свет при температуре 500 °С. “Родились” они вдвоем с братом Водородом.Этилен и Водород были немного похожи. Они любили прятаться, т.к. были без цвета и запаха и плохо растворялись в воде. Их было нелегко найти. Были у них и различия. Дальние родственники Этилена, от дяди Пентена и до Октадецена, были жидкостями, а от Нонадецена (С19Н38) – твердые вещества. В детстве Этилен любил шалить: он обесцвечивал бромную воду. Этилен дружил с братом Водородом и сестренкой Водой. Изредка играл с соседями с длинной фамилией Галогеноводороды. Незаметно Этилен подрос и однажды при повышенной температуре и высоком давлении в присутствии катализаторов полимеризовался и превратился в Полиэтилен. В царстве непредельных углеводородов часто происходили превращения – это одно из них.Стал он приносить пользу людям. Где только его не применяли: при получении горючего с высоким октановым числом, пластмасс, взрывчатых веществ, антифризов, растворителей, а также для ускорения созревания фруктов.
Конкурс болельщиков “Рассказ про Пентан”
Учитель. Прослушайте рассказ и назовите реакцию и продукт этой реакции.
Однажды Пентан пошел в сауну попариться. Жарко было в сауне! А банщиком там работал Хлорид Алюминия, который предложил Пентану сделать массаж. Пентан согласился. И начал банщик крутить, вертеть Пентаном, приговаривая: “Какой скелет у Вас скрюченный! Сейчас мы поправим!”. Банщик так старался, что оторвал метильную группу. Испугался Хлорид Алюминия, начал присоединять, да ни туда прикрепил метил. Заплакал Пентан: “Был Пентан, а стал … О какой реакции идет речь?
Ответ: Изопентан, реакция изомеризации.
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Участие в конкурсе плакатов “Ресурсосбережение и окружающая среда”
Используемая литература:
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия – М., АСТ-ПРЕСС, 1999, - 560 с.
- В.В.Девяткин, Ю.М.Ляхова “Химия для любознательных, или о чём не узнаешь на уроке”.
- Зайцев О.С. Методика обучения химии. Теоретический и прикладной аспекты. Учебник для ВУЗов М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 1999, - 430 с.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. - М.: Высшая школа, 1992, - 256 с.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа 2004, -252 с.
- Интернет-ресурс “Интересное о нефти” (http://www.oilreview.ru/).
- Э.Е.Нифантьев, Л.А.Цветков ”Химия 10-11 класс”.